Спустя два часа после объявления о вынесении кандидатуры на пост вице-губернатора Петербурга Борис Пиотровский, первый заместитель главы Комитета по культуре, нашёл время ответить на ряд насущных вопросов. Почему он считает свою нынешнюю работу мечтой? Как можно работать и со спортом, и с культурой вместе? И не осталось ли за бортом внимания на фоне столпов Петербурга — Мариинского театра, Эрмитажа и Русского музея — современное искусство? Всё это — в эксклюзивном интервью 78.ru.
Корреспондент: Как вы оцениваете своё четырёхмесячное пребывание в должности первого заместителя председателя Комитета по культуре?
Борис Пиотровский: Комитет по культуре — в принципе, это самое комфортное место в органах исполнительной власти, которое можно себе представить. Оно связано с одной из главных отраслей Петербурга, если не с главной. Мы часто называем её градообразующей, что в культурной столице, конечно же, самое главное. И быть причастным к ней, заниматься её развитием и сохранением — это то, о чём может мечтать человек, который живёт вокруг культуры. Поэтому я чувствую себя очень комфортно.
К: По вашим ощущениям, культурная столица — это шаблон больше или реальность?
Борис Пиотровский: По моим ощущениям, культурная столица — это большая ответственность. Этот статус надо из года в год подтверждать. Это объём работы, который нужно производить для того, чтобы наши театры, музеи, парки и всё, что связано с городом и культурой, — а это очень широкое понятие, — было самым лучшим по меньшей мере в стране, а лучше и в мире.
К: Расскажите о первых шагах, которые вы сделали в должности первого заместителя. Что вам удалось сделать за этот короткий срок и что планируете сделать, если состоится ваше вступление в должность вице-губернатора?
Борис Пиотровский: Подводя какие-то предварительные итоги, хотя, конечно, немного рано об этом говорить, но стоит упомянуть, что сейчас культура переживает очень тяжёлое время, и это связано с пандемией коронавируса. Самое главное, как мне кажется, — нам удалось сохранить в какой-то части темпы развития культуры. Сейчас у нас открыты музеи, учреждения дополнительного образования, которые закрыты в других регионах, — это больше достижение.
Мы продолжаем реставрации: сейчас идут работы в библиотеке Маяковского, в этом году открывается Елагин дворец. За это время мы разработали концепцию развития культуры, которую мы ещё не смогли утвердить, потому что она должна утверждаться на Совете по культуре, а мы хотим его модернизировать — расширить и сделать большое совещание с представителями культурной общественности. Там мы планируем предложить им обсудить и подумать совместно, что было бы важной, приоритетной частью в развитии культуры. Мы хотим это сделать очно. Пока у нас нет такой возможности, но мы не теряем надежду. Если нам не удастся это сделать в марте — апреле, значит, мы проведём онлайн. Но мне кажется, что важен системный подход — когда мы с культурной общественностью определяем приоритеты и дальше уже по списку развиваем то, что для города самое важное.
К: То есть, я правильно понимаю, что нет необходимости резкого движения в сторону онлайн?
Борис Пиотровский: Резкость шагов — штука относительная. Тут можно говорить о тех шагах, которые были предприняты, и смелых шагах в сторону онлайн. Если называть их резкими, то они произошли, и они удались. Шаги были быстрыми и вынужденными. Что важно — у нас культура должна жить, театры и музеи должны работать, и мы очень рады, что наши культурные учреждения в твой или иной форме сохранили свою деятельность, хотя, конечно, нам всем было очень непросто. Мы очень благодарны всем учреждениям культуры, которые с пониманием отнеслись к этой ситуации, ко всем ограничениям в Новый год. Подавляющее большинство культурных учреждений откликнулись на запрос онлайн, сделали прекрасные онлайн-мероприятия. Мы перенесли ледовое шоу, его посмотрели миллионы людей. Мы сделали онлайн-проекты с крупными платформами. Очень важно вводить не только ограничения, но и предоставлять какую-то альтернативу.
К: Есть ощущение, что в этом смысле мы пошли вперёд, потому что для всей страны представили, что же действительно есть в Петербурге. Очень интересно было посмотреть, как фундаментальные театры и музеи будут в этом ключе работать, но о ведущих музеях не стоит говорить — онлайн у них был. Но всё-таки это был вызов.
Борис Пиотровский: Мне кажется, мы справились с ним на этом этапе, и хочется верить, что мы с вами можем спокойно возвращаться к привычной жизни. Но жизнь уже никогда не будет той, что была до пандемии. Я надеюсь, что с нами навсегда останется наша онлайн-деятельность, которая будет только дополнять и расширять круг людей, которые живут насыщенной культурной петербургской жизнью.
К: Мы знаем, что происходит секвестирование бюджетов, в том числе и в культуре. Как это ударило по проектам? Может быть, есть какие-то серьёзные ограничения, которые вам приходится вводить по роду своей деятельности?
Борис Пиотровский: Давайте начнём с негативного: это очевидная вещь, что для культуры, для музеев, для государственных театров и, что немаловажно, для негосударственного сектора пандемия явилась сильнейшим ударом. И мы очень благодарны губернатору, который ввёл экспертный совет в сфере негосударственных театров: мы ведём диалоги с представителями индустрии о понесённых расходах и выпавших доходах.
Мы сейчас проводим серьёзную работу, аналитику оценки потерянных прямых расходов и недополученной прибыли. Всё это мы оцениваем, сводим в единые таблицы и передаём в наши ведомства, связанные с финансами, и будем думать, как это возмещать. Это очень важно, потому что сейчас рестораны уже получили какую-то определённую поддержку. Организации культуры не устраивают забастовок и скандалов — просто работают и терпят, но мы с пониманием относимся к этому и будем их защищать.
Это что касается наших проблем, которые достаточно очевидны. Нам удалось отстоять бюджет сферы культуры на будущий год, он даже немного увеличился. И я считаю, что это огромное достижение Комитета по культуре, что мы смогли оправдать, что нам действительно нужно финансирование, и его всё равно недостаточно. Чтобы развивать культуру на должном уровне, его нужно будет увеличивать, но мы очень довольны тем, что, по крайней мере, нам не пришлось его сокращать.
Конечно же, стоит сказать, что мы выдали субсидий на почти 1 млрд рублей в 2020 году. Надеюсь, что в 2021 году субсидий будет не меньше как минимум. То есть эту работу мы тоже продолжаем, она пока никак не урезается и надеюсь, что не будет. Пока это одна из главных задач, которая стоит передо мной. Если меня утвердят — оставить те темпы развития культуры, которые у нас есть сейчас. Сначала мы сохраним то, что существует, а потом займёмся приумножением.
К: Удалось ли поговорить с губернатором, может быть, он уже поставил какие-то задачи?
Борис Пиотровский: С губернатором мы разговаривали не раз. Он знает все мои приоритеты, он знает, как я переживаю за культуру, занимаюсь её развитием. Я согласую с ним проекты, идеи, — губернатор сильно погружён в повестку культурного развития, очень озабочен этим. С этим связаны какие-то кадровые перестановки — для того, чтобы усилиться в этом направлении. В общем и целом со стороны всё казалось не так уж и плохо, но мы можем лучше, и губернатор это хорошо знает, он хорошо в этом разбирается и помогает.
К: Беглов всегда говорит о важности контакта с федеральным центром в этом ключе, как это взаимодействие будет налажено с Минкультом?
Борис Пиотровский: У нас пока своеобразный опыт взаимодействия с федеральным центром — это особенность пандемии. Мы ввели ограничения и по территориальному принципу, произошли ограничения, и мы в комитете согласовываем заявки на проведение культурных мероприятий также федеральных центров. Но это тяжёлая работа и не очень приятная, она вынужденная, и мы очень благодарны федеральным музеям, что они с пониманием к ней отнеслись. Несмотря на то, что у нас есть опыт такой своеобразный, я думаю, что мы и его используем, чтобы этот контакт налаживать.
Нам необходимо больше совместных проектов сделать с федеральным центром, потому что у нас были как-то проблемы в связи с тем, что и городские учреждения, и федеральные, находясь порой в нескольких метрах друг от друга, не так хорошо взаимодействовали. Я думаю, что мы этот вопрос как-то решим.
К: Состоится ли этом году Культурный форум?
Борис Пиотровский: Мы надеемся, что ситуации с пандемией закончится, и мы проведём Международный культурный форум, который этого требует. Это важнейшая и замечательная площадка для обсуждения вопросов культуры. Надеемся, что в этом году всё состоится, очень рассчитываем на вакцину.
К: Вас хотят назначить вице-губернатором по культуре и спорту, вот это сочетание насколько возможно? Или нужно смотреть на вещи шире?
Борис Пиотровский: Мне кажется, это совершенно очевидная вещь, потому что культура и спорт являются нашими конкурентными преимуществами. Объединение у одного вице-губернатора — оно абсолютно логично.
К: То есть вы противоречий не видите и понимаете, что в этих сферах есть подобные задачи?
Борис Пиотровский: Я, как человек, который вырос в культуре и для которого спорт является любимым хобби, мягко говоря, противоречий не вижу. Я люблю бегать, я люблю шоссейный велоспорт, принимаю участие в городских любительских соревнованиях.
К: Давайте вернёмся к вашим начинаниям и поговорим о Музее городской скульптуры. Сейчас необходимо освободить некоторые помещения Лавры — в этом ключе что делается и как будет продолжаться?
Борис Пиотровский: Мне не очень нравится постановка вопроса — «освободить некоторые помещения Лавры». Нами ведётся большая работа по модернизации Музея городской культуры, в том числе у нас сегодня состоялась встреча с Комитетом имущественных отношений, и мы запустили процесс поиска нового помещения, собрали данные от музейщиков о том, какие минимальные и желаемые требования для музея. Мы серьёзно говорим о развитии Музея городской скульптуры, то, каким он будет через год — два, что с ним будет происходить сейчас и в рамках этой программы, которую мы делаем. У нас освободилось помещение второго этажа церкви, которое мы передали — пока временно — епархии РПЦ.
На сегодняшний день нам выделили уже помещение, мы присмотрелись к нему, провели необходимые исследования, посоветовались с экспертами и поняли, что поторопились. Нам надо поменять помещение на другое. Петербург — не тот город, в котором будут закрываться или разоряться музеи, по крайней мере, поверьте, я сделаю для этого всё.
К: В преддверии снятия блокады Ленинграда есть вопрос. В городе есть неучтённые памятники, знаете вы о такой проблеме и будет ли что-то с этим делаться?
Борис Пиотровский: Будет делаться — это абсолютно точно. К блокадным темам мы относимся с особым вниманием. Конечно, здесь есть сложности законодательного характера, которые нам нужно преодолевать каким-то образом.
К: Понятно, что у нас есть наш культурные столпы — Мариинка, Эрмитаж, Русский музей, но вот что можно сказать о новой музыке, стрит-арте?
Борис Пиотровский: Мы с вами не упомянули про «Манеж», который является центром городского современного искусства. У нас много современной музыки, много современного театра. В Дом Радио на Итальянской собирается переехать Теодор Курентзис с оркестром, и это представляет собой современное искусство в симфонической музыке. У нас много таких проявлений.
Вы говорите, что они сложно регламентированы? Здесь я вспоминаю про уличных артистов. Мы обратились в Законодательное собрание, мы предложили механизмы взаимодействия с уличными музыкантами, и сейчас мы, на самом деле, согласуем всё. Это носит больше уведомительный характер. Мы предложили создать рабочую группу и послушать предложения депутатов, у нас есть свои предложения, эта работа, я надеюсь, будет продолжаться. И в самое ближайшее время мы должны это сделать обязательно, потому что проблема острая.
К: Когда я говорил про Мариинку, Русский музей и современное искусства, я имел ввиду будет ли баланс в этом смысле, то есть помимо того есть классическая культура, которая является центральной для нашего города, но будет ли баланс?
Борис Пиотровский: Я считаю, что любое воспроизведение культуры в наше время является современным, классическое или нет. Искать баланс и взвешивать его — я не думаю, что в этом есть необходимость. Мы должны обеспечивать присутствие современного искусства в пространстве нашего города, и это очень важно. Как раз это делает «Манеж"и будет делать. На днях мы обсуждали будущие выставки, мы ищем финансирование, и, честно скажу, это непросто бывает городу. Но «Манеж» стал визитной карточкой за последние годы в плане формирования представлений о современном искусстве.
К: И наконец, что вы чувствуете, осознавая, что вот-вот сделаете следующий шаг — вице-губернаторство?
Борис Пиотровский: Я ещё пока не вступил в должность, губернатор представил мою кандидатуру в Законодательное собрание для утверждения. Ещё предстоит заседание, на котором пройдёт обсуждение моей кандидатуры. Я надеюсь, что всё у нас пройдёт хорошо.
Напомним, ранее днём губернатор Петербурга Александр Беглов направил на согласование в Законодательное собрание кандидатуры на пост вице-губернаторов. Кандидатом на пост вице-губернатора, отвечающего за решение вопросов культуры и спорта, стал Борис Пиотровский, который с 14 сентября 2020 года занимает должность первого заместителя председателя Комитета по культуре города на Неве. А Сергей Дрегваль, занимающий с 23 ноября 2020 года пост советника губернатора Петербурга, предлагается в качестве вице-губернатора, отвечающего за решение вопросов энергетики и тарифного регулирования.