Общество
10:001 мая 2021

Директор «Экспофорума» о ПМЭФ-2021: «Это беспрецедентное мероприятие в мировых масштабах»

Генеральный директор «Экспофорума» Сергей Воронков рассказал телеканалу «78» о том, как проходит подготовка к экономическому форуму на площадке. По словам Воронкова, событие не будет иметь себе равных по множеству параметров.
Фото: Алексей Александронок/Фонд Росконгресс

Безопасность мирового уровня

В самом начале лета, со 2 по 5 июня 2021 года в Петербурге пройдёт, пожалуй, самое крупное с начала пандемии оффлайн-событие международного формата – Петербургский экономический форум. В интервью телеканалу «78» директор конгрессно-выставочного центра «Экспофорум», где будет проходить событие, рассказал о сложностях подготовки и значении мероприятия для города – и не только.

– Всё прогрессивное человечество готовится к Петербургскому экономическому форуму, потому что это, действительно, знаковое событие, – заявил Сергей Воронков. – Такого рода мероприятие в оффлайн-формате проводится впервые.

Если быть точнее, экономический форум пройдёт в гибридном формате: трансляции из залов можно будет посмотреть в интернете. Но после пандемии мероприятий такого масштаба, организованных с учётом всех строжайших требований эпидемиологической безопасности, ещё не проводилось. Именно это является основной особенностью и трудностью при организации события.

– Конечно, это вызов, – признался директор «Экспофорума». – Мероприятия мы проводим с августа 2020 года, их у нас состоялось уже больше шестидесяти. Через площадку прошло порядка 700 тысяч человек, но это всё-таки мероприятия не такого масштаба. Да, у нас были мероприятия, где было 15 тысяч посетителей, но это происходило не в один день, это посетители за три-четыре дня. То есть одновременно на площадке всё равно больше трёх-четырёх тысяч человек не находилось.

На ПМЭФ-2021 придёт и приедет значительно больше людей. Кроме того, предвидится довольно плотная программа, отметил Воронков:

– Речь идёт о большом количестве времени, которое люди будут проводить в залах совместно, а не просто о посещении выставки. Это беспрецедентное мероприятие в мировых масштабах. Потому что Давос – он проводился в онлайн-формате, и, на мой взгляд, оказался провальным с точки зрения количества просмотров. В этом смысле онлайн не выстрелил. Поэтому мировое внимание приковано к ПМЭФ.

Учитывая все эти факты, «Экспофорум» готовится к событию как никогда ранее.

– Будет задействован весь набор доступных средств и технологий, начиная от визуального контроля и замера температуры, обеспечения СИЗами, до химобработки, санобработки помещений антибактериальными средствами. Используется так называемый холодный туман. Плюс мы делаем то, чего нет ни на одной площадке в мире: это обеззараживание воздуха через централизованную систему вентиляции. Вот этого нет нигде, это, пожалуй, наше ноу-хау, – рассказал Сергей Воронков. – Всё это благодаря умной инженерии, которая позволяет сделать это централизованно в нашем здании.
Фото: Sergei Mikhailichenko/globallookpress.com
Фото: Sergei Mikhailichenko/globallookpress.com

Директор площадки уверен: с точки зрения принятых мер безопасности ПМЭФ-2021 не будет иметь себе равных ещё долгое время.

Digital не заменит живое общение

Пандемия показала, что интернет, несмотря на победное шествие по всем сферам человеческой деятельности, никогда не заместит встречи в реальной жизни. И работа «Экспофорума» после открытия это подтвердила.

– И участники выставок, и посетители очень соскучились по живому общению, – рассказал Сергей Воронков. – Многие мероприятия сейчас переносятся, отменяются из-за того, что закрыты границы, многие гости не могут приехать. Часто проводить мероприятие выходит экономически нецелесообразно. Поэтому их сейчас проводится в два раза меньше. А вот посетительский поток, что очень приятно, не уменьшился по сравнению с 2019 годом. Где-то посещение даже больше, чем было до этого. И это не может не радовать! Можно прямо по лицам увидеть радость, почувствовать энергетику, которая витает в воздухе, ощутить какое-то возобновление жизни.

Конечно, после пандемии мир крупных событий, форумов и прочих мероприятий не станет прежним – как и мир вообще.

– Сам характер мероприятий должен претерпеть существенные изменения. Я это называю новой идентичностью событий, – поделился Сергей Воронков.

Как отметил директор «Экспофорума», за прошедший пандемийный год у людей сформировалось множество новых привычек: от постоянных покупок в интернете и заказа продуктов в онлайн-магазинах до онлайн-образования и удалённой работы. Крупные мероприятия, конференции и круглые столы люди тоже часто посещают онлайн. Но, как оказалось, это не «убивает» сферу оффлайн-мероприятий.

Фото: Евгений Лучинский/Фонд Росконгресс
Фото: Евгений Лучинский/Фонд Росконгресс
– Онлайн просто пришёл в нашу жизнь принудительно. Раньше мы об этом больше говорили, но цифровой маркетинг давно проникал в нашу жизнь. Последние 10 лет изменения в конгрессно-выставочной деятельности тоже проходили, онлайн-форматы – они присутствуют практически на всех мероприятиях, что-то транслировалось, некоторые спикеры были онлайн, трансляции с мероприятий были давно. И мы говорили, что маркет-плейсы, электронная торговля угрожают выставкам. А тут раз – и целый год только так. Просто нет выбора. И, конечно, все попробовали на вкус, что такое виртуальная среда со всеми плюсами и минусами.

Без сомнения, у онлайна есть свои преимущества: существенная экономия как денег, так и времени, возможность просматривать сразу несколько конференций и круглых столов, подключиться и отключиться в любой момент… Но такая гибкость, во-первых, плохо влияет на концентрацию. Кроме того, главным минусом оказалось отсутствие живого общения – без которого люди, как выяснилось, существовать не в состоянии.

Четыре столпа конгрессно-выставочной деятельности

Форумы, конференции и выставки имеют огромное значение как для культуры и экономики города, так и для развития всей страны, уверен Сергей Воронков. По мнению директора «Экспофорума», существует четыре основных фактора их глобального влияния на нашу жизнь:

– Во-первых, выставки и конгрессы – это не только зеркало, но и драйвер экономики. Многие конгрессы и выставки являются организаторами и конфигураторами отраслевого пространства. Зачастую они выполняют функцию «отраслевых министерств», потому что вы приходите на выставку – и вот она, вся отрасль! Хотите иметь лучшее представление об отрасли? Приезжайте на самое крупное мероприятие, посмотрите все новинки, получите знания, обмен опытом и так далее. Вы нигде этого в одном месте за несколько дней не получите. Я уже не говорю о количестве заключаемых сделок.
Фото: Сергей Отрошко/Фонд Росконгресс
Фото: Сергей Отрошко/Фонд Росконгресс

Выставки и конгрессы до сих пор оцениваются как наиболее эффективный маркетинговый инструмент, уверен Воронков. Но это – только малая часть значения ивент-индустрии такого масштаба.

– Второй фактор – это влияние на индустрию гостеприимства. Это называется деловым туризмом, – пояснил директор площадки. – Он приносит больше 60 процентов в общем вале туризма, потому что деловые туристы отставляют намного больше денег и генерируют повторные поездки – всегда.

Правда, связь эта не так очевидна на первый взгляд. Но Сергей Воронков привёл простые расчёты:

– В Петербурге 8 млн туристов, из них 1,5 млн деловых туристов. Это 20 процентов. Но эти 20 процентов приносят больше половины денег. Это дорогой уровень туризма, а самое главное – они приезжают в низкий сезон, в рабочий сезон. Конгрессы и выставки генерируют 80 процентов траффика делового туризма. Из 1,5 млн деловых туристов 600 тысяч приезжают только на «Экспофорум».

«Экспофорум» является важнейшей точкой притяжения деловых туристов, и самое главное, что этот поток легко управляем.

Третий важнейший фактор – имиджевый, отметил гендиректор «Экспофорума»:

– Это имидж региона, имидж страны. В нынешних условиях информационной агрессии и войны, которая ведётся в отношении России, конгрессы и выставки являются единственным инструментом народной дипломатии и мягкой силы в отношении элитных групп, тех, кто определяет процессы развития – в науке, в бизнесе, в технологиях.
Фото: Анна Горбань/Фонд Росконгресс
Фото: Анна Горбань/Фонд Росконгресс

Четвёртый фактор имеет значение для каждого:

– Конгрессы и выставки становятся в виртуальном мире одним из важнейших факторов социализации, таких же, как семья, образование, СМИ, интернет. Так происходит потому, что это площадки для общения. Чем больше люди уходят в интернет, где ты абсолютно одинок перед экраном и где мир на 80 процентов фейковый, тем больше хочется-то чего-то реального. Но концертные залы, спортивные площадки дают только потребление, а на площадках, где проводятся ивенты, присутствует именно то, что нужно: и общение, и впечатления, и эмоции, и полезные контакты. И вот именно поэтому XXI век мы для себя называем веком общения.

Сергей Воронков рассказал, что уже явно заметен «обратный тренд»: чем больше люди проводят времени в интернете, тем больше им хочется вернуться в реальную жизнь. Поэтому такие исключительно виртуальные площадки, как та же соцсеть «ВКонтакте», проводят собственные фестивали оффлайн, а интернет-блогеры встречаются с поклонниками на своих фестивалях.

ПМЭФОбразованиеКовид
Новости партнеров