Звезда фильма «Холоп» Милош Бикович в конце февраля сообщил в Instagram радостную для себя новость — он получил российское гражданство. Сербский актёр признался, что этот шаг считает более чем логичным, ведь уже больше 7 лет, несмотря на своё происхождение, активно участвует в культурной жизни России, а останавливаться не планирует.
— Вы назвали получение российского гражданства честью. Расскажите, почему это событие так для вас важно?
— Я уже 7 лет живу и работаю в России. Я чувствую себя частью этой реальности и культурной жизни. Это как-то было логично: скажем, ещё один шаг, который просто подтверждает то, что я и есть часть этой культуры, а эта культура — часть меня. Россия стала для меня моим домом.
— А практический в этом смысл есть какой-то? Я имею в виду: упрощает ли этот шаг вашу жизнь?
— Конечно! Я не буду ездить в Мытищи больше, я буду скучать по 64-му километру за МКАДом (там расположены миграционные центры — Прим. ред.). И теперь, если жениться, то исключительно по любви. Ну, на русской, я имею в виду.
— Указ президентом подписан, а каким образом будет происходить процесс получения?
— Есть два варианта: первый — если мне вручают в Москве, а второй — если здесь, в Белграде. Пока ещё не знаю, какое решение будет принято, н посмотрим, что будет в ближайшие несколько дней.
— Уже появились разговоры о том, что Бикович встал в один ряд с Стивеном Сигалом и Жераром Депардьё. Как вы чувствуете себя в этом трио?
— Я скажу, что в этом трио у меня меньше всего опыта и килограммов.
— Теперь вы — российские гражданин. Говорят, что, чтобы получить российское гражданство, необходимо отказаться от гражданства другой страны.
— Я думаю, у нас нет таких законов, у нас возможно быть с двойным гражданством. Я спрашивал, мне по крайней мере так сказали. Может, меня обманули.
— Хорошо, а что у вас в планах на будущее?
— Я думаю, в принципе ничего особо не изменится: я как жил, так и буду жить. Буду и в Сербии, и в России пытаться осуществлять совместные проекты и продолжать сближение этих двух культур, наших народов. Если, конечно, вообще можно так сказать — две культуры и два народа, потому что мы настолько близки, что у нас практически один культурный код.
— Тогда в чём суть сближения?
— Надо это понять. За культуру надо бороться и в России, и в Сербии. Она находится под угрозой системы ценностей, подмены всяких культурных и исторических моментов. Поэтому необходимо создавать культуру, которая будет укреплять идентичность этих народов — а это и есть сближение. Если ты знаешь историю, ты чуешь эту близость. А если ты не крепкий в своей идентичности, тебя можно легко завести.
— Есть такая шутка, что у России три атрибута «мягкой силы» на Балканах: Владимир Путин, Милош Бикович и гостиница «Москва».
— В Сербии тоже считают, что есть одна точка «мягкой силы» в Москве. Но я не считаю, что это так. То есть, я считаю, что это естественно и произошло каким-то спонтанным путём. Потому что, если бы это был, скажем, такой какой-то политический проект, это бы не повторялось. А меня действительно восприняла публика, меня действительно народ русский принял. Результаты самого кассового фильма в истории российского кинематографа, очень высокие рейтинги сериалов, то, как на меня смотрят коллеги-режиссёры, продюсеры, актёры, а также публика, — это нельзя заказать, нельзя надавить, чтобы это так произошло. Это происходит спонтанно, и результаты об этом говорят.
— Вы не опасаетесь, что с получением российского паспорта отрезали себе пути в Европу, скажем так? То есть, вы не думали, что отношение к вам со стороны потенциальных европейских коллег может поменяться?
— Я не думаю, что наличие российского паспорта будет создавать мне какие-то проблемы. Но даже если просто наличие этого документа будет формировать ко мне определённое отношение — это, мне кажется, доказательство того, что такие отношения не принципиальны, а направлены против определённого народа. Потому что я не изменился, как вчера жил, так и живу сегодня. Только теперь я – гражданин ещё и России. Я не думаю, что отношение поменяться может, посмотрим... С другой стороны, Россия для меня — как дом, она мне так много дала. Даже если надо будет потерпеть, ну, что ж…
— Какое отношение в Сербии к тому, что у вас теперь российское гражданство?
— В принципе люди меня поздравляют с этим. Меня уже давно спрашивали, есть ли у меня гражданство, то есть, для них это было логично. Поэтому люди здесь относятся нормально — это, с одной стороны, доказательство, что тебя окончательно приняли, что тебя любят. А, с другой стороны, в Сербии на гражданство другой страны смотрят с одобрением, тем более, если оно российское.
За организацию интервью 78.ru благодарит Русский Дом в Белграде.