Кинофестиваль «Послание к человеку» в 2020 году открыла картина, созданная режиссёром-женщиной – Хлоей Чжао. Её «Земля кочевников» завоевала «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале этого года. Организаторы «Послания» сами отметили, что в этом году большая часть фильмов на фестивале созданы именно женщинами. С чем связана такая тенденция? Этот вопрос мы задали Алексею Учителю – уже десять лет режиссёр является бессменным президентом петербургского кинофестиваля.
– Сейчас вообще такая тенденция, – признался Алексей Учитель. – Я могу судить даже по своей режиссёрской мастерской во ВГИКе: две трети мастерской – это девушки. Не знаю, почему. Для меня это всегда было загадкой, потому что это тяжелейшая в психологическом и физическом смысле профессия. Это не просто, но тенденция такая есть, с этим ничего не поделаешь.
Режиссёр отметил: нельзя сказать, что женский и мужской взгляд на искусство и кино не отличаются. Но определяющее значение, в итоге, всё равно имеют совсем иные вещи:
– Каждый мозг, и женский, и мужской, индивидуален, но я думаю, что результат на экране не зависит от пола. Это, в первую очередь, талант, интуиция, ремесло, которым ты владеешь – вот от этого зависит результат.
Фильм открытия, по словам президента «Послания к человеку», точно так же был выбран не по гендерному признаку автора, а исключительно из-за высокого качества:
– Мы выбрали этот фильм не потому, что его сняла женщина-режиссёр. А потому, что это замечательный фильм, который ещё и победил на Венецианском фестивале. Мы просто стараемся собирать самый яркие и интересные картины – поэтому выбор был очевиден. Мы не можем выбирать (фильмы) по принципу женского или мужского пола режиссёра. Даже в связи с новыми правилами (отбора картин) на «Оскар».
Напомним, в сентябре 2020 года Американская киноакадемия сформулировала и опубликовала новые правила, согласно которым номинироваться на «Оскар» может только кинокартина, соответствующая определённым стандартам – в том числе по количеству актёров обоих полов, различных рас и так далее. Но Алексей Учитель подчеркнул: для отечественного фестиваля «оскаровские стандарты» не имеют значения:
– Это не значит, что мы должны математически следовать каким-то позициям, сколько у нас в конкурсе будет женщин, а сколько мужчин-режиссёров, не в этом дело. Просто это замечательная картина. И мы рады, что открываемся этим фильмом.
Пандемия 2020 года крайне отрицательно повлияла на кинематограф – как зарубежный, так и отечественный. Режиссёр и президент кинофестиваля признался, что на себе прочувствовал все «побочные эффекты» повальной болезни, от серьёзных ограничений до резкого падения сборов:
– В мире сейчас происходит беда, и не только с кинематографом. А со всем. Но на производстве картин я это и сам ощущаю. Скажем, у нас в студии «Рок», которой я руковожу, снимается сейчас две картины – и это очень сложно. Потому что это тесты, это возможные болезни, остановки. А представьте себе киноэкспедиции в Крыму! Сейчас Андрей Кравчук снимает у нас огромную картину «Пальмира», и не дай бог какой-то сбой – что будет делать огромное количество людей? Сидеть? Это невозможно, это экономика.
Из-за коронавируса и ограничений, связанных с ним, пострадал в прокате и фильм «Стрельцов», режиссёром которого выступил сын Алексея Учителя Илья, и другие отечественные картины. Не говоря уже о переносе множества мировых премьер.
– Недавно мы выпустили фильм «Китобой», это дебютная картина Филиппа Юрьева, один из призёров в Венеции. Сейчас вот должна выйти моя картина «Цой». И отток зрителей где-то порядка 70-80 процентов. Это беда.
Режиссёр отметил, что и проведение фестиваля стояло под вопросом – но президент мероприятия решил, что в это сложное время такие события особенно важны.
– Мне кажется, во-первых, «Послание к человеку» должно быть каждый год, в прямом и переносном смысле, и не только кинематографическое, а во-вторых, всё равно надо поддерживать этот огонь кинематографа, – заявил Алексей Учитель. – И всё равно, любыми путями, онлайн, в кинотеатрах, но кино должно быть. Я думаю, что для людей, которые его смотрят, это тоже своеобразная таблетка, чтобы бороться с окружающими нас обстоятельствами. Мы должны получать ещё что-то для того, чтобы чувствовать себя не изолированным. Не только новости смотреть, ужасные, и такие, и сякие, иногда и хорошие, но и подпитываться иногда чем-то другим. И я думаю, что кинематограф, в частности, наш фестиваль «Послание к человеку» даёт это.
Пандемия влияет не только на нашу повседневную жизнь как таковую, но и на нашу психологию, отметил режиссёр – и мы сейчас можем эти изменения наблюдать воочию. Маски и перчатки уже давно стали для нас привычным делом, и это не единственное, к чему мы приспособились за это время.
– В этом году мы впервые проводим открытие и закрытие фестиваля в онлайн-режиме, это тоже для нас новое. Может быть, в связи с этим о нашем фестивале узнает ещё больше людей, – высказал мнение Алексей Учитель. – Поэтому надо, несмотря на некий общий пессимизм, всё равно смотреть с какой-то надеждой. Поэтому мы с огромными усилиями, но проводим этот фестиваль. Он в этом году ещё и тридцатый, и собирались мы его сделать огромным праздником. Но проведём его в рабочем режиме, хотя все три конкурса, масса интереснейших программ, фильмов, всё равно это всё будет.
Большой праздник кинематографа, если не случится очередного катаклизма, режиссёр с командой планируют всё же устроить в следующем, 2021 году:
– Всё-таки мы хотим отметить эту дату, и неважно, что это будет уже 31-й. У нас была идея пригласить многих победителей прошлых фестивалей, интересных задумок было очень много. И, надеюсь, мы их осуществим.
За десять лет, проведённых Алексеем Учителем на посту президента «Послания к человеку», фестиваль претерпел множество позитивных изменений. Режиссёр отметил, что судить о них, конечно, должны зрители – но факты говорят сами за себя:
– Это крупнейшее культурное событие в Петербурге. Я думаю, что и в России, и для мира оно тоже имеет большое значение. Ну как иначе, если даже в этой сложной ситуации нам прислали фильмы из 98 стран, и это только в этом году! Мы за десять лет, во-первых, восстановили статус фестиваля класса А. У нас каждый год есть жюри ФИПРЕССИ, а международная ассоциация кинокритиков на очень немногих международных фестивалях даёт своё жюри. Мы находимся в топе крупнейших фестивалей такого направления. За десять лет мы его подняли и сделали привлекательным для всего мира, к нам едут. Сейчас эпидемия не позволила, но вообще у нас практически никогда не было отказов. Это ещё и Петербург помогает, конечно. Нас любят, знают, за десять лет мы встали твёрдо на ноги и будем двигаться дальше.
Повлияла пандемия и на режиссёрские планы Алексея Учителя. Так, фильм «Цой», получивший множество критических замечаний ещё до выхода в прокат, появится на экранах на два с половиной месяца позже, чем изначально планировалось. Картина должна была выйти в кинотеатрах 27 августа, затем премьеру перенесли на сентябрь, но и эта дата оказалась неподходящей. В итоге, фильм мы увидим лишь 12 ноября.
Алексей Учитель знал Виктора Цоя лично и даже когда-то снимал его на камеру. Эти кадры хроники и станут в картине единственными, на которых появится главный герой. Режиссёр решил не искать человека, который сыграет самого Виктора. Значимость его фигуры он показал совсем иным путём.
В центре сюжета – водитель автобуса, столкнувшегося с автомобилем Цоя 15 августа 1990 года. Через призму его восприятия показаны все события, последовавшие за трагедией. Почему же был выбран такой необычный способ повествования?
– Помимо того, что я знал Виктора и снимал его, когда случилась эта авария, я, действительно, был там и видел этого водителя, – рассказал режиссёр. – Это не сразу пришло, через какое-то количество лет. Человек этот, простой водитель, абсолютно не знал, кто такой Цой. Может быть, что-то слышал. И вот, с этим ударом изменилось и его сознание, изменилась и его жизнь. Мне кажется, это интересно. Интересно и для того, чтобы понимать и значение Виктора, и его действия. Даже после его гибели, до сих пор – прошло уже 30 лет! – а мы находимся под воздействием его магии. Не только музыкальной, но и человеческой. И это удивительно. Поэтому такой взгляд непрямолинейный, скажем так.
После завершения работы над картиной о рок-звезде Алексей Учитель приступил к новому проекту. И новый фильм также посвящён гениальному музыканту – Дмитрию Шостаковичу. Впрочем, это получилось совершенно случайно, признался режиссёр:
– Это просто совпадение. Меня привлекают, если мягко сказать, неординарные личности, гениальные. Плюс у них потрясающая жизнь. У Шостаковича – я узнал столько нового, интересного и из личной его жизни, и, естественно, творческой, и это всё настолько неординарно, и об этом мы так мало знаем, что, мне кажется, это необходимо донести до зрителя!
Правда, пока работа над фильмом на самых начальных этапах, рассказал Алексей Учитель:
– Я ещё не снимаю картину, ещё пишется сценарий, и пишет его замечательный писатель и сценарист Александр Терехов, с которым мы делали «Матильду». А ещё у него есть замечательный фильм «Дылда». Сейчас сценарий в работе, и это не будет в чистом виде байопик, как, собственно, и фильм «Цой». Это в некотором роде размышление обо всех этих потрясающих и великих людях. Поэтому говорить о фильме ещё рано, реальная работа начнётся, я думаю, только осенью следующего года.