В самом начале лета, со 2 по 5 июня 2021 года в Петербурге пройдёт, пожалуй, самое крупное с начала пандемии оффлайн-событие международного формата – Петербургский экономический форум. В интервью телеканалу «78» директор конгрессно-выставочного центра «Экспофорум», где будет проходить событие, рассказал о сложностях подготовки и значении мероприятия для города – и не только.
– Всё прогрессивное человечество готовится к Петербургскому экономическому форуму, потому что это, действительно, знаковое событие, – заявил Сергей Воронков. – Такого рода мероприятие в оффлайн-формате проводится впервые.
Если быть точнее, экономический форум пройдёт в гибридном формате: трансляции из залов можно будет посмотреть в интернете. Но после пандемии мероприятий такого масштаба, организованных с учётом всех строжайших требований эпидемиологической безопасности, ещё не проводилось. Именно это является основной особенностью и трудностью при организации события.
– Конечно, это вызов, – признался директор «Экспофорума». – Мероприятия мы проводим с августа 2020 года, их у нас состоялось уже больше шестидесяти. Через площадку прошло порядка 700 тысяч человек, но это всё-таки мероприятия не такого масштаба. Да, у нас были мероприятия, где было 15 тысяч посетителей, но это происходило не в один день, это посетители за три-четыре дня. То есть одновременно на площадке всё равно больше трёх-четырёх тысяч человек не находилось.
На ПМЭФ-2021 придёт и приедет значительно больше людей. Кроме того, предвидится довольно плотная программа, отметил Воронков:
– Речь идёт о большом количестве времени, которое люди будут проводить в залах совместно, а не просто о посещении выставки. Это беспрецедентное мероприятие в мировых масштабах. Потому что Давос – он проводился в онлайн-формате, и, на мой взгляд, оказался провальным с точки зрения количества просмотров. В этом смысле онлайн не выстрелил. Поэтому мировое внимание приковано к ПМЭФ.
Учитывая все эти факты, «Экспофорум» готовится к событию как никогда ранее.
– Будет задействован весь набор доступных средств и технологий, начиная от визуального контроля и замера температуры, обеспечения СИЗами, до химобработки, санобработки помещений антибактериальными средствами. Используется так называемый холодный туман. Плюс мы делаем то, чего нет ни на одной площадке в мире: это обеззараживание воздуха через централизованную систему вентиляции. Вот этого нет нигде, это, пожалуй, наше ноу-хау, – рассказал Сергей Воронков. – Всё это благодаря умной инженерии, которая позволяет сделать это централизованно в нашем здании.
Директор площадки уверен: с точки зрения принятых мер безопасности ПМЭФ-2021 не будет иметь себе равных ещё долгое время.
Пандемия показала, что интернет, несмотря на победное шествие по всем сферам человеческой деятельности, никогда не заместит встречи в реальной жизни. И работа «Экспофорума» после открытия это подтвердила.
– И участники выставок, и посетители очень соскучились по живому общению, – рассказал Сергей Воронков. – Многие мероприятия сейчас переносятся, отменяются из-за того, что закрыты границы, многие гости не могут приехать. Часто проводить мероприятие выходит экономически нецелесообразно. Поэтому их сейчас проводится в два раза меньше. А вот посетительский поток, что очень приятно, не уменьшился по сравнению с 2019 годом. Где-то посещение даже больше, чем было до этого. И это не может не радовать! Можно прямо по лицам увидеть радость, почувствовать энергетику, которая витает в воздухе, ощутить какое-то возобновление жизни.
Конечно, после пандемии мир крупных событий, форумов и прочих мероприятий не станет прежним – как и мир вообще.
– Сам характер мероприятий должен претерпеть существенные изменения. Я это называю новой идентичностью событий, – поделился Сергей Воронков.
Как отметил директор «Экспофорума», за прошедший пандемийный год у людей сформировалось множество новых привычек: от постоянных покупок в интернете и заказа продуктов в онлайн-магазинах до онлайн-образования и удалённой работы. Крупные мероприятия, конференции и круглые столы люди тоже часто посещают онлайн. Но, как оказалось, это не «убивает» сферу оффлайн-мероприятий.
– Онлайн просто пришёл в нашу жизнь принудительно. Раньше мы об этом больше говорили, но цифровой маркетинг давно проникал в нашу жизнь. Последние 10 лет изменения в конгрессно-выставочной деятельности тоже проходили, онлайн-форматы – они присутствуют практически на всех мероприятиях, что-то транслировалось, некоторые спикеры были онлайн, трансляции с мероприятий были давно. И мы говорили, что маркет-плейсы, электронная торговля угрожают выставкам. А тут раз – и целый год только так. Просто нет выбора. И, конечно, все попробовали на вкус, что такое виртуальная среда со всеми плюсами и минусами.
Без сомнения, у онлайна есть свои преимущества: существенная экономия как денег, так и времени, возможность просматривать сразу несколько конференций и круглых столов, подключиться и отключиться в любой момент… Но такая гибкость, во-первых, плохо влияет на концентрацию. Кроме того, главным минусом оказалось отсутствие живого общения – без которого люди, как выяснилось, существовать не в состоянии.
Форумы, конференции и выставки имеют огромное значение как для культуры и экономики города, так и для развития всей страны, уверен Сергей Воронков. По мнению директора «Экспофорума», существует четыре основных фактора их глобального влияния на нашу жизнь:
– Во-первых, выставки и конгрессы – это не только зеркало, но и драйвер экономики. Многие конгрессы и выставки являются организаторами и конфигураторами отраслевого пространства. Зачастую они выполняют функцию «отраслевых министерств», потому что вы приходите на выставку – и вот она, вся отрасль! Хотите иметь лучшее представление об отрасли? Приезжайте на самое крупное мероприятие, посмотрите все новинки, получите знания, обмен опытом и так далее. Вы нигде этого в одном месте за несколько дней не получите. Я уже не говорю о количестве заключаемых сделок.
Выставки и конгрессы до сих пор оцениваются как наиболее эффективный маркетинговый инструмент, уверен Воронков. Но это – только малая часть значения ивент-индустрии такого масштаба.
– Второй фактор – это влияние на индустрию гостеприимства. Это называется деловым туризмом, – пояснил директор площадки. – Он приносит больше 60 процентов в общем вале туризма, потому что деловые туристы отставляют намного больше денег и генерируют повторные поездки – всегда.
Правда, связь эта не так очевидна на первый взгляд. Но Сергей Воронков привёл простые расчёты:
– В Петербурге 8 млн туристов, из них 1,5 млн деловых туристов. Это 20 процентов. Но эти 20 процентов приносят больше половины денег. Это дорогой уровень туризма, а самое главное – они приезжают в низкий сезон, в рабочий сезон. Конгрессы и выставки генерируют 80 процентов траффика делового туризма. Из 1,5 млн деловых туристов 600 тысяч приезжают только на «Экспофорум».
«Экспофорум» является важнейшей точкой притяжения деловых туристов, и самое главное, что этот поток легко управляем.
Третий важнейший фактор – имиджевый, отметил гендиректор «Экспофорума»:
– Это имидж региона, имидж страны. В нынешних условиях информационной агрессии и войны, которая ведётся в отношении России, конгрессы и выставки являются единственным инструментом народной дипломатии и мягкой силы в отношении элитных групп, тех, кто определяет процессы развития – в науке, в бизнесе, в технологиях.
Четвёртый фактор имеет значение для каждого:
– Конгрессы и выставки становятся в виртуальном мире одним из важнейших факторов социализации, таких же, как семья, образование, СМИ, интернет. Так происходит потому, что это площадки для общения. Чем больше люди уходят в интернет, где ты абсолютно одинок перед экраном и где мир на 80 процентов фейковый, тем больше хочется-то чего-то реального. Но концертные залы, спортивные площадки дают только потребление, а на площадках, где проводятся ивенты, присутствует именно то, что нужно: и общение, и впечатления, и эмоции, и полезные контакты. И вот именно поэтому XXI век мы для себя называем веком общения.
Сергей Воронков рассказал, что уже явно заметен «обратный тренд»: чем больше люди проводят времени в интернете, тем больше им хочется вернуться в реальную жизнь. Поэтому такие исключительно виртуальные площадки, как та же соцсеть «ВКонтакте», проводят собственные фестивали оффлайн, а интернет-блогеры встречаются с поклонниками на своих фестивалях.