Прямой эфир

С насиженных мест: кто из общепита и fashion-retail съехал из центра Петербурга?

Светлана Коваленко
6 ноября 2020, 17:55
Во время пандемии стрит-ретейл Петербурга установил антирекорд за последние пять лет. На основных торговых улицах пустует каждое седьмое помещение. Но новые точки общепита и fashion-ретейла всё-таки открываются, хотя и не такими темпами, как раньше.
Фото: Dave Rushen/ globallookpress.com

Если весной этого года на Невском проспекте пандемия, отсутствие туристов и падение доходов населения «косили» сувенирные лавки и fashion-ретейлеров, то осенью под основной удар попал общепит. На главной городской магистрали в настоящее время вакантны 15% площадей, а в целом на ключевых торговых улицах простаивают свободными 123 помещения, или каждое седьмое. Такое впервые произошло с 2015-го года. Это вынуждает арендодателей идти на уступки ретейлерам.

Едят пока дома

Как рассказали 78.ru в Colliers International, за третий квартал этого года на Невском проспекте закрылось 11 заведений общепита. Так, например, прекратили своё существование на ключевой магистрали бар SPb, ресторан «Две палочки» на Невском, 22, ресторан Il Patio на Невском, 30. Больше не работает и "Бургер Кинг" на Невском, 20.

Между тем, некоторые владельцы подобных заведений решили воспользоваться моментом и переехать в более интересные для них помещения на других торговых магистралях. Сеть «Фруктовая лавка» перебазировалась на Большую Конюшенную, 2 вместо точки на Большой Конюшенной, 15.

— Аналогично поступил вьетнамский ресторан «Дедушка ХО», который переехал на Большой проспект Петроградской Стороны, 50 с Большого проспекта, 14, — отметили в пресс-службе компании.
Фото: Marco Alpozzi/ globallookpress.com
Фото: Marco Alpozzi/ globallookpress.com

При этом ранее аналитики Colliers International сообщали, что за первое полугодие в городе прекратили свою работу 38 заведений общепита. 78.ru об этом подробно рассказывал.

По словам руководителя отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анны Лапченко, всего в целом по городу на общепит пришлось 41% закрытий. Большего всего пострадали рестораны (43%), бары/пабы (13%) и кофейни (11%). Так, прекратили работу три заведения сети «Север. Метрополь», два заведения сети «Евразия», Trattoria Grato и многие другие.

Примечательно, что хотя в общепите Петербурга и было больше всего закрытий, владельцы фуд-холлов, например, не теряют надежды.
Так, как напоминают в JLL, прошлым летом закрылся ТК «Варшавский экспресс» для обновления, где анонсировано открытие фуд-холла «Депо» площадью около 20 тыс. кв. м.

— В ТК «Невский центр» и ТК «Меркурий» новая гастрономическая концепция будет реализована компанией Ginza Project. Кроме того, планируется открытие фуд-холлов на территории бывших рынков — Приморского на Петроградской стороне, Торжковского в Приморском районе, — отметили там.

Покупают одежду рационально

В fashion-ретейле среди потерь есть Laurel на Большом проспекте Петроградской стороны. Здесь теперь работает магазин японской посуды «Сябу-сябу». На улице Рубинштейна, 34 на месте Tykva Store появился магазин российской дизайнерской одежды Myseasons. TJ Collection на Старо-Невском проспекте, 129 сменил супермаркет «Ароматный мир».

Фото: Jens Kalaene/ globallookpress.com
Фото: Jens Kalaene/ globallookpress.com

Примечательно, что магазин Моnki на Невском просуществовал всего один третий квартал 2020-го. А голландский бренд одежды Suitsupply так и не открылся на Большом проспекте Петроградки, 61 и теперь помещение снова вакантно

По данным JLL, всего c начала 2020 года по настоящее время на основных fashion улицах города закрылось 16 магазинов одежды, обуви и аксессуаров. В прошлом году за аналогичный период прекратили своё существование 18 объектов.

— Таким образом, можно отметить, что fashion-ретейл Петербурга основной период ограничений, вызванных пандемией, пережил с минимальными потерями. В Петербурге главными fashion улицами остаются Большой проспект Петроградской стороны и Старо-Невский проспект, а также небольшая часть Большой Конюшенной улицы, — отмечает руководитель отдела исследований JLL Наталия Киреева.

Аналитики компании считают, что вынужденные ограничения в работе магазинов весной — летом в связи с пандемией усилили развитие новых трендов в fashion-ретейле, которые скорректировали планы по дальнейшему развитию сетевых операторов в офлайне.

— С одной стороны, происходит рост онлайн торговли по всем направлениям — от люксовых брендов до дисконтов и активное развитие маркетплейсов. Это ведёт за собой изменение покупательских предпочтений и формируется тренд на рациональное потребление, смещение акцентов покупателей на универсальные и практичные вещи в отличие от импульсных покупок в офлайне, — подчёркивают в JLL.
Фото: Christin Klose/ globallookpress.com
Фото: Christin Klose/ globallookpress.com

В компании отмечают также, что в целом по городу стремительное развитие онлайн торговли привело к сокращению присутствия в торговых центрах ряда сетевых операторов (Concept club, ELC, Play Today). С другой стороны, ретейлеры становятся компактнее, занимают меньшую площадь, сокращая издержки на аренду и вкладывая высвобождающиеся средства в развитие онлайн магазинов.

Приходят на новеньких

По данным Colliers International, всего за третий квартал открылось 38 новых заведений стрит-ретейла.

— Большая часть (40%) пришлась на Большой проспект Петроградской стороны. Здесь открылись бутики итальянских брендов женской одежды Luisa Spagnoli и Status Boutique. Также запущены «Армия России» и STATUS. Четверть открытий сформировал Невский проспект, где открылось восемь новых магазинов и заведений, среди них магазин электроники DNS и мультибрендовый магазин обуви Via Vittorio, — рассказывают там.

На Большой Конюшенной заработал также шоурум Soda moda. На Старо-Невском проспекте, 122 начал принимать покупателей DRESS-code. На эту же магистраль переезжает Brunello Cuccinelli.

— На этой магистрали увеличение вакантности происходит в основной за счёт общепита, который очень чувствителен к сокращению туристического потока. Старо-Невский проспект постепенно формируется как люксовый fashion-коридор. Сюда едут целенаправленно для шоппинга. Fashion-операторы премиального сегмента в этой части торговой магистрали чувствуют себя уверенно, так как их покупатели наименее пострадали от кризиса, — отмечают в JLL.

Ставят на скидки

Аналитики Colliers International уверены, что рост уровня вакантности закономерно сказался на коммерческих условиях.

Фото: David Tanecek/ globallookpress.com
Фото: David Tanecek/ globallookpress.com
— По итогам третьего квартала мы наблюдаем корректировки запрашиваемых арендных ставок в пределах 5-10%. Собственники готовы предлагать скидки на помещения, уже давно находящиеся в экспозиции; кроме того, новые освобождающиеся помещения также в основном предлагаются с определённым дисконтом. Например, на Невском проспекте минимальные границы запрашиваемых арендных ставок снизились с 6000 руб./кв. м/месяц до 5000 руб./кв. м/месяц, — приводят данные в компании.

В JLL приводят немного другие цифры. По данным их экспертов, на Невском проспекте ещё в июне 2020 года запрашиваемые ставки находились в диапазоне 7,5-13 тыс., включая НДС, а уже в конце сентября они снизились до 7-11 тыс. При этом увеличилась верхняя граница диапазона ставок по Большому проспекту Петроградской стороны с 4000 до 4500 рублей. Этому способствовало открытие здесь ряда новых брендов, а также снижение вакантности.