Общество
13:5117 мая 2021

Защитить самое дорогое: как обстоят дела с безопасностью в петербургских школах

Сегодня дети из гимназии в Казани вышли на учёбу – в соседней школе. В их неделю назад в стрельбе погибли девять человек. Жертв могло бы быть больше, если бы не самоотверженность педагогов, но в таких ситуациях надеяться только на людей не стоит.
Фото: STELLA/globallookpress.com

11 мая 2021 года в гимназии № 175 Казани произошла стрельба. Её учинил 19-летний Ильназ Галявиев, бывший выпускник школы. Он же привёл в действие самодельное взрывное устройство. Спустя шесть дней, 17 мая, ученики того учебного заведения смогли выйти на учёбу, но в другую школу, соседнюю.

В первые минуты после трагедии петербуржцы скорбели вместе с Казанью, а после руководство города объявило о комплексной проверке систем безопасности всех школ.

— Попросили проверить сегодня работу кнопок тревожной сигнализации Особое внимание мы попросили обратить на исправность работы рамок металлодетекторов и ручных металлодетекторов, которыми также оснащены все школы Санкт-Петербурга, — заявила глава Комитета по образованию Наталья Путиловская.

На четвёртый день после этого поручения — без предупреждения — съёмочная группа 78.ru отправилась в одну из школ на окраине города. Открыта была не просто калитка, но и первая, и вторая входные двери. Остановить могло разве что объявление — «Родителям вход запрещён».

Охранник на входе, разрываясь между кипящим чайником и галстуком, который ещё не успел повязать, оставил свой пост и по меньшей мере на пять минут удалился в поисках директора, к которому пришли журналисты. На это время между людьми и классами не осталось ни одной преграды — такая вот безопасность.

Фото: Philipp von Ditfurth/globallookpress.com
Фото: Philipp von Ditfurth/globallookpress.com
— Бывает, можно зайти, не смотрят особо, бывало такое, что ребёнок не должен выйти из школы, а он выходит на улицу. Мы так искали ребёнка своего один раз. Конечно, страшно становится, естественно! Боишься, — анонимно рассказала мать одного из учеников.

Рамка в этой школе присутствует, но пройти через неё невозможно — её просто прислонили к стене гардероба, не подключив к сети. Действительно, металлодетекторами и тревожными кнопками оснащены 100% петербургских школ — правда, сколько из них работает, чиновники не пояснили.

К счастью, примеров организации безопасного доступа в школы Петербурга всё же больше. По той же официальной статистике системы видеонаблюдения установлены в 90% объектов образования, системы контроля доступа — в 93%.

— Конечно же, в каждом образовательном учреждении есть тревожная кнопка, вот у меня она, предположим, на поясе, и если я нажму её, в течение буквально пяти минут приедет Росгвардия. Этой кнопкой владеет и охранник, — поясняет директор школы № 376 Мария Дмитриенко.

На физическую охрану школ в этом году город выделил более 3 млрд рублей. В среднем — 1,2 млн на каждую. Для серьёзных охранных фирм работа за такие деньги — это скорее социальная нагрузка, и всё же многие к ней готовы. Даже сторонние эксперты по безопасности оценивают охрану петербургских школ на твёрдую четвёрку. После трагедии в Керчи в 2018-м уже меняли законодательство и систему госзаказов в этой сфере.

Фото: Slavomir Kubes/globallookpress.com
Фото: Slavomir Kubes/globallookpress.com

В Петербурге госзаказчики стали всё-таки больше использовать возможности законодательства в части оценки качества услуг. Опыта, материально технического снаряжения, репутации, мы стали это больше использовать, поэтому те организации, которые пытались демпинговать и зайти за счёт цены, — это организации помойки, их на стадии предварительного рассмотрения заявок просто отклоняют, — сообщил директор частной охранной фирмы Сергей Алексеев.

Разработана и безопасная система доступа в учебные заведения. Тот самый контролируемый вход в школу, всё на электронных замках, так называемая шлюзовая система, когда за тобой сначала закрывается первая входная дверь, а чтобы открылась следующая — нужно быть в списке учеников или сотрудников.

Директор школы № 369 Константин Тхостов уверяет: деньги на физическую охрану всем образовательным объектам выделяют одинаковые. И почему где-то в здание не пройдёт самый настойчивый родитель, а где-то на пороге спокойно оставляют незнакомцев — вопрос исключительно человеческого фактора. На это прежде всего надо обращать внимание, а потом уже думать о новых регламентах.

— У каждой школы существует свой учредитель, государство — в лице Комитета по образованию и администрации того района, где находится школа. Лучше консультантов уже не придумать, и я сомневаюсь, что этим двум структурам понадобятся некие внешние консультанты, которые будут советовать, как учить детей и как делать это безопасно. Мне кажется, в данном случае у семи нянек дитя без глаза, — высказался Тхостов.

Возможное появление так называемого внешнего консультанта как дополнительного эксперта по безопасности в петербургских школах пока оценивают сдержанно. А вот новые технологии могли бы помочь охраннику, следящему за монитором с камерами, уже сейчас.

Фото: Heline Vanbeselaere/globallookpress.com
Фото: Heline Vanbeselaere/globallookpress.com

Угол ясного зрения человека — двенадцать градусов по горизонтали и всего девять по вертикали. Периферийное расширяет его до 60 в обоих направлениях. Но понятно, что чем больше камер наблюдения выводится на один монитор, тем сложнее их контролировать. Пределом называют 24 окна и всего десять минут. Затем нужен перерыв. Помочь может видеоаналитика. Благодаря специальному программному обеспечению система сама сигнализирует оператору, если распознаёт в кадре что-то подозрительное — опасные предметы в руках и даже резкие странные движения.

И всё же главный вывод, который сделал Петербург после стрельбы в казанской школе — нужно не только укреплять оборону, но и ещё больше внимания уделять работе психологов: на ранних стадиях выявлять отклонения в психике, вовремя приходить на помощь, не дожидаясь обострений. В Петербурге разработана и подробная инструкция, что делать, если ЧП происходит прямо сейчас.

— План мероприятий, который включает в себя алгоритм действий для учителей, для родителей при создавшейся ситуации. Этот план, поскольку только сейчас сформирован, после этих событий, будет направлен во все образовательные организации, чтобы и педагоги, и родители, и дети понимали, как нужно действовать в таких ситуациях, — сообщила директор Центра диагностики и консультирования Евгения Плетнёва.

К сожалению, о бдительности и осторожности мы вспоминаем после громких трагедий. Всем страшно, никто не хочет повторения, но только когда все действия отлажены, охранники, учителя и ученики знают, что делать, а тревожная кнопка срабатывает в ста процентах случаев — только тогда можно начинать надеяться, что всё это никогда не пригодится.


ВидеоШколыДети
Новости партнеров