Прокуратура Колпинского района Петербурга решила выйти на тропу войны с таким мощным монстром мировой культуры как аниме. Популярные во всём мире аниме-сериалы «Тетрадь смерти», «Токийский террор», «Эльфийская песнь», «Межвидовые рецензенты» и ещё целый ряд анимационных экранизаций манги и японских мультфильмов, по заявлению прокуратуры, необходимо запретить. Всего было подано пять исков (в том числе относительно творчества Моргенштерна), почти пять десятков аниме под угрозой.
Японская культура — дело непростое и весьма тонкое, поэтому мы решили обратиться к тем, кто по-настоящему хорошо разбирается в аниме и смотрит его уже очень много лет. И первое, на что указали нам наши собеседники — тот незамеченный прокуратурой факт, что все эти сериалы имеют высокий возрастной ценз и в принципе не предназначены для просмотра детьми.
— Аниме не ограничено детской или подростковой аудиторией, что позволяет раскрывать серьёзные темы, не избегая при этом сцен насилия, — рассказал в беседе с 78.ru Дмитрий, 31-летний представитель IT-индустрии, уже более 17 лет увлекающийся аниме. — Напоминаю, что для контента существуют возрастные ограничения — и «Межвидовые рецензенты», например, имеют рейтинг MPAA «17+», то есть это отнюдь не для детей контент.
Анимация в Японии, в отличие от России или Европы, создаётся не только для детей. Конечно, и в нашей стране порой снимали мультфильмы с серьёзным драматическим сюжетом, не предназначенные для просмотра детьми (в первую очередь — именно в плане сложности сюжета и идеи, а не из-за присутствия насилия или обнажённого тела в кадре). В Японии же и вовсе нет ограничений по возрасту.
Есть аниме для взрослых с рейтингом «17+» (по американской системе MPAA), для мужчин и для женщин, существует даже особый жанр для мужчин-бизнесменов 35-40 лет — и не потому, что там изображается особая порнография, а из-за особенностей построения сюжета, сложных взрослых тем и вопросов. К слову, у той же «Тетради смерти» рейтинг в России — «18+», американский рейтинг MPAA — «17+».
Другой наш собеседник, много лет посвятивший аниме, уверен, что в первую очередь это проблема родителей, которые не могут уследить за ребёнком, а не самого контента:
— Если это произведение «18+», очевидно, что родители обязаны ограничивать детей в просмотре, или дети должны смотреть его в присутствии родителей. Есть рейтинговая система, и если это не допустимо — то не допустимо, при чём тут аниме вообще! — возмущается Станислав. — Конечно, родители должны запрещать детям смотреть порно с тентаклями, это логично, если б я был родителем, я бы тоже запрещал своему ребёнку к этому прикасаться.
В этом контексте претензии прокуратуры к перечисленным аниме кажутся немного странными. Основная проблема японских мультфильмов состоит в том, что они якобы плохо влияют на детские умы. Но все эти сериалы, манга и мультфильмы изначально предназначены для старшей аудитории — и всё это чётко прописано в описании практически на любом тематическом сайте!
Обратимся к конкретному примеру — нашумевшей «Тетради смерти». В центре сюжета бог смерти Рюк, эдакий худощавый чёрно-белый вариант Джокера на японский манер. Рюк подкидывает амбициозному старшекласснику волшебную тетрадь смерти. Записав в неё имя другого человека, можно в считанные секунды его убить. Напомним, это аниме для взрослых. И отнюдь не только из-за «жестокости».
— История, показанная в этом аниме, демонстрирует происходящие с человеком метаморфозы в случае приобретения им возможности вершить правосудие (в его понимании) и следующее за этим развращение властью и моральное падение, — считает Дмитрий. — Если в начале истории он классический идеалист, стремящийся принести миру благо (уничтожив всех тех, кто паразитирует на обществе: убийц, насильников и т. д), то позже мания величия, которую он приобрёл в результате преследования силами правопорядка, толкает его на убийство сотрудников полиции, детективов и абсолютно невинных людей.
«Тетрадь смерти» вышла на экраны относительно давно — в 2006—2007 годах. И с тех пор любители аниме разбирали этот сериал «по кирпичикам» очень много раз. Но основная идея всем ясна:
— Начиная, как борец со злом, главный герой сам становится злом — спасая, в первую очередь, свою жизнь и подставляя жизни и судьбы других, — поясняет Дмитрий.
Аниме «Токийский террор» (или «Эхо террора») также имеет рейтинг «NC-17», то есть в нашей стране запрещён для просмотра лицам до 18 лет (в США — до 17).
— Травмировать 17-летнего «подростка» этим контентом невозможно, — разводит руками Дмитрий. — Про секс, насилие и терроризм вещают из каждого утюга. В «Токийском терроре» вообще история про эксперименты государства над детьми, которые позже сбегают и пытаются придать огласке эти эксперименты, совершая «теракты» без жертв! И государство пытается всё это замять на протяжении всего аниме.
Жанровая система аниме также построена на чётком разделении возрастной аудитории, а также на предпочтениях зрителей разных полов. Это отдельно подчеркнул в беседе Станислав:
— Кодомо — это детское аниме, это всякие покемоны, дораэмоны, мультфильмы про весёлых лупоглазых маленьких зверюшек. Сёнен — это подростковое аниме для мальчиков. «Евангелион», например, — типичное аниме для мальчиков-подростков. Там, кстати, даже затрагивается тема однополых отношений, но там всё приемлемо, нет секса и нецензурной лексики. Но, всё равно, это достаточно серьёзные мультики по сравнению с американскими.
Существует специальный жанр аниме и для девочек-подростков — сёдзё. Там, как правило, в основе сюжета нежная романтика. А известный всем с детства сериал «Сейлор Мун» является поджанром сёдзё, в центре которого — приключения смелых девочек, имеющих магические способности.
— Есть категория сэйнэн — для молодых людей, уже взрослых. К ней относится, например, «Призрак в доспехах», — рассказывает наш собеседник. — Но это не по рейтингу «18+», а потому, что такие фильмы будет просто скучно смотреть детям. Четырнадцатилетнему подростку будет неинтересно смотреть оригинальное аниме «Призрак в доспехах» 1995 года, потому что это серьёзный фильм с серьёзным сюжетом, более кинематографичной постановкой. Зачастую, если это сэйнэн, там может быть и обнаженка, и секс, но это уже аниме для взрослых.
Вспоминая о порнографических поджанрах аниме (которые также изначально имеют высокий возрастной ценз и не предназначены для детей), нельзя не упомянуть тот же хёнтай. В Японии он невероятно популярен, и многие исследователи японской культуры связывают крайне низкое количество изнасилований в стране именно с этим. Впрочем, один из наших собеседников, Дмитрий, не думает, что это так уж тесно связано:
— В Японии низкий процент изнасилований, но, при этом, очень высокий процент самоубийств — можно попробовать и это притянуть за уши и как-то связать с тем или иным видом контента. Но я считаю, что нельзя использовать подобные сравнения, так как тема гораздо шире и сложнее. Люди сложнее — и просмотр порнофильма или триллера про жёсткого убийцу не окажет такого сильного эффекта на психику, если у человека нет изначально проблем с психикой. Но это уже не проблема контента, который он потребляет.
Претензии к аниме нередко связаны с тем, что в этих рисованных фильмах немало жестокости. Правда, многие отечественные и западные мультфильмы могут дать аниме фору: «Том и Джерри» и «Ну, погоди» изначально построены на боли и мучении кота и волка, которые выживают после немыслимых издевательств грызуна и травоядного.
Вопрос о «жестокости» японской культуры в целом удивляет одного из наших собеседников — Станислава:
— У нас едва ли не в каждом первом фильме пропагандируется культура застолья, где все пьют водку — я считаю, что это куда более развращающая тема, чем тентакли. Пропаганда алкоголя — это максимально жестокая вещь по отношению к народу.
«Мужской цинизм», якобы присущий аниме, тоже вещь спорная. Есть жанры, созданные исключительно для взрослых женщин — как правило, более эмоционально и психологически проработанные. В них главная героиня пытается разобраться со своими проблемами во взрослой жизни, обращаясь к воспоминаниям детства. В целом, женские персонажи в аниме очень разнообразны, отмечает Дмитрий:
— В аниме есть огромное количество примеров как классического восприятия женщин (слабых, утонченных и эмоциональных), так и примеров, где героиня-женщина является образцом силы, справедливости и ума. Аниме не диктует какую-то одну точку зрения. В «Психопаспорте», к примеру, главная героиня — молодая девушка, преследующая преступников, является моральным компасом истории. В «Эльфийской песне» внешне хрупкая, она является самым опасным противником. Но, при этом, она глубоко травмированная и эмоционально слабая. Очень интересные женские персонажи в аниме «Паприка».
Отдельно следует сказать о том, какое огромное влияние аниме и манга оказали на мировую и культуру. И это влияние — значительно весомей и глубже, чем нам кажется.
— Многие существующие жанры и тренды берут своё начало в творчестве японских авторов, — рассказывает Дмитрий. — «Голодные игры», к примеру, — это интерпретация манги «Королевская битва».
Многие известные нам с юности фильмы на самом деле или были взяты из сюжетов манги и аниме, или их авторы вдохновлялись японской культурой.
— Все эти «Матрицы», вся идея киберпанка, хоть она и зародилась у Гибсона в 80-х, но в аниме 80-х она нашла явное воплощение. И всё, что мы имеем сейчас в плане киберпанка, вся стилистика — это аниме.
На аниме опираются и многие американские мультфильмы, подстраиваясь под сверхпопулярный в мире вид мультипликации.
— Тот же «Аватар» — многие называют его аниме, хотя это целиком американский продукт. Просто его создатели опирались на аниме.
Немало японской анимации в последние годы экранизируется. Помимо не слишком удачного «Призрака в доспехах» со Скарлетт Йоханссон, из последних экранизаций можно вспомнить фильм «Алита — боевой ангел». А снятая в 2013 году Гильермо дель Торо картина «Тихоокеанский рубеж», уверен наш собеседник, и вовсе сделана по «лекалам аниме».