Прямой эфир

Древняя культура чукчей против вебкама: интервью с режиссёром «Китобоя» Филиппом Юрьевым

Елена Кобзева
27 ноября 2020, 16:05
Дебютный фильм ученика Алексея Учителя о подростках с Чукотки произвёл фурор на Венецианском кинофестивале 2020 года. Как молодой режиссёр снял шедевр с непрофессиональными актёрами, где искать кладбище китов и как постичь дзен, рассказал сам автор.
Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru

Венецианские аплодисменты

– Главный герой – он как Гекельберри Финн, он словно построил свой плот и думал, что плывёт в одно место, а попал в другое...

Так режиссёр Филипп Юрьев рассказал о своём фильме «Китобой» во время дискуссии со зрителями в рамках «Ленфильм-клуба» 23 ноября. Первая полнометражная картина выпускника самой первой мастерской Алексея Учителя имела шумный успех и на отечественном «Кинотавре», и на зарубежном Венецианском кинофестивале – который в этом году, между прочим, оказался одним из немногих крупных мероприятий, состоявшихся, несмотря на глобальный локдаун.

Филипп Юрьев/ Фото: 78.ru
Филипп Юрьев/ Фото: 78.ru
– Я до сих пор считаю, что это невероятная удача, – признался автор картины в интервью 78.ru. – Мы попали в такой период, когда многие фильмы появлялись сразу на онлайн-платформах. Тем более, во всех странах объявляли локдаун, Каннский фестиваль отменился, Роттердамский фестиваль отменился, и у нас не было шансов особо. Про Венецию нам говорили: да, возможно, она пройдёт, но вы представьте – на неё сейчас набросилось столько фильмов, которые никуда не попали, будет перенасыщенный конкурс!


Но даже такие экстремальные условия не помешали российскому дебютанту собрать венецианские лавры. Режиссёр отметил – с «живым» показом в огромном фестивальном зале вряд ли что-то сравнится, даже несмотря на то, что зал этот был заполнен лишь наполовину из-за ковидных ограничений:

– Бывает, что показываешь фильм – и люди молчат, тихо смотрят, а тут ты видишь после фраз улыбки, слышишь смех, свист в конце фильма, аплодисменты, которые как будто сбили меня с ног своей силой и искренностью… У меня был страх, что (в Венеции) могут не понять многие моменты, это всё-таки фильм специфичный, но таких барьеров абсолютно не было.

Продюсером картины стал преподаватель Юрьева Алексей Учитель. По словам молодого режиссёра, наставник дал ему полную свободу:

– Я не чувствовал никакого давления и всё, в итоге, сделал так, как сам хотел.

Тем не менее, именно методы Учителя оказали столь сильное влияние на молодого режиссёра, что, в итоге, получилась весьма нетривиальная картина – игровая, но почти без профессиональных актёров, художественная, но на документальном материале.

Алексей Учитель/ Фото: vk.com/Киностудия «РОК» Алексея Учителя
Алексей Учитель/ Фото: vk.com/Киностудия «РОК» Алексея Учителя
– На самом деле, главная заслуга моего мастера Алексея Ефимовича в том, что он соединял игровое и документальное кино, он учил и тому, и тому, – поделился Филипп Юрьев. – Это не академичная система, игровое кино – это когда артисты с выражением говорят на сцене, а документальное кино – это другая кафедра, где бегают за бездомными с маленькой видеокамерой. А (у него) это всё вместе живёт. И актёр может существовать в документальном стиле, и в документальном кино можно использовать приёмы постановочности, это всё расширяет твой диапазон. И я понимал, что это один из методов киноязыка – создавать игровое кино, в котором не будет актёров, но каждый будет в своём амплуа, в своих ролях.

Когда актёры играют себя

Главный герой «Китобоя» – подросток Алёшка, живущий в посёлке Лорино на Чукотке. Это самое крупное село на Чукотке, 90% жителей которого являются чукчами. В картине мы можем услышать, как местные жители говорят на родном языке – и режиссёр отмечает, что ему было крайне важно сделать такие вставки, хоть многие уже и не знают этого древнего языка. В фильме мы видим кадры реальной охоты на китов, настоящих жителей деревни за их повседневными делами, но на фоне всего этого разворачивается придуманный режиссёром много лет назад сюжет. Но и на первом плане – непрофессиональные актёры. Почему?

Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru
– Я сразу понимал, что для такого фильма нельзя найти актёров, – рассказал Филипп Юрьев. – Если ты хочешь, чтобы всё было честно – ты снимаешь без декораций, снимаешь реальных людей, многие из которых играют сами себя. И если на заднем плане будет такая жизнь, а на переднем плане будут артисты, выученные в театральных училищах, в этом не будет совершенно ни грамма правды. Поэтому я понимал, что, даже если мне попадётся какой-нибудь мальчик-актёр, даже если он будет похож на чукчу, у него никогда в повадках, в поведении, во фразах не будет той реальности, ради которой мы и снимаем, чтобы ухватить что-то настоящее.

Так и появилась идея снимать в двух главных ролях «обычных ребят» с Чукотки.

– Мне чудом повезло, что я нашёл прототипы героев, настолько близкие персонажам, что в какой-то момент и персонажи потеряли значение, потому что были двое этих парней, и у каждого своя правда. Поэтому я считаю, главная заслуга этого фильма в том, что двое этих мальчишек просто появились там, показали свои характеры, свою уникальность. Это гораздо интереснее, чем профессиональные актёры, чьи амплуа мы видели многократно.

Правда, работать с простыми подростками оказалось совсем непросто. Режиссёр признался, что подобрать к ним ключ у него не получалось очень долго. К тому же, к съёмкам они относились без какого-либо восторга и пиетета.

Кадр фильма «Китобой»
Кадр фильма «Китобой»
– Мне кажется, что так или иначе этот опыт они не сочли особенно серьёзным в своей жизни. Несмотря на то, что нам с другого берега кажется, что вот, мы приходим в жизнь маленького села, к ребятам, у которых не было опыта съёмок, мы показываем им прекрасный мир кино, и их жизнь навсегда меняется – это не так. Для них изначально наши съёмки были какой-то забавной ерундой. Они не понимали, на самом деле, зачем это делается. Грубо говоря: «Ребята, это что, у вас работа такая? Вот у меня работа – я слесарю помогаю!» И, по большому счёту, в этом была какая-то правда, – вспоминает автор «Китобоя».

Путь к гармонии через проблемы

Съёмки на Чукотке длились два летних месяца 2020 года, когда у мальчишек были каникулы. Огромную роль для реалистичности картины сыграл тот факт, что Лёшка и Колян (по фильму), а в реальности – два Владимира хорошо знали друг друга и дружили в реальной жизни, уверен Филип Юрьев:

– Они оба жили в интернате в Анадыре, один парень родом из Лаврентии (село на Чукотке – прим. авт.), а другой – из маленького села в Провиденском районе. В интернате они дружили, потом один из них уехал обратно к своей семье, другой живёт там постоянно. У них была и история настоящей дружбы, и соперничества настоящего. Конфликт между ними был на самом деле, поэтому не то, чтобы он был полностью выдуманный. Они были близки и подраться несколько раз, это была естественная мальчишеская дружба.
Кадр фильма «Китобой»
Кадр фильма «Китобой»

С актёрами своего дебютного фильма Филипп Юрьев поддерживает связь до сих пор. О карьере в кино они не мечтают: один из них учится в техникуме на автомеханика, другой пока никуда не поступил, но жизнь в родных местах привлекает их значительно больше. А вот его собственная жизнь, взгляд на мир и окружающее после съёмок на севере серьёзно изменились, признался режиссёр:

– Весь проект изменил мой взгляд на жизнь, потому что это было настолько неподъёмной задачей, казалось, что мы провалимся, на каждом шагу. И, так как у нас была проблема положить даже первый кирпичик, а нам надо было построить башню до самых небес, нам казалось, что мы не справимся. Я постоянно учился смиряться с чем-то. У меня не было постоянно желания устроить истерику, как-то всё начать судорожно менять. У меня появилось спокойствие, и, мне кажется, я научился в стрессовых жизненных ситуациях понимать, что это не самое плохое, всегда можно придумать, что делать. Этот подход по жизни мне очень помогает.

Съёмки на Чукотке оказались для молодого режиссёра «дорогой к дзен» через проблемы:

– (Одно дело), когда у вас одна проблема, вторая и третья… И совсем другое, когда их 150, и ты понимаешь, что будет и следующая. Давайте это тоже сюда, ребята, во всём разберемся, ничего плохого не будет!
Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru

Первая любовь как аргумент для Кристины Асмус

Сценарий к картине Филипп Юрьев начал писать ещё много лет назад. В процессе съёмок многое менялось, но основное зерно, отметил автор, осталось тем же:

– Я знаком с жизнью на Крайнем Севере, и мне захотелось рассказать о жизни в изолированном посёлке, где ребята, с одной стороны, свободны, они могут ездить на мотоцикле целый день, их жизнь беззаботна, но одновременно есть какая-то тоска по другому миру, который рядом и о котором они только слышали и мечтали. Это, в общем-то, подростковая история, где главное – это мечта, путь к мечте, возвращение домой и поиск себя.

В основе сюжета – первая влюблённость главного героя в вебкам-модель из Детройта. Порталом в прекрасный новый мир стали для подростков с появлением интернета в посёлке эротические видеочаты, в которых, как оказалось, можно найти не только обнажённое тело, но и источник нежного и трепетного чувства. Роль безмолвного «ангела в белом белье» сыграла Кристина Асмус. Правда, в какой-то момент она хотела отказаться от этой роли – но Юрьеву и Учителю удалось уговорить актрису остаться в проекте.

Кадр фильма «Китобой»
Кадр фильма «Китобой»
– Изначально ей показалась очень необычной идея и она согласилась, – рассказал Филипп Юрьев. – Но позже, когда вышел фильм «Текст», сложился очень негативный фон, большое количество людей в интернете осуждали её, занимались буллингом, и Кристина просто подумала о том, а стоит ли ещё раз играть такую же роль. Ведь эта роль, как и в фильме «Текст», эксплуатирует её образ девушки в нижнем белье.

На встречу с режиссёром Асмус приехала с целью отказаться от картины:

– Она извинилась, объяснила, почему она не сможет взяться за роль, привела очень убедительные доводы, – вспоминает наш собеседник. – Но потом мы показали ей 20 минут, они внимательно молча посмотрела, потом попросила ещё раз ей включить. Это были сцены, записанные на Чукотке без её участия. И вот она посмотрела эти сцены и поняла, что эта история совершенно не про то, про что она боялась. Не про спекуляцию на её обнажённом теле, а это история о романтической подростковой влюблённости. И сразу после этого она согласилась.
Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru

Киты как духи природы

Почти документальная и очень реалистичная картина заканчивается мистическим эпизодом, в трактовке которого зрители разделились на два лагеря. В одной из решающих финальных сцен мы видим героя на кладбище китов, среди исполинских белоснежных черепов, неожиданно будто исполняющих желания. Как рассказал режиссёр, кладбище китов – совершенно реальное место, появившееся в советское время, когда кости огромных животных вывозили в тундру. На это «кладбище» съёмочная группа наткнулась случайно – «и получилась такая сцена».

Но, разумеется, мистическая роль китов в жизни этого народа подразумевалась режиссёром изначально:

– Охота – это их религия, – уверен Филипп Юрьев.

Впрочем, особое значение киты имеют и для самого режиссёра:

– Вообще кит – это нечто, что меня потрясает. Удивительное существо, инопланетное, загадочное, общающееся на низкочастотных звуках, это действительно что-то, что мы никогда не познаем, какая-то мудрость природная, как будто это существо содержит в себе намного больше, чем мы можем понять.
Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru

Между китами и коренным народом Чукотки чрезвычайно много общего, считает наш собеседник:

– Когда вымирающий, по сути, народ вынужден охотиться старым способом, с помощью гарпунов на этих исполинских существ, в этом уже есть символ того, как люди живут. Это и о жестокости нашей, и о выживании, и о правде, и о том, что человек и кит, в общем, на равных: и китов мало осталось, и чукчи коренные тоже (исчезают). Но кит всегда был для этого места покровителем, главным духом, некой бессмертной душой, которая направляла народ и давала ему жизнь. Соответственно, и для героя встреча с этим китом, с духом имеет особый смысл.

Многие из местных жителей до сих пор живут, питаясь лишь китовым мясом, рассказал режиссёр. Но сам он от такого угощения на Чукотке отказался:

– Они, действительно, приезжающим людям приносят попробовать, говорят: «Вот, ребята, котлеты из кита, вам в дар от сердца». Многие пробовали, я не осуждаю, но я считаю, что у меня просто нет морального права (на это). Потому что местные жители вынуждены этим заниматься, это аборигенный традиционный промысел, который им разрешён, потому что они так выживают. А мне ради туристической забавы то же самое пробовать? Я могу без этого прожить и обойдусь.

Отдельного разговора в «Китобое» заслуживает музыка: совершенно неожиданно для самого автора там появилась Джули Круз, исполнившая песни для «Твин Пикс», а также Джонни Кэш, Рой Орбисон и даже песня Сергея Сироткина «Выше домов», переведённая на английский язык. Но весь этот изумительный набор саундтреков лучше услышать вживую – вместе с невероятными кадрами, снятыми съёмочной группой Юрьева на Чукотке.

Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Китобой»/ Фото: kino-teatr.ru