Декабрьское оформление Нью-Йорка с его подсвеченными огоньками витринами, Санта-Клаусами на Таймс Скуэр и огромной ёлкой у Рокфеллер-центра стало символом модного американского города. Миллионы туристов ежегодно прилетают в «большое яблоко» накануне Рождества, чтобы поймать то самое сказочное новогоднее настроение. Особый вклад в формирование новогоднего нью-йоркского бренда внёс фильм «Один дома», во второй части которого юный герой прогуливается по праздничному Манхэттену. Почему этот город стал так популярен для новогодних поездок и чего не хватает новогоднему убранству Петербурга в сравнении с Нью-Йорком, узнаем у экспертов.
Рождественское оформление городских витрин неизменно привлекает и радует взгляды прохожих. Гирлянды, фонарики и даже особые декорации нью-йоркского магазина Macy’s стали настоящей достопримечательностью. Каждый год новогодние декорации для магазина продумывает целая группа дизайнеров, и в итоге у витрин разворачивается масштабное театральное представление, руководит которым «живой» Санта Клаус. Правда, очередь за фотографией с волшебником растягивается по всей улице, что довольно сильно раздражает местных жителей. Так, нью-йоркская студентка Ксения Макарова рассказала в беседе с 78.ru о том, что по-настоящему любимые горожанами новогодние локации находятся на окраинах.
— Мелкие города — Бруклин, Куинс, Стейтен-Айленд в декабрьскую пору гораздо приятнее, чем переполненный и «кричащий» Манхэттен. Отдалённые от центра города места украшены интереснее и оригинальнее. Уютные дома с разноцветными фонариками, библейские рождественские экспозиции на улицах, рынки с щербетом и пуншем — всё это есть в каждом пригороде. Наверное, такое убранство больше ориентировано на местных, чем на туристов, и оно создаёт самый настоящий дух Рождества, — рассказывает жительница Бруклина.
Говоря о петербургской альтернативе Macy’s, у нас в городе не менее ярко наряжают фасад ДЛТ. Щелкунчики и всевозможные сказочные персонажи, объёмные рисунки ежегодно украшают витрины этого магазина, а по вечерам окна загораются особой подсветкой. Так, праздничное оформление ДЛТ стало любимой фотозоной для тысяч петербуржцев.
А вот говоря об окраинах, их праздничное убранство трудно сравнить с нью-йоркским. Во дворах «спальных» районов Северной столицы также устанавливают ёлки и развешивают гирлянды — только зачастую эти украшения распределены не гармонично, а сами декорации не всегда можно назвать стильными и красивыми.
Знаменитая рождественская ёлка у Рокфеллер-центра стала одной из главных достопримечательностей праздничного Нью-Йорка. Высота манхэттенской красавицы составляет почти 30 метров, а для её украшения используют почти 8 км рождественских огоньков. Ежегодное зажжение праздничных огней на ели в центре «большого яблока» стало важным праздником для нью-йоркцев и гостей города — для просмотра этого эффектного «шоу» с лучших площадок американцы покупают вип-билеты за баснословные цены. По словам урбаниста Юрия Берестова, Петербургу не хватает столь же эффектного новогоднего представления.
— Приезжающие на праздники туристы ожидают увидеть в Петербурге некое новогоднее шоу, особое убранство. Но этого не происходит, многие, на самом деле, разочаровываются, когда попадают на Невский проспект в новогоднюю ночь. Почему бы городу не предложить крупным госкорпорациям или меценатам оформить Невский не за счёт бюджета, а за счёт бизнеса и торжественно представлять это оформление в ночь с 31 декабря на 1 января? Это был бы хороший маркетинговый ход для компании, для городского бюджета и главное — это бы стало новой городской традицией как зажжение ёлки у Рокфеллер-центра в Нью-Йорке. Только мы бы «зажигали» Невский проспект. Это должно быть шоу уровня «Алых парусов», — уверен Берестов.
В Петербурге же каждый год устанавливают не менее высокую и нарядную новогоднюю ель в центре Дворцовой площади — самом «сердце» города на Неве. Высота главной живой ели города в этом году — 25 метров, а украшена она тремя сотнями расписных игрушек и светодиодной гирляндой длиной в 5000 метров. В этом году процедуру с украшением «красавицы» растянули на целых две недели — сначала живую ель срубили в одном из лесов Ленобласти, затем дружно везли в Петербург, устанавливали на площади и в течение нескольких дней украшали. Теперь она выглядит довольно эффектно, но её долгое преображение из неприметного дерева в яркий новогодний символ заняло немало времени и изрядно смутило горожан.
Рождественские ярмарки для Европы и Америки — многолетняя традиция, из года в год привлекающая миллионы туристов. Украшенные прилавки с национальными блюдами, карусели, лавки с ароматным глинтвейном, катки — все эти рождественские атрибуты размещают на центральных площадях крупных городов. Нью-йоркские праздничные рынки на Брайант-парк и Юнион-Сквер также стали национальным достоянием штата. Большой каток, ёлочные базары, лавочки с сотнями милых новогодних мелочей и вкусностей собирают толпы людей, охотящихся за подарками и новогодним настроением.
В Петербурге тоже есть своя рождественская ярмарка, только вот масштабный праздничный базар появился в Северной столице лишь в прошлом году — на Манежной площади. Экспозиции с оленями и щелкунчиками, яркая карусель, каток, горячие булочки и глинтвейн — всё это, конечно же, появилось и в центре нашего города, однако пока что рождественская ярмарка в Петербурге — это новинка, а не устоявшаяся традиция. В этом же году в связи с коронавирусными ограничениями ярмарка проходит в «ужатом» формате — без катка и каруселей.
Рождественскую ярмарку на Манежной нередко сравниваются и с московским центром, где последние несколько лет сказочно украшают Красную площадь. По мнению независимого урбаниста Марины Сухороковой, подобную столичной праздничную зону можно было бы обустроить и на главной площади Петербурга.
— На новогодние праздники каток и торговые площадки можно было бы развернуть на пешеходных зонах в городском центре, их можно красиво оформить. Было бы здорово, если бы все пешеходные зоны в центре Петербурга — тот же Конногвардейский бульвар были обшиты и декорированы интереснее, — уверена Сухорукова.
Рождественские гуляния разворачивают и в самых крупных парках Нью-Йорка. Так, в Центральном парке ежегодно заливают каток, ставят ларьки с праздничными угощениями и украшают все его окрестности новогодними экспозициями. В Северной столице с парками и их новогодним убранством также проблем нет: на Елагине острове, в «Новой Голландии» и с прошлого года — в порту «Севкабель» заливают катки, а сами парки оригинально наряжают. Лавочки с тёплой выпечкой и глинтвейном стоят на каждом углу, а от посетителей в парках нет отбоя даже в будни. Кроме того, 31 декабря в «Новой Голландии» транслируют «Щелкунчика» в исполнении артистов лондонского Королевского театра, что создаёт на острове волшебную атмосферу Рождества.
Кстати, новогодние театральные представления — как для Нью-Йорка, так и для Петербурга стали настоящим городским брендом. Каждый год Мариинка и Михайловский театр, а также нью-йорский «Линкольн-центр» проводят балетные шоу по знаменитым рождественским сюжетам. «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» собирают огромные залы в крупнейших театрах мегаполиса, привлекая миллионы туристов со всего мира.
Несмотря на наличие весомых новогодних брендов в Петербурге — «Щелкунчика» в Мариинке, украшенного Невского или катка в «Новой Голландии», городу не хватает уникальных точек притяжения в праздничные дни, уверены специалисты.
— Кроме «Новой Голландии», у нас особо нет постоянных мест притяжения. Там всё сделано очень хорошо, но по площади это место — маленькое для города, из-за чего оно постоянно переполнено. Весь Конногвардейский бульвар, Исаакиевская площадь, всё пространство до Невского можно было бы объединить и сделать единой туристической зоной. На этой территории можно было бы поработать, сделав интересные локации во время новогодних праздников, — предлагает Марина Сухорукова.
Петербургский новогодний бренд действительно не так развит, как американский, европейский или даже московский. Городу необходимо искать новые современные решения и ориентироваться на масштабы крупнейших мировых столиц. Урбанист Юрий Берестов предлагает взглянуть ещё и на восток.
— Однозначно новым центром притяжения мог бы стать «Лахта Центр». Высотку уже пытаются нарядить лампочками. В принципе, можно было бы перенести центр внимания встречи Нового года в ту локацию, как, например, у дубайской башни Бурдж-халифа, где салют выстреливает из башни в ночь с 31 декабря на 1 января. Это мог бы быть интересный ход, — считает эксперт.
Поиск новых подходов, создание оригинальных украшений и выработка собственного уникального стиля — это то, что поможет Петербургу стать не только идеальным местом для приятных весенних прогулок, но и центром новогоднего туризма, привлекающего всё больше гостей, мечтающих отметить Новый год и Рождество в городе на Неве.