Общество
14:4915 января 2021

Вино и водка с доставкой на дом: за и против легализации онлайн-продажи алкоголя в России

Пришло ли время разрешить торговлю алкоголем через интернет в нашей стране? Минпромторг выступил с таким предложением не в первый раз, но Минздрав и МВД против. Мы поговорили со специалистами алкогольного рынка о том, готова ли к этому страна.
Фото: pexels.com

Миллиарды в нелегальном секторе

Пандемия 2020 года стала сильнейшим катализатором развития интернет-торговли в Петербурге и России в целом. Доставка продуктов на дом стала популярна как никогда, многие за последний год уже отвыкли ходить в магазин самостоятельно и предпочитают собирать продуктовую корзину онлайн, даже несмотря на переплату. Одежда, техника, косметика и многое другое люди всё чаще приобретают онлайн. А с тех пор, как в апреле президент подписал закон, разрешающий онлайн-продажу безрецептурных лекарств проверенным аптечным сетям, необходимость выходить из дома куда-либо, помимо работы, и вовсе отпала.

Впрочем, по вечерам мы порой забегаем в алкомаркет, чего уж греха таить. Продажа алкоголя по интернету запрещена в России с 2009 года, но накануне стало известно: Министерство промышленности и торговли решило поддержать инициативу Владимира Петрова, первого заместителя главы общественной палаты Ленобласти, и предлагает легализовать торговлю спиртным онлайн. Пока это лишь заявление, но что будет, если интернет-продажи алкоголя и вправду разрешат?

– Эта инициатива Минпромторга витает в воздухе уже несколько лет, – рассказал в интервью 78.ru Максим Черниговский, генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Петербурга. – И Минпромторг всё время говорит о том, что он не возражает, более того, одобряет идею онлайн-торговли алкогольной продукцией, но целый ряд других министерств, в том числе Минздрав, категорически против того, чтобы организовать торговлю легальной алкогольной продукцией через интернет.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Сам наш собеседник является сторонником легализации продажи спиртных напитков онлайн. И на это, по его словам, есть целый ряд объективных причин. Первая из них состоит в том, что алкоголем в российском сегменте интернета торгуют уже давно и очень широко – правда, исключительно нелегально.

– Уже много лет в РФ растёт и развивается незаконная онлайн-торговля псевдо-алкогольной продукцией, – подчеркнул Черниговский. – Можете в любой поисковой системе сделать запрос: «купить алкоголь ночью», «купить водку в канистрах», и вам посыпятся сотни предложений, и в течение часа в любую точку нашего города привезут любой алкоголь. Но на 99% этот алкоголь будет нелегальной природы, опасный во всех отношениях. Когда я вижу предложения в интернете «пятилитровая канистра водки за тысячу рублей», или «пятилитровая канистра спирта за полторы тысячи», природа этого алкоголя понятна – она нелегальная.

Гендиректор Клуба профессионалов алкогольного рынка уверен, что запрет на онлайн-торговлю спиртным – избыточный, и его существование только подстёгивает рост и развитие нелегальной продажи горячительных напитков в сети. А объёмы эти, по его словам, невероятные:

– По моим прикидкам, в 2020 году объём нелегальной продажи, только онлайн-продажи, подчёркиваю, псевдо-алкогольной продукции составил более 10 миллиардов рублей. При этом, основной объём, а это где-то процентов 60 от этих 10 миллиардов, падает на Москву и Санкт-Петербург.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Спиртным торгуют не только через специализированные сайты-витрины, но и в социальных сетях.

– Посмотрите, что творится в телеграм-каналах! Просто наберите «купить водку», там же и табак. Тоже вывалится множество предложений с фотографиями, – рассказывает Максим Черниговский.

Наш собеседник уверен, что легализация торговли алкоголем онлайн поможет уменьшить долю нелегального рынка и вывести часть торговцев в легальный сектор. А что думают об этом законотворцы?

Аргументы против

Депутат петербургского ЗакСа и председатель комитета по законодательству Денис Четырбок относится к идее Петрова и Минпромторга крайне отрицательно. По его мнению, последствия реализации этой инициативы могут быть диаметрально противоположными предсказаниям Максима Черниговского:

– Продажи через интернет достаточно сложно поддаются контролю. Всё это может привести к тому, что у нас повысится количество продаж контрафактной продукции – это раз. А во-вторых, невозможно будет отследить продажи несовершеннолетним. То есть вы заказали через интернет – какой способ идентификации? Может быть, под какими-то (чужими) идентификационными данными зайдёт другой человек 16 лет и закажет себе доставку ящика водки. Вот как отследить?
Денис Четырбок/ Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Денис Четырбок/ Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Вторая проблема, по мнению депутата, заключается в сложности осуществления строгого контроля качества этого товара.

Предположение о том, что легализация позволит нелегальным продавцам «выйти из сумрака» кажется Денису Четырбоку крайне сомнительным. Да и в борьбе с теми, кто откажется переходить на законную сторону, это, по его мнению, не поможет:

– Я очень в этом сомневаюсь, потому что, если бы это было просто, то уже давно закрыли бы нелегальную продажу алкоголя. Если это так просто – то лучше бы следили за тем, чтобы не продавали алкоголь по интернету вопреки закону. Сделайте пару контрольных закупок, оштрафуйте людей за продажу! А если это всё уйдёт в легальную историю, тогда уж точно никто ничего контролировать не будет.

По мнению депутата, лучше, напротив, обратить внимание на ужесточение законодательного регулирования онлайн-торговли спиртным – например, ввести за неё уголовную ответственность. Этот шаг вкупе с рядом контрольных закупок и последующим наказанием действительно помог бы сократить продажи нелегального спиртного, уверен он.

Представителей бизнеса, между тем, техническая сторона совсем не беспокоит. Один из ведущих экспертов алкогольного рынка Москвы в интервью 78.ru рассказал, что организовать онлайн-торговлю горячительными напитками с соблюдением всех правил в наши дни несложно.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
– Был разработан и предложен даже законопроект, в котором предусмотрен механизм реализации этой инициативы. Она даст возможность легальным производителям в чётком соответствии с действующим законодательством реализовывать свою продукцию через интернет с соблюдением всех ограничений – по времени, по возрасту и так далее. Но ряд ведомств выступают против. Поэтому согласованной позиции правительства, насколько я знаю, пока нет.

Максим Черниговский также рассказал, что каждый легальный сайт по продаже алкоголя будет в обязательном порядке требовать паспортные данные и другую информацию от покупателя, подтверждающую его совершеннолетие. А курьер будет проверять документы на месте. С другой стороны, этом механизм не помешает подросткам воспользоваться чужими данными, как отмечал Денис Четырбок. Да и курьеры могут быть не слишком щепетильны, особенно если начальство намекает им, что можно иногда и закрывать глаза на возраст покупателя. В конце концов, если это нередко происходит в небольших розничных магазинах, почему такого не должно случаться при продаже онлайн?

О борьбе с подростковым и «взрослым» алкоголизмом

Открытым остаётся и другой вопрос: не вырастет ли уровень домашнего алкоголизма после легализации продажи спиртного в сети? Ведь между желанием выпить и человеком уже больше не будет никакой, даже малейшей преграды. Однако Максим Черниговский отметил, что проблема алкоголизма, по его мнению, кроется не в доступности алкоголя:

– У нас очень много проблем с алкоголем, но, при этом, мы все очень боимся того, чтобы легальным производителям дать какие-то дополнительные возможности для продвижения легальной, качественной продукции. Меня в большей степени смущает другое. Вот мы приходим в любой сетевой магазин, и рядом с полками с молоком, хлебом мы видим паллеты с огромным количеством всякого алкоголя. Рядом бегают дети, всё это видят. Вот во времена Советского Союза, в которые я успел пожить, даже пиво не продавали в неспециализированных магазинах.
Фото: Thierry Roge/ globallookpress.com
Фото: Thierry Roge/ globallookpress.com

Чтобы несовершеннолетние и вовсе не видели алкоголя и не испытывали тяги приобрести его нелегальными путями, следует полностью вывести торговлю спиртным из гастрономов в сегмент специализированных магазинов – алкомаркетов. И усилить контроль за посещением таких торговых площадок, говорит Черниговский:

– Не следует вообще допускать на территорию этих магазинов людей, не достигших 18 лет. Это сложно, но такого рода требования ввести необходимо.

Паспорт следует спрашивать не при покупке бутылки, а уже при входе в магазин – чтобы подростки не имели возможности на спиртное даже смотреть, считает гендиректор Клуба профессионалов алкогольного рынка. Более того, к этой проблеме, уверен эксперт, следует подходить значительно более основательно:

– Если мы действительно хотим решить вопрос снижения алкоголизации, в том числе потребления алкоголя в домашних условиях, надо не запрещать интернет-торговлю, а вообще менять систему розничной реализации алкогольной продукции. С одной стороны, выводить алкоголь в специализированную розницу, с другой стороны, нужно запускать те самые социальные лифты, о которых мы все говорим. Сегодня бутылка водки стоит 242 рубля – это минимальная цена, а цена билета в театр в Петербурге начинается от тысячи рублей. С учётом той экономической ситуации, в которой многие наши люди оказались, конечно, проще купить бутылку водки, прийти домой, включить телевизор и вместе с этой водкой посмотреть телесериал, чем со всей семьей сходить в театр, потому что это дорого.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Вся проблема в государственной политике, считает Максим Черниговский. А решение – в её изменении:

– Пить, курить должно стать немодным. Спорт должен стать для детей и юношества бесплатным, как это было во времена СССР. Надо субсидировать театры. Вот это надо делать. Это позволит снизить и объёмы потребления алкоголя, в том числе в домашних условиях.

С тем, что полки с водкой в гастрономах плохо влияют на детей, категорически не согласен Денис Четырбок:

– Я не думаю, что дети приобщаются к алкоголю из-за того, что ходят в магазин со своими родителями за булкой хлеба. Дети, мне кажется, испытывают интерес к алкогольной продукции по трём причинам. Первое – это какая-то реклама, в том числе и скрытая, второе – это, конечно, воспитание в семье, и третье – это уже среда сверстников. Поэтому, мне кажется, здесь такой зависимости нет.

А искусственно созданные барьеры, отметил депутат, не слишком сильно влияют на статистику. С другой стороны, запретный плод всегда особенно сладок… В любом случае, Минздрав и МВД категорически против такого обновления в российском законодательстве. Сможем ли мы в ближайшее время заказывать пиво, не вставая с дивана – вопрос пока открытый.

ТорговляЗаконопроектыДепутатыАлкоголь
Новости партнеров