Автомобили в европейских мегаполисах медленно, но верно уходят в прошлое, становясь, скорее, вынужденным средством для передвижения на большие расстояния. В то же время серьёзное развитие на улицах Европы получают так называемые средства индивидуальной мобильности — электросамокаты, гироскутеры, моноколёса. В этом году модный электрический транспорт перекочевал и на улицы Северной столицы, мгновенно завоевав любовь горожан, рассекающих на лёгком и удобном транспортном средстве. Правда, при всех очевидных «плюсах» неопределённое положение СИМ (средств индивидуальной мобильности) в ПДД приводит к массе дорожных проблем в городе на Неве.
Показательным в организации движения СИМов, а это — велосипеды, ролики, моноколёса, сегвеи, гироскутеры и, конечно, электросамокаты, можно назвать жаркую Барселону. В прошлом году в ней регламентировали передвижение малых транспортных средств, разрешив его лишь на велодорожках и улицах с ограничением скорости до 30 км/ч. Кроме того, при движении на электросамокате в столице Каталонии необходимо надевать шлем и уступать дорогу всем участникам движения. Паркуют же двухколёсные на специальных стояночных зонах, где можно также оставлять велосипеды и мотоциклы — причём, такие территории есть почти у каждого кафе и торгового центра.
Житель Барселоны Карлос Санчез-Саломо рассказал в беседе c 78.ru, что движение по городу на мопедах, гироскутерах, а также электросамокатах в последние годы стало более распространённым, нежели на автомобилях. И заметный «бум» этих транспортных средств произошёл в период пандемии.
— Большинство пользователей средств малой мобильности в Барселоне ездят по тротуару. Мне, как автомобилисту, они совершенно не мешают. На мой взгляд, гораздо менее удобно ездить рядом с мотоциклистами. С каждым днем этот вид транспорта в городе становится всё более популярным благодаря своей экологичности, возможности уменьшить количество пробок в городе и гарантированной социальной дистанцией, что актуально во время пандемии. Во время карантина электросамокаты в Барселоне особенно «хайпанули» — можно сказать, они есть у каждого второго. Конечно, бывают проблемы со взаимодействием этих транспортных средств с пешеходами и автомобилями, но в последнее время регулированию их движения уделяют все больше внимания в ПДД, — поделился Карлос.
По мнению урбаниста Марины Сухороковой, Петербургу, безусловно, не хватает комфортной инфраструктуры для движения такого скоростного транспорта — особенно по центру. Правда, мешает горожанам не только отсутствие выделенных зон, строгих ограничений в ПДД и стояночных мест, но и отличающееся от европейцев сознание.
— Так же, как сейчас электросамокаты, раньше были популярны сегвеи, но в исторических центрах европейских городов высокую скорость на них не развивали. Кроме того, есть элемент, связанный с законопослушностью. У нас люди гоняют и нарушают правила: это касается и автомобилистов, и пользователей электросамокатов. Из-за этого и возникает большое количество ДТП. Как мне кажется, в Европе люди более законопослушные, и там возникает меньше проблем и вопросов с транспортными средствами, — считает эксперт.
В минувшем весенне-летнем сезоне серьёзный рывок на рынке проката совершили сервисы по аренде электросамокатов. Так, в компании Whoosh, появившейся в Северной столице в августе прошлого года, 78.ru рассказали, что за сезон на самокатах в Петербурге проехали более 3.2 млн км. На сегодня парк самокатов этого сервиса расширился до более 1500 самокатов, которые практически не «простаивают» в течение дня. В сервисе по кикшерингу MOLNIA, начавшем работу в апреле этого года рассказали, что за весенне-летний сезон на их самокатах в Петербурге проехали расстояние в более, чем 1.5 млн км. Всего же в прокате имеется 900 электросамокатов, которые горожане ежедневно используют либо как альтернативу общественному транспорту, либо для прогулок. Причём, даже холодный осенне-зимний период не отвлёк петербуржцев от ежедневного пользования самокатами. По подсчётам компаний по кикшерингу, горожане проезжают в среднем 10 км на арендованных электросамокатах.
Кроме того, популярность в городе на Неве еще несколько лет назад приобрели гироскутеры и моноколёса, которые также нередко встретишь на улицах города. Правда, их «нашествие» нельзя назвать таким же массовым, как в электросамокатной «культуре», ведь свободно арендовать с помощью онлайн-приложения в Петербурге можно лишь велосипеды и электросамокаты.
С инициативой о том, чтобы обеспечить безопасность использования средств малой мобильности, в этом году выступил депутат ЗакСа Алексей Цивилёв. Он предложил повысить возрастной порог для тех, кто катается на электрических самокатах до 16 лет, убрать гандикап в 20 км/ч и обязать «самокатчиков» надевать светоотражающий жилет. А в ноябре этого года предложения поправок в ПДД касательно движения средств индивидуальной мобильности внёс Минтранс. Ведомство предложило ограничить скоростной режим для электросамокатов теми же 20 км/ч, а также ввести штрафы за нарушения ПДД.
— То, что Минтранс разработал новые поправки, можно только приветствовать. Я бы лишь повысил возраст разрешенного выезда на дорогу до 16 лет — то же самое касается и мопедов. Говоря о штрафах, шеринговые электросамокаты немного обманывают людей, на мой взгляд, т. к. большинство их моделей — это мопеды, для вождения которых необходимы права категории M. И попадёшь под штраф именно ты, если тебя поймает сотрудник ГИБДД на этом транспортном средстве без прав, — считает Алексей Цивилёв.
Эксперты заверяют, что если будут разработаны безопасные стандарты движения электросамокатов, скутеров и других малых транспортных средств, то они станут перспективным направлением в Петербурге. И ориентироваться при создании этих правилах необходимо на города Европы.
— В Англии самокаты разрешены только на закрытых территориях в качестве туристической опции, а в Германии электросамокат приравнивают к стандартному транспортному средству, для которого нужны права и регистрационный знак. По техническим характеристикам электросамокат — это, по сути, электрический мопед, и в моём понимании, он должен двигаться по правому краю проезжей части или по велополосе. На тротуаре ему не место. Как только Минтранс сможет упорядочить средства индивидуальной мобильности в ПДД, тогда можно будет говорить об активном использовании электросамоката, — считает автоэксперт Дмитрий Попов.
Однако, чтобы существование электросамокатов, моноколёс и других модных транспортных средств в городе на Неве было безопасным и комфортным, необходимо не только менять ПДД, но и городскую инфраструктуру. Например, в Барселоне для скутеров и самокатов существуют специально отведённые парковочные зоны и выделенные полосы. По мнению урбаниста Марины Сухороковой, Петербург в плане необходимой для движения СИМ инфраструктуры значительно уступает столице Каталонии.
— Инфраструктура в Петербурге пока вовсе не предусматривает существование малых средств передвижения. Особенно в историческом центре при большом количестве автомобилей и людей. Центр со своей перегруженностью в дневное время не подразумевает даже передвижение велосипедов. В принципе, в городе сделано уже очень много велодорожек, и если их связать в единую линию с другими зонами, то их можно приспособить для электрического транспорта. Однако обязательно необходимо ограничить скорость передвижения этих транспортных средств до безобидной. Но запрещать их не стоит, ведь это вызов для города, за которым могут стоять очень интересные решения. Возможно, эта инфраструктура будет развиваться на основе велосипедной, которая пока также не доделана, — считает Сухорукова.
Парламентарии Петербурга отмечают проблемы СИМов, связанные не только с их движением, но и с их нахождением в статичном положении. Так, большинство районов Северной столицы просто не оснащены удобными стоянками, и пользователям сервисов по шерингу приходится бросать транспортные средства где попало, создавая препятствия для пешеходов и других участников дорожного движения.
— Что нужно делать в городе? Мы совместно с центром по организации парковок разрабатываем поправки, согласно которым шеринговые самокаты нельзя будет привязываться к историческим решёткам Петербурга. Это непростой процесс, т. к. еще не приняты основные поправки Минтранса. Тем не менее, нам ждать нельзя, т. к. кратное увеличение числа электросамокатов мы ждём уже в следующем сезоне. Сейчас мы продумываем, как убрать это тотальное парковочное безобразие у метро, что портит вид города. Должна быть разработана программа стоянок, они не должны быть стихийными, — считает Алексей Цивилёв.
Идеи парламентариев на данный момент активно обсуждаются в Минтрансе, и конкретные предложения по повышению безопасности движения электрического транспорта вскоре будут обнародованы. Однако «шумиха» вокруг средств индивидуальной мобильности в этом году может оказаться попросту бесполезной, если уже в следующем сезоне тренд на самокаты безвестно канет в Лету так же, как и прошла мода на некогда популярные сегвеи. По мнению представителя сервиса по аренде MOLNIA Андрея Синьковского, это с самокатами не случится и их судьба в Северной столице окажется более долговечной.
— Да, это — тренд, но такой, что в перспективе может стать полноценной заменой общественному транспорту. Думаю, что пока не появятся какие-нибудь летающие самокаты, электросамокаты будут популярны. Даже сейчас, в холодное время года пользователи нашего сервиса совершают порядка 100 поездок в день, — аргументирует Синьковский.
Возможно, для Северной столицы средства индивидуальной мобильности — это не только помеха многострадальным автомобилистам, но и «свежее дыхание» в городской среде, способное разгрузить центр от машин, достойная альтернатива велосипедам, инфраструктура для которых не может полноценно развиться уже в течение многих лет.