Если вы панически боитесь уколов, а обезопасить себя от коронавируса всё же хочется – для вас есть хорошие новости. Уже довольно продолжительное время в петербургском НИИ гриппа имени Смородинцева разрабатывается новая вакцина, которую можно будет просто впрыскивать через нос, не испытывая боли и страха. Как рассказал в интервью 78.ru и. о. директора института, заместитель директора по научной работе, доктор медицинских наук Дмитрий Лиознов, вакцина в виде капель или спрея – отнюдь не новаторство:
– В целом интраназальное введение вакцин – это достаточно распространённый способ. Прежде всего он применяется для введения противогриппозных живых вакцин. Наш институт имеет платформу на основе вектора вируса гриппа, именно на этой платформе с использованием вируса гриппа как вектора для интраназального применения разработана и сейчас проходит клинические испытания вакцина против туберкулёза. Одна терапевтическая, одна профилактическая.
Совсем скоро у нас будут капли в нос от туберкулёза – и это ещё не всё:
– Точно такой же подход, в том числе в плане интраназального применения, мы сейчас используем при разработке вакцины против респираторно-синцитиальной вирусной инфекции (вирусов, вызывающих инфекции дыхательных путей – прим. авт.). Таким образом, у нас есть традиционный грипп, есть разработки по туберкулёзу и ведущиеся разработки по синцитиальной вирусной инфекции, – рассказал Дмитрий Лиознов.
Поэтому вполне закономерно, что, когда появился запрос на разработку новой вакцины против коронавируса, сотрудники НИИ гриппа сделали выбор именно в пользу интрананазальной векторной вакцины, использующей вирус гриппа в качестве вектора, отметил наш собеседник. И такая вакцина имеет целый ряд преимуществ.
Первое преимущество очевидно: проблем с детьми, панически боящимися уколов, больше не будет. Да и далеко не все взрослые легко переносят инъекции, подчеркнул Дмитрий Лиознов. Второе преимущество связано с логистикой: исчезают проблемы с оказанием данного вида медицинской помощи, не нужны шприцы, медперсонал и так далее. Есть и третье, не вполне очевидное преимущество, отметил врач:
– Здесь особый механизм: мы вводим антиген, то есть то, что приведёт к формированию иммунитета против возбудителя, непосредственно во «входные ворота». То есть все возбудители респираторных вирусных инфекций попадают к нам через носоглотку и ротоглотку. И вот, вводя препарат именно в носоглотку, «входные ворота», мы формируем иммунную защиту именно в этом месте, где происходит контакт возбудителя с нашим организмом. И уже здесь есть готовый ответ, готовые секреторные иммуноглобулины, которые находятся на слизистых. Это клетки, которые отвечают на вызов, когда возбудитель попадает в организм.
Привычная нам вакцина в виде инъекций формирует только системный иммунный ответ организма. Это нормально и правильно, но в случае применения капель в нос для борьбы с подобным вирусом мы убиваем сразу двух зайцев: помимо системного организм формирует также местный иммунный ответ. Таким образом, мы получаем защиту сразу на двух уровнях.
У новой вакцины будет и ещё одно серьёзное преимущество. Она позволит выработать иммунитет не только сразу на двух уровнях, но и одновременно к двум вирусам: гриппа и COVID-19. Это будет достигаться благодаря использованию в качестве вектора (то есть, своего рода, «транспорта» для доставки белка коронавируса в клетки) уже упомянутого вируса гриппа.
– Да, мы надеемся, что именно так всё и будет, – рассказал и. о. директора НИИ гриппа. – Сейчас проводятся исследования, действительно, вектор – это изменённый, ослабленный вирус гриппа, который не вызывает заболевания, но к нему должен и может формироваться иммунный ответ. И мы ожидаем, что применение именно вируса гриппа приведёт к двойному ответу: с одной стороны, это профилактика коронавирусной инфекции, с другой стороны, профилактика гриппа.
Конечно, каждый сезон к нам приходит новый возбудитель вируса, подчеркнул наш собеседник:
– Поэтому каждый сезон у нас новые вакцины, исходя из тех штаммов, которые мы ожидаем. Использование такого сезонного подхода, когда каждый сезон у нас будет новый вектор, основанный на циркулирующих штаммах, и та часть коронавируса, которая нам нужна, будет приводить как раз к профилактике и гриппа, и коронавируса.
Следует отметить, что в качестве вектора в данном случае используется вирус гриппа A.
Вакцины в виде спрея не только не являются новшеством – когда-то давно это и вовсе была самая первая форма вакцин.
– Собственно, с них всё и начиналось, – рассказал Дмитрий Лиознов. – Если мы говорим про грипп, то изначально использовались живые гриппозные вакцины, которые вводились как раз интраназально или сублингвально. Просто сегодня они применяются не так широко, поэтому не все о них, может быть, знают. Но это традиционный способ введения вакцинных препаратов.
В данный момент в НИИ гриппа имени Смородинцева проводятся доклинические исследования: вакцину проверяют на мышах. Грызуны реагируют хорошо, отметил Дмитрий Лиознов:
– Эти исследования показали, что вакцина безопасна, она обладает иммуногенностью, то есть у животных выработался иммунный ответ. Полностью результаты доклинических исследований мы получим в мае, проанализируем их и будем готовиться к клиническим исследованиям с участием здоровых добровольцев.
В «идеальном мире», рассказал наш собеседник, клинические исследования должны стартовать в сентябре 2021 года. Если всё будет складываться удачно, к концу текущего года учёные получат результаты первой и второй фазы испытаний препарата.
Интересно, что о вакцине-спрее заговорили ещё весной 2020. Но тогда сотрудники НИИ гриппа имени Смородинцева, как и другие отечественные учёные, подчёркивали, что на разработку вакцины обычно уходит много лет – вплоть до нескольких десятков. И ждать вакцину раньше, чем хотя бы через пять лет, бессмысленно.
Теперь же уже в текущем году исследователи планируют приступить к последней фазе исследований – клиническим испытаниям на добровольцах. Как же так вышло?
– Здесь разные есть причины, – отвечает Дмитрий Лиознов. – С одной стороны, мы видим, что наши коллеги в Центре Гамалеи (учреждении, разработавшем вакцину Спутник V – прим. авт.) использовали уже наработанную систему, ту платформу, которая была апробирована ими в течение нескольких лет для других инфекций. Именно эта платформа помогла так быстро создать эффективную вакцину против коронавируса.
Помимо этого, причиной длительной разработки вакцин являются обычно ограниченные ресурсы – финансовые, информационные и так далее. В случае же с коронавирусом огромное количество учёных мира сплотились, не боясь делиться полученными результатами, а государства стали выделять значительно больше финансов – благодаря этому, отметил эксперт, «многие процессы просто сжались»:
– Были направлены огромные ресурсы, и интеллектуальные, и финансовые, для того, чтобы решить эти вопросы. Я думаю, что именно поэтому основные производители вакцин успели это сделать. Но, с другой стороны, если мы с вам посмотрим на данные Всемирной организации здравоохранения, только на список официальных препаратов, которые находятся в разработке, то увидим, что их более ста. А реальное число ещё больше. Не все препараты дошли ещё даже до ограниченной регистрации.
В России существуют уже две таких вакцины и готовится третья, несколько есть в Китае, буквально два-три препарата выпущено в западных странах, отметил Дмитрий Лиознов. То есть, несмотря на определённый прорыв, взрывного выпуска вакцин от коронавируса мы не наблюдаем – как бы то ни было, процесс этот остаётся длительным, сложным и кропотливым.
Так, в Австралии была снята вакцина, уже дошедшая до клинических испытаний, – она показала совсем не те результаты, которые от неё ожидали. Тем не менее, есть и по-настоящему серьёзные прорывы. Например, учёные давно работали над созданием мРНК-вакцин – и именно вакцина от COVID-19 стала первой. Это прорыв, который необходимо использовать в дальнейших исследованиях, подчеркнул и.о. директора НИИ гриппа:
– Те негативные моменты, которые уже сейчас возникают в отношении мРНК-вакцин, позволяют их проанализировать и использовать для последующих разработок. Это условия хранения, определенные негативные последствия в ряде групп, и так далее. Поэтому все эти прорывы ведут нас к более быстрой разработке вакцин в будущем, более эффективных и безопасных.
В целом этот рывок, без сомнения, окажет очень серьёзное положительное влияние на медицину и науку в целом в будущем – в этом сомневаться не приходится. И вклад петербургских учёных в это будущее также довольно велик.