Экономика
14:2520 ноября 2020

Уйти по-фински: прогонит ли вторая волна пандемии бизнес страны Суоми из Петербурга?

Финские эксперты бьют тревогу: присутствие в России компаний из страны тысячи озёр резко сокращается. Политологи из Петербурга советуют ситуацию не драматизировать. В финских компаниях признают наличие новых вызовов, но считают их преодолимыми.
Фото: Xu Yu/globallookpress.com

Финско-российская торговая палата (ФРТП) с 2002 года регулярно исследует «самочувствие» компаний Суоми в России. По последним данным аналитиков ФРТП, экспорт финских товаров сократился на 20% по сравнению с прошлым годом, а импорт из

 РФ упал на 40%. Около 40% респондентов заявили и том, что их бизнес сократился за последние полгода. Тяжелее всего пришлось сфере услуг и мелким компаниям, в лучшем положении оказалась промышленность.

78.ru опросил аналитиков и крупных финских игроков рынка, спровоцирует ли пандемия новый массовый исход бизнеса из России, и вспомнил, кого Петербург уже «потерял».

В надежде на лучшее

Среди ключевых проблем представители компаний, принявших участие в опросе ФРТП, называют пандемию (48%), курс рубля (40%) и слабый спрос (30%). И только на четвёртое место ставят санкции и политическую ситуацию.

Несмотря на тревожные цифры по экспорту и импорту, в следующем полугодии половина респондентов не ожидает дальнейших глобальных изменений в сторону серьёзных ухудшений. На рост надеются в торговле и промышленности. Зато оптимистичных ожиданий нет в сфере услуг. При этом около одной пятой респондентов направляли инвестиции в Россию, в основном, в дочернюю компанию или представительство. Четверть опрошенных намерены вкладывать деньги в течение следующих 12 месяцев.

Фото: Waltraud Grubitzsch/globallookpress.com
Фото: Waltraud Grubitzsch/globallookpress.com

Генеральный директор Финско-российской торговой палаты Яана Реолайнен в беседе с 78.ru выразила уверенность: в будущем есть все возможности для восстановления торговли двух стран.

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич напоминает, что в российско-финских отношениях была масса приключений.

— Но финны держатся за рынок России, так как он премиальный. Как они сами говорят, с вами торговать безумно тяжело, но выгодно. Торговать с Эстонией легко, но маржа очень маленькая. Поэтому финны с этого рынка без сверхкрайней необходимости не уйдут, — полагает эксперт.

Директор петербургского филиала ГУ ВШЭ Александр Ходачек отмечает, что проблема всё же имеется. По его словам, количество большегрузов, пересекающих границу на территории Карелии и в пунктах пропуска Ленобласти, сократилось на 70%

— А они тоже везли многие вещи, которые компании приобретали оптом. Северные соседи не скрывают, что закрытие магазинов в приграничных пунктах и отсутствие русских туристов нанесли непоправимый ущерб экономике Финляндии, — поясняет аналитик.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин с оценкой по сокращению перемещения фур в 70% согласен.

— Важно также то, что на границе ужесточилась система контроля из-за пандемии и серьёзно выросло количество проверок. Это серьёзно увеличивает время доставки грузов, — подчёркивает он.

Подставила HoReCa

Традиционно позиции финнов в Петербурге всегда были сильны в производстве продуктов питания. Такие бренды, как Fazer и Valio, на слуху у всех горожан. При этом мало кто знает, что марки «Пит-Продукт», «КампоМос» и Casademont также принадлежат финской Atria Plc, хотя производство компании и расположено в Ленобласти. В этом сегменте бизнес чувствует себя относительно уверенно, но многие жалуются на то, что появились проблемы из-за карантинных ограничений в общепите (HoReCa — прим. редакции).

Как сообщили 78.ru в пресс-службе Fazer («Хлебный дом»), во время первого локдауна все четыре производственные площадки (три — в Петербурге и одна — в Москве) работали 24 часа и семь дней в неделю.

— Мы, как пищевое производство, выпускающее товар первой необходимости, не подпадали под действие указа президента. Сейчас мы также продолжаем работать в обычном режиме, — пояснили там.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Вместе с тем, в компании подчёркивают: пандемия всё-таки отразилась на бизнесе.

— Снизилась покупательская способность и спрос сместился в сторону более доступных товаров, увеличились затраты на обеспечение санитарной безопасности для сотрудников, выросла стоимость логистики, увеличилась стоимость еврозависимых предприятий, продажи в канале общественного питания сократились до нуля с апреля по июнь, — констатировали в пресс-службе компании.

Сейчас в Fazer трудятся 2300 сотрудников. Также в компании временно трудоустроили работников общепита, оставшихся без работы в локдаун. Это 60 сотрудников «Теремка» и АмРест.

Как рассказали в пресс-службе Valio, из-за карантинных ограничений компании пришлось пересмотреть планы по запуску новинок, отказаться от ряда идей, но большая часть будет реализована в 2021 году.

— 2020 год был непростым для бизнеса Valio в России, далеко не все проекты удалось реализовать из-за пандемии и строгих мер по ограничению посещения производственных площадок. Но, тем не менее, выручка компании за первые шесть месяцев выросла на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Существенно снизились продажи в канале HoReCa. В апреле 2020 объём продаж Valio в сегменте общественного питания упал более чем на 75% в натуральном выражении, к июню наметилась позитивная тенденция роста. Восстановление происходит постепенно, компания ожидает, что к концу года объём продаж в этом сегменте составит порядка 70% от объемов 2019 года, — отметили в компании.
Фото: пресс-служба компании  «Валио»
Фото: пресс-служба компании «Валио»

Примечательно, что в Valio оптимизация штата не проводилась.

На «провальную» HoReCa пожаловались и в Atria. Как пояснила 78.ru исполнительный вице-президент «Атриа Россия» Илари Хююрюнен, продажи в этом канале в 2020 году снизились на десятки процентов.

— Розничная торговля чувствует себя лучше, но располагаемые доходы потребителей продолжают стагнировать или даже снижаются. Это тоже сказывается на наших продажах. Но есть и положительные моменты: например, наша концепция фастфуд показывает хорошие результаты. Из-за закрытых границ в летние месяцы очень вырос объём внутреннего туризма, а бо́льшая часть точек продаж нашей концепции расположена на АЗС, — рассказала она.

По словам Илари Хююрюнен, в компании не было никаких обсуждений закрытия, продажи или переезда из-за COVID-19. Большинство сотрудников удалось сохранить.

Здесь надо отметить, что в начале 2019 года планы у Atria по перспективе дальнейшей работы в России были не столь радужными. Свой российский бизнес финны собирались продавать.

Подкатили миллионы евро, но зарплату срезали

Как и Atria, Nokian Tyres также базируется в 47-м регионе, но название этой фирмы знает любой автомобилист. Во Всеволожске производится 80% всех шин в РФ. Как сообщили в пресс-службе компании, завод Nokian Tyres в России приостанавливал свою работу в 2020 году в общей сложности на три недели (одна неделя — в марте и две — в мае).

Фото: Nokian Tyres
Фото: Nokian Tyres
— Других изменений в графике работы завода не было и не предвидится. Уровень загрузки производственных мощностей регулировался в соответствии с уровнем потребительского спроса. В настоящий момент завод работает с максимальной производственной загрузкой. На всех рынках, где работает концерн, были определены дополнительные меры для экономии на расходах по заработной плате, в соответствии с уровнем спроса, — констатировали в пресс-службе.

Как добавили там, несмотря на сложную экономическую и эпидемиологическую обстановку компания продолжала реализовывать инвестиционные проекты, в том числе, строительство автоматизированного склада готовой продукции. Инвестиции в завод Nokian Tyres с января по июнь составили 10,3 млн евро. Общий размер инвестиций в завод Nokian Tyres во Всеволожске на конец 2019 года превысил 1 млрд евро.

— На сезоне продаж летних шин автовладельцам сказались ограничения по работе шинных центров и автосервисов из-за мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. В ряде регионов России был рост продаж летних шины в июле — августе, что связывается с увеличением внутреннего туризма. Многие россияне приняли решение провести отпуск в России, отправиться с семьёй в отпуск на личном автомобиле, и для этого многие приобретали новые шины, чтобы путешествие было безопасным, — пояснили в компании, однако добавили, что многие переходят из премиум-сегмента в средне-ценовой.
Фото: Ondrej Hajek/globallookpress.com
Фото: Ondrej Hajek/globallookpress.com

«…а у кого жемчуг мелок»

Ещё пять лет назад серьёзные позиции в Петербурге занимали застройщики и девелоперы Суоми. Однако в июне 2017 года стало известно, что финский крупный игрок YIT поглотил Lemminkäinen Corporation (специализировалась на дорожном строительстве). Затем летом 2019 года застройщик отказался от планов работать в перспективе в Москве, Подмосковье и Ростове-на- Дону. Сообщалось и о том, что компания сворачивает подрядный бизнес. При этом новых крупных проектов девелопер в последнее время не выводил.

Как рассказал 78. ru генеральный директор YIT Теему Хелполайнен, весной компания столкнулась с проблемами с продажами нежилых помещений.

— В апреле, июне запрос таких помещений был довольно слабый. То есть инвесторы не были готовы принимать решение. Но с конца августа увидели прирост активности. И сейчас можно сказать, что продажи на обычном уровне, — пояснил он.

Ради справедливости подчеркнём: зато продажи жилья и рост цен на него в этом году у всех застройщиков били все рекорды. 78.ru об этом неоднократно рассказывал.

Финская SRV знакома горожанам по ТРЦ «Охта-Молл» и ТРК «Жемчужная плаза». Компания была в списке девелоперов, которые просили поскорее открыть торговые центры после запрета на работу в карантин. В июне 2019 года стало известно о желании Сбербанка купить у финнов «Жемчужную плаза». В рамках ПМЭФ даже было подписано соглашение о намерениях. Но пока информации о факте заключения именно сделки по продаже нет.

Фото: пресс-служба ТРЦ «Жемчужная Плаза»
Фото: пресс-служба ТРЦ «Жемчужная Плаза»

Как коротко прокомментировали 78.ru ситуацию в прессе-службе SRV, «девелопер намерен и дальше развивать свои проекты в России».
Самой же громкой сделкой в плане коммерческой недвижимости стала продажа в 2018 году Stockmann Group торгового центра «Невский центр» PPF Real Estate. По информации городских СМИ, объект мог «уйти» за почти 200 млн евро.

Удар по ретейлу

Как и у застройщиков, сильные ранее позиции в Петербурге финских ретейлеров с годами стали заметно ухудшаться. Так, в 2016 году из России ушла продуктовая сеть K-Ruoka от финского Kesko. Тогда «Лента» приобрела у компании 10 гипермаркетов и один супермаркет в Петербурге и Ленобласти. В 2018 году РФ покинул DIY-ретейлер K-Rayta от той же Kesko. 12 магазинов достались французской Leroy Merlin по цене 1 млрд рублей за точку.

Сейчас крупным игроком продолжает оставаться Prisma. В мае этого года ретейлер, несмотря на пандемию, объявил о запуске новых проектов: производстве готовой еды и полуфабрикатов мощностью 20 тонн продукции в месяц. Объект хотели разместить в ТЦ «Светлановский» на проспекте Энгельса. Реализовать проект хотели осенью этого года.

Между тем, в период с 2015 по 2018 год Prisma закрывала в Петербурге один за другим магазины. Причины были такими же, как и у всех игроков: санкции.

БизнесФинляндияПродукты
Новости партнеров