Продюсер Александр Ионов: «В жизни обывателя не хватает трэша»

«Ионотечное детство»
Клуб «Ионотека» появился в Петербурге всего шесть лет назад — в мае 2015 года. Но с тех пор «ионотечная культура» так прочно укоренилась в жизни и сознании питерской молодёжи, что кажется, будто этот клуб был всегда.
Туда ходят, в основном, подростки, старшеклассники и совсем юная молодёжь. А уже в клубах «посерьёзней» можно увидеть в кабинках туалетов сакраментальную надпись «мы все вышли из «Ионотеки». Студенты-старшекурсники с ностальгией вспоминают «детство в «Ионотеке», как будто и впрямь это было давным-давно. Как же так получилось? Об этом мы спросили у основателя клуба Александра Ионова.
— Изначально «Ионотека» задумывалась как такое место свободы, клуб музыкантов для музыкантов, — рассказывает Ионов. — Потому что сам я в прошлом тоже музыкант, потом превратился в музыкального продюсера и организатора. Изначально клуб был создан не как место для какого-то бизнеса и делания денег, а, скорее, как отправная точка для свободного искусства, где музыкант может прийти, в полной свободе творчества сыграть что-то, без каких-то драконовских условий.
Но спрос, в итоге, возник немного с другой стороны, — и сам определил предложение. «Народная волна», хлынувшая в «Ионотеку», оказалась свежа и зелена:
— Люди стали ходить, и тут я уже не могу контролировать русский народ — кто приходит в клуб, какую музыку предпочитает… Внезапно через год существования «Ионотека» начала ассоциироваться с огромным количеством молодёжи. Потому что, как выяснилось, в России молодёжи делать абсолютно нечего и идти абсолютно некуда. И вот, они пришли ко мне в клуб. То есть я, уже достаточно взрослый человек — мне уже за 40 — организовал клуб, и туда приходит весь 11 класс, весь первый курс, и начинают петь песни Альбины Сексовой или кого-либо ещё, — вспоминает продюсер.
По словам Александра Ионова, он такого поворота судьбы не ожидал и не задумывал.
— Но так оно случилось, и то, что судьба дарует, я принимаю и делаю лучшее из той ситуации, которая возникает, — разводит руками создатель клуба. — С тех пор «Ионотека» стала ассоциироваться с молодым движением, и многие снобы, в том числе петербургские, смотрели на это презрительно: «У вас там малолетки!». Ну, я хочу напомнить всем снобам, что именно малолетки и двигают музыку. Что именно 14-летние девочки на концертах «Битлз» и «Роллинг Стоунз» развивали музыкальную культуру, вот эти кричащие дети, они и поднимают с её колен. На них это всё основано.
Секрет популярности Гречки
Впрочем, «Битлз» и «Роллинг Стоунз» из недр «Ионотеки» пока не вышли. Одним из самых успешных проектов, к которому приложил в последнее время руку Александр Ионов как продюсер, можно назвать певицу Гречку. Молодая девушка из Кингисеппа, игравшая на акустической гитаре довольно незамысловатые песни, неожиданно взлетела на вершину популярности в 2018 году.

Анастасию Иванову (как на самом деле зовут Гречку) приглашали на Первый канал, фестивали «Нашествие» и «Стереолето», а СМИ называли её «музыкальным открытием 2018 года». При этом, свой первый концерт в Петербурге она сыграла именно в «Ионотеке». И первый студийный альбом певицы (помимо трёх, ранее записанных самостоятельно «на коленке») спродюсировал Ионов.
В чём же секрет Гречки, что помогло ей завоевать популярность в такой короткий срок?
— Секрет Гречки — это далеко не секрет, на самом деле, — уверен Александр Ионов. — Он в её искренности. Она ужасно импонировала всем своим фанатам, в основном, фанаткам, девочкам. Это была девчонка из соседнего двора. Изначально она пела под акустическую гитару у магазина «Пятёрочка», потом приехала в Петербург, пела здесь у вокзала… То есть абсолютно «своя в доску» девчонка, которой можно было верить, которая не выглядела как какая-то богоподобная модель. Она выглядела, как все девчонки, одевалась так же, именно поэтому она подкупала своей искренностью.
Ионов подчёркивает: Гречка — это «совершенно не продюсерский проект».
— Именно такой она была и сейчас во многом остаётся, в этом её «секрет».
Этой искренней манерой Анастасия и «подкупила» продюсера, по его словам — и он решил «запечатлеть для потомков» слепок её таланта:
— В то время, не рассчитывая ни на какую популярность, ничего не калькулируя заранее, я просто хотел зафиксировать это в истории. Потому что мне казалось, что эта девочка может пропасть завтра. Она может пойти учиться, выйти замуж, перестать заниматься музыкой — и надо зафиксировать это как такой исторический артефакт.

И этот «артефакт» выстрелил. В том числе и благодаря усилиям продюсера: аранжировке, качественной записи, пиару. Но, тем не менее, Александр Ионов подчёркивает:
— Я считаю, что это, действительно, песни из народа. Это не «Ранетки», не проект, это не группа «Серебро» Макса Фадеева — это музыка из народа, и это подкупает!
О расставании с Гречкой и её новом альбоме
Сотрудничество Гречка и Ионов, правда, прекратили уже в конце звёздного для певицы 2018 года. С тех пор популярность Насти как будто поугасла — но сам продюсер так не считает. Да и расставание с подопечной он рассматривает как процесс естественный и прошедший безболезненно:
— Надо понимать, что в 17-18 лет очень силён индивидуализм, и творческий человек в особенности очень хочет быть абсолютно свободен и делать всё так, как он сам хочет. В том числе и Анастасия, Гречка, хотела иметь полную свободу и делать именно то, что она хочет. Я её прекрасно понимаю, потому что даже дружественная помощь продюсера может казаться диктатом. И это было абсолютно мирное расхождение, мы отпустили друг друга. Я считаю, что сделал для Гречки всё, что мог. Всё, что было бы далее, было бы основано на какой-то форме несвободы. И, когда она эту свободу захотела, она её получила.
Что же касается популярности певицы — продюсер уверен, что со своим творчеством обязательно «рано или поздно она будет там, где ей и нужно быть».

После ухода в свободное плавание Анастасия записала уже несколько альбомов и мини-пластинок. Последний на данный момент альбом «Не за что» вышел в середине марта 2021 года. Экс-продюсер певицы его одобрил:
— Я считаю, что последний альбом звучит замечательно, я всем рекомендую послушать его. До этого она выпустила ещё два альбома, для меня это был немножко спорный звук, особенно во втором. Мне казалось, там не хватало каких-то экспериментов. А последний альбом очень энергичный, искренний, там такие рок-гитары… Она в своё время заигрывала с электроникой, потому что, как любой молодой девушке, ей нравится рэп, хип-хоп. Возможно, она бы хотела что-то такое. Но я думаю, что её корни в такой вот рок-гитаре. Это что-то такое, что играют простые люди: без зауми, без электронщины.
«Пожилой самородок» Альбина Сексова
Помимо Гречки у Александра Ионова немало других подопечных — не столь популярных, но тоже, в массе своей, очень юных. Есть, однако, и весьма специфический проект, тоже из разряда «самородков», которым продюсер активно занимается последние несколько лет. Речь о «диве порношансона» Альбине Сексовой — 63-летней художнице, 11 лет назад решившей выйти на сцену.
Как и Анастасия Иванова, Альбина Сексова — проект независимый, нашедший в лице Ионова поддержку, но не создателя. Тем не менее, именно после знакомства с Александром бодрая пенсионерка начала собирать полные залы в «Ионотеке» и записала несколько пластинок с качественным звуком. Как признался в беседе сам Ионов, за творчеством Альбины Сексовой он следил с 2011 года, когда ещё не существовало «Ионотеки» и сам он не занимался продюсированием:
— Я был просто тусовщиком, ходил на самые первые концерты Альбины Сексовой. Они проходили в таких культовых местах, как «Бар Ж», клуб «Никаких орхидей» на Коломенской улице. Приходило всего 15-20 человек, всё только начиналось.

Шло время, и в Петербурге появилась «Ионотека», а сам Ионов увлёкся продюсированием. Тогда он и предложил старой знакомой «по старой дружбе» помощь продюсера.
— С тех пор мы выпустили всю дискографию на моём лейбле Ionoff Music, Альбина Сексова начала получать реальные гонорары за прослушивания, концерты ежемесячно проводятся, — рассказал Александр. — То есть всё это поставлено на поток, хорошо организовано, и все счастливы.
Трэш как психологический инструмент
Среди подопечных «анти-лейбла Ionoff Music» есть такие коллективы, как «Закладка», «Ритуальные услуги», MERZOTA, «Хозяйственное мыло» и так далее. Многие из этих юных музыкантов звучат довольно специфично, и не раз продюсера и создателя «Ионотеки» обвиняли в продвижении откровенной трэш-музыки. Да и сама «Ионотека» давно приобрела репутацию места, где можно услышать и увидеть самый трэш на любой вкус. Но сам Ионов предпочитает другие термины:
— Я бы употребил слово «эпатаж». Я как человек люблю эпатировать. Я вырос в семье без отца, и дети в таких неполных семьях очень любят привлекать к себе внимание. Не буду увиливать — я люблю эпатировать, люблю привлекать к себе внимание. И, конечно, это продолжается в моём творчестве. В маркетинге я тоже склонен как-то эпатировать и шокировать.
Трэш же как таковой просто необходим «народным массам», уверен продюсер:
— Нам нравятся триллеры, ужасы, нам нравится что-то необычное. Абсолютно нормальные обыватели идут в кинотеатры, тратят свои деньги, делают огромные кассы, чтобы увидеть, как маньяк бегает за девушкой, как реки крови льются на экране. Почему? Потому что в жизни не хватает трэша!

«Трэш» — это своеобразная «изюминка, которая помогает преодолеть обыденность», считает Александр Ионов.
— Вы можете со мной не согласиться, но вы согласитесь с кассами этих фильмов, этой музыки, где, например, рэп-исполнители поют о ситуациях, которые для обывателей являются фантастичными: там и красавицы полуголые, на всё готовые, и так далее… Ничего подобного в жизни нет, у вас, скорее всего, скучная жена, вы сидите на диване и хотите быть рэпером или маньяком, — ранит в самое сердце продюсер. — Слава Богу, не все становятся маньяками или рэперами, но подобный элемент работает как мечта, как психологический инструмент ухода от реальности.
«Ионотека» является для молодёжи символом вседозволенности и свободы, считает её создатель. Хотя на самом деле «ореол трэша» остался с первых лет существования клуба — и сейчас, подчеркнул Ионов, основу лейбла составляют «спокойные сорта инди-рока и инди-попа».




