Прямой эфир

Не стоит и выеденного яйца: новые факты в деле «фальшивых» яиц и тазов Фаберже в Эрмитаже

Маргарита Звягинцева
22 января 2021, 17:58
Как объяснить портреты взрослых великих княжон в ювелирном яйце 1904 года, когда они были значительно младше? Делал ли Фаберже тазы, зажигалки и чайники? В ответ на нападки арт-дилера Ружникова организатор выставки в Эрмитаже приводит контраргументы.
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа

Лондон против Баден-Бадена, или Шесть неизвестных

Конфликт между лондонским арт-дилером и коллекционером Андреем Ружниковым и Эрмитажем на почве драгоценных яиц Фаберже, вспыхнувший неделю назад, продолжает раскручиваться. Причём к чему именно это ведёт, не совсем понятно: обе стороны бросаются друг в друга аргументами и контраргументами, словно мячиками для пинг-понга, и наблюдателям трудно разобраться, где истина, а где — не совсем…

Напомним, проживающий в Лондоне искусствовед и арт-дилер Андрей Ружников 12 января опубликовал на своём сайте открытое письмо Михаилу Пиотровскому, заявив, что открывшаяся в 2020 году выставка «Фаберже — ювелир Императорского двора» наполнена фальшивыми экспонатами. В продвижении фальшивок арт-дилер обвинил также Александра Иванова, коллекционера, эксперта по изделиям Карла Фаберже и директора Музея Фаберже в Баден-Бадене. Именно он предоставил часть коллекции своего музея для экспозиции Эрмитажа.

Среди претензий господина Ружникова главная относилась к шести ранее неизвестным яйцам фирмы Карла Фаберже, представленным на выставке в петербургском музее. Лондонский искусствовед заявил, что эти сокровища, якобы взявшиеся из ниоткуда, не могут быть подлинными.

В интервью телеканалу «78» 15 января Ружников привёл несколько аргументов, доказывающих, по его мнению, фальшивость представленного на выставке «Императорского пасхального яйца „Юбилейное свадебное“ на подставке, с сюрпризом в виде корзинки с полевыми цветами». Одним из основных аргументов стал тот факт, что яйцо датируется 1904 годом. В это время Россия находилась в состоянии войны с Японией.

По словам арт-дилера, из-за военного положения в 1904—1905 годах пасхальных яиц Фаберже не производилось — так заявил в своей книге некий Бэмбридж, в своё время работавший управляющим магазина Фаберже в Лондоне.

Подарки военного времени

Александр Иванов на пресс-конференции, посвящённой данному конфликту, представил ворох документов, доказывающих, по его словам, подлинность того самого яйца. Иванов рассказал журналистам:

— Вот некий господин Ружников, который считает себя экспертом, с порога заявил: общеизвестно, что в 1904—1905 годах пасхальных подношений не было в связи с тем, что была Русско-японская война. На чём основано это заявление? На воспоминаниях Бэмбриджа, который так написал. А Бэмбридж на чём основывает свои умозаключения? А он основывается на совершенно незначительной газетке, проправительственной, националистической, которая написала, что, в связи с войной, пасхальных подношений не было.
Александр Иванов/ Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Александр Иванов/ Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа

Но логические умозаключения опровергают эту идею, отметил Александр Иванов. Дело в том, что императорские яйца Фаберже изготавливались очень долго, работа это была крайне кропотливая, а потому заказ всегда делался заранее. Собственно, за год:

 Обратимся к воспоминаниям того же Бербаума (Франц Бербаум — главный мастер фирмы Фаберже — прим. авт.), который пишет, что «сразу после Пасхи мы начинали работу над новыми яйцами и только к Страстной неделе (неделе, предшествующей Пасхе — прим. авт.) мы еле успевали. И так продолжалось каждый год».
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Соответственно, работа над императорским подношением 1904 года должна была начаться ещё в 1903. Традицию каждую Пасху дарить своей супруге драгоценное пасхальное яичко завёл император Александр III. После его смерти эту традицию продолжил Николай II, только последний император заказывал ежегодно у Фаберже сразу два яйца — для супруги Александры Фёдоровны и для вдовствующей императрицы и своей матери Марии Фёдоровны.

— Я могу ошибаться на один-два дня, но, насколько я понимаю, Русско-японская война началась 8 февраля 1904 года и закончилась в 1905. Ну, как вы думаете, если каждый год император дарил два яйца, то в 1903 году он должен был предвидеть, что в 1904 начнётся война, поэтому яйцо он заказывать не будет? Абсолютный идиотизм, глупость! — Заявил Александр Иванов. — Тем более, что к началу войны яйцо было уже закончено. Его, по логике, надо было под молоток, потому что война началась?
Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна/ Общественное достояние
Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна/ Общественное достояние

Понятно, что для того, чтобы не будоражить умы, факт вручения яйца не афишировался. Но то, что в 1904 году яйца были вручены — это факт.

Загвоздка с портретами великих княжон

Как рассказал директор Музея Фаберже в Баден-Бадене, Императорское пасхальное яйцо 1904 года находится в его коллекции с 1990 года. А не афишировал своё владение этой редкостью Иванов потому, что не обладал достаточным количеством документов, доказывающих подлинность сокровища.

— Мы всегда афишируем то, что выставляем, когда у нас достаточно документов для ответа на такие провокации, — отметил коллекционер. — К настоящему моменту все документы по бытованию этого яйца найдены. Начнём с того, что найдена копия счёта в архиве за 25 марта 1904 года, где указано: «яйцо белой и красной эмали с 6 портретами, внутри яйца корзинка из золота и роз с букетом полевых эмалевых цветов, стоимость 12 600 р.» Немалая. Откуда такая стоимость?

В первую очередь такая стоимость объясняется наличием огромных бриллиантов, отметил Александр Иванов. Данное яйцо содержит шесть портретов, включая миниатюры с изображениями дочерей последнего императора. И тут мы сталкиваемся с новой проблемой. Дело в том, что великие княжны на данных портретах выглядят значительно старше, чем должны были быть в 1904 году. И это, на первый взгляд, служит самым ярким подтверждением того, что яйцо это фальшивое. Однако не всё так просто.

Дочери Николая II и Александры Федоровны: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия/ Общественное достояние
Дочери Николая II и Александры Федоровны: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия/ Общественное достояние
— Этот вопрос благополучно разрешился, когда нашли счёт от 28 апреля 1908 года от Фаберже, где первым пунктом идёт «починка эмалевого пасхального яйца 1904 года с заменою 4 миниатюр и переделка корзинки». Стоимость работ — 480 рублей. Понятно, что в 1908 году с уже взрослых девочек нарисовали портреты и вставили их в яйцо, — рассказал Александр Иванов.

Директор Музея Фаберже в Баден-Бадене подчеркнул, что в те времена каждый документ проверялся несколько раз, и «очень большая бюрократия» тех времён теперь помогает нам восстановить ход событий:

— Вот документ Камеральной части, мы здесь видим этот счёт, я зачитаю: «По заказу Камеральной части ювелира Фаберже из пасхального яйца 1904 года вынуты четыре миниатюры работы Блазнова и на их места вставлены изображения детей их императорских величеств: великой княгини Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. При сём была проведена починка яйца… Испрашивается разрешение вашего сиятельства: вынутые четыре миниатюры записать вновь на приход, уплату по счёту ювелиру Фаберже за починку отнести на кредит…» и так далее.
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа

Тазы и бойлеры от Фаберже

Другим камнем преткновения в экспозиции, посвящённой Фаберже, стали изготовленные заводом тазы, чайники и прочие медные и латунные предметы обихода. Как заявил в открытом письме Андрей Ружников, всё это — «металлолом, подобранный на городской свалке». По мнению арт-дилера, подобные вещи фирмой Карла Фаберже никогда не создавались.

Однако и на это заявление Александр Иванов привёл собственные логические умозаключения и документы. По его словам, в военное время завод Фаберже занимался изготовлением огромного количества необходимых фронту предметов:

— 14 октября 1915 года ювелиру Фаберже было выдано удостоверение от военно-промышленного комитета: «Настоящим удостоверяется, что мануфактур-советнику Карлу Фаберже… выданы Центральным военно-промышленным комитетом заказы на 1 миллион комплектов изделий №12, 13, 13бис и №4». Номер 13 — это чайники, 13бис — солдатские котелки, 4 — самовары, всего миллион комплектов. По-моему, всё, дальнейшие вопросы отпадают.

Александр Иванов рассказал, что при подготовке к выставке он много переписывался с Мариной Николаевной Лопато — доктором искусствоведения, заведующей сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. Именно она занималась организацией выставки Фаберже — но, к сожалению, не дожила до наших дней.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Мы искали примеры того, как фирма Фаберже производила ложки и так далее, и вот что мы нашли: «Кроме того, не считая латунных втулок, ежегодно фирма Фаберже, начиная с 1914 года, изготавливала более 95 тысяч предметов для нужд фронта. Например, к 1916 году Фаберже изготовил для солдат и офицеров фронта 52 тысячи карманных зажигалок разных фасонов». У нас, кстати, в музее 38 таких зажигалок, — рассказал Иванов. — Какая утварь изготавливалась? Практически вся, начиная от полковых котлов и заканчивая бойлерами. Вот у нас в Музее Фаберже выставлен бойлер из поезда императрицы Марии Фёдоровны. Это был военно-полевой поезд, где солдат с поля боя забирали и увозили в центр России. Так вот, там внутри вся медная «начинка» была заказана Фаберже. Надеюсь, этот вопрос мы сняли.

Солдат с ружьём и его клоны

Александр Иванов в беседе с журналистами коснулся и других спорных экспонатов — например, миниатюрной фигурки солдата с ружьём, представленной на выставке в Эрмитаже. Аналогичная фигурка выставлена в Минералогическом музее им. Ферсмана в Москве, её в своё время преподнёс учреждению в дар сам Агафон Фаберже, сын Карла Фаберже. Две одинаковые фигурки — повод задуматься, не так ли?

Фигурка солдата. Фирма Карла Фаберже, 1915 год/ Фото: 78.ru
Фигурка солдата. Фирма Карла Фаберже, 1915 год/ Фото: 78.ru

По мнению Андрея Ружникова, на выставке в Эрмитаже мы видим подделку. Однако директор Музея Фаберже в Баден-Бадене заявил, что миниатюра солдата с ружьём была изготовлена фирмой Фаберже отнюдь не в единственном экземпляре. Да и вообще, это был популярный образ, который использовали и другие ювелиры.

— У этого солдата есть предыстория, — рассказал Иванов. — Широко известна фотография Николая II, где он позирует в форме солдата с ружьём.

С тех пор эта тема стала очень популярна — солдатиков, похожих на Николая II на этом фото, создавали разные мастера. В том числе и Фаберже сделал не одну подобную миниатюру, отметил Иванов.

Науськивание, интриги и подножки

В завершении беседы директор Музея Фаберже в Баден-Бадене от анализа документов и событий 100-летней давности перешёл к личности своего оппонента (как, впрочем, не преминул сделать и сам Ружников). Александр Иванов вспомнил, что несколько лет назад Ружников работал в фонде «Связь времён» Виктора Вексельберга.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Но, слава Богу, что лет десять назад он там прокололся, украл кучу денег, и они расстались, — заявил Иванов. — Ружников всегда ненавидел Эрмитаж. Когда он был в «Связи времён», какая у него была должность? Техническая: он по заданию музея покупал какие-то вещи и, как потом выяснилось, здорово нагревал (фонд). О себе не забывал.

Спикер подчеркнул, что в данный момент Андрей Ружников никак не связан с Виктором Вексельбергом, а потому появившиеся в некоторых СМИ домыслы о том, что «Вексельберг пытается поставить подножку Пиотровскому» не соответствуют истине. Более того, Иванов считает, что за «атакой Ружникова» на выставку, в частности, и Эрмитаж в целом стоит другой человек, «науськивающий» лондонского арт-дилера, — искусствовед Татьяна Мунтян, которая якобы однажды ошиблась с оценкой фальшивого яйца Фаберже, а теперь пытается «перевести стрелки» любыми путями.

— Ружников мнит себя экспертом, но не знает элементарных вещей, не понимает предмета, он не написал ни одной книги по Фаберже! — Подчеркнул директор музея Фаберже в Баден-Бадене. — Его итоговая цель — чтобы о нём заговорили как об эксперте, который открыл глаза миру на то, что происходит в Эрмитаже.
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа

Сам Андрей Ружников уже успел ответить на собственном сайте, что не верит в подлинность представленных Ивановым документов, отметив, к примеру, что «миниатюрист Александр Блазнов закончил работу для Императорского кабинета в 1902 г. и никак не мог исполнить миниатюры для яйца 1904 г.». Продолжаем держать руку на пульсе и следить за «яичным скандалом».