«Думай глобально, действуй локально»: почему «вторая волна» – удачное время начать бизнес?

Три позитивные тенденции в эпоху пандемии
– Сейчас совершенно новая экономическая реальность. Если вы это почувствуете, то сейчас самое время заняться бизнесом.
Такую мысль уверенно высказал Кирилл Остапенко, основатель и генеральный директор сети магазинов «Велодрайв» на форуме, посвящённом вопросам потребительского рынка в Ленобласти. По словам предпринимателя, именно в настоящее время, несмотря на ежедневно растущее количество заболевших коронавирусом, можно основать успешное и прибыльное дело на хороших условиях. И в этом нет ничего удивительного, отметил Остапенко:
– У нас сейчас одновременно наблюдается несколько тенденций. Первая очевидная тенденция –всё переходит в интернет, в онлайн. Вторая – всё (что необходимо для бизнеса) подешевело. Это правда, подешевело как просто обслуживание бизнеса, так и места, где можно арендовать помещения, и так далее. И последняя тенденция – сейчас банковские ставки невероятно низкие. Люди, у которых есть деньги, потихоньку понимают, что, наверное, нет дальше смысла держать деньги на счетах, и готовы стать инвесторами. Это реальный факт. Поэтому, если вы объедините людей, которые готовы дать деньги, свою идею и низкую стоимость обслуживания, вы вполне можете создать большую бизнес-империю из вашего маленького дела.

Главное, подчеркнул гендиректор сети, понять, что именно сейчас нужно человеку, какой бизнес востребован в эти сложные времена и как его можно максимально безопасно построить. А нужно людям, конечно, очень многое – в первую очередь, всё, что связано с доставкой на дом. Кирилл Остапенко поделился собственным опытом работы в пандемию и признался, что многие моменты стали неожиданными для него самого.
«Мы все теперь – один большой интернет-магазин!»
Весенний режим самоизоляции теоретически должен был не лучшим образом сказаться на бизнесе, связанном с торговлей велосипедами, и гендиректор «Велодрайва» ожидал спада продаж. Однако вышло совсем иначе:
– Меня ребята из предпринимательского окружения предупредили: «Готовься, что к маю у тебя не будет ни одного велосипеда». Я не верил, но «одной рукой» готовился. И, в результате, действительно, спрос был ажиотажный, – вспоминает весну Кирилл Остапенко.
По словам предпринимателя, весной и летом с ростом продаж в режиме онлайн всего, что только можно, резко выросло и количество курьеров. Курьеры стали покупать себе велосипеды, чтобы работать эффективнее, и даже тот факт, что магазины были закрыты, и двухколесного друга перед покупкой не получится потрогать, никого не смущал. В курьеров пришлось переквалифицироваться тогда и многим работникам «Велодрайва»:
– Доставляли у нас товары все, кто мог. Я сказал: «Ребята, мы теперь один большой интернет-магазин!» – и мы доставляли. В несколько раз повысилась интенсивность доставок, и теперь нам следующая волна не страшна: мы просто перейдём в онлайн. Да, маржа упадёт, прибыль будет меньше, но мы не погибнем, потому что мы будем заниматься доставкой товаров и оказанием услуг. У нас есть, например, услуга «выезд мастера на дом». Когда всё это начиналось, я не верил, думал, наверное, никто ничего заказывать кроме еды не будет. Однако у нас появился тот же самый тренд, что и в Европе.

Это позитивная особенность бизнеса, пережившего первую волну пандемии и дожившего до второй, – у предпринимателей уже есть выработанные ранее инструменты для работы онлайн и осуществления доставки.
Время для новых услуг с приставкой «мульти-»
Многие нашли во время первой волны коронавируса и развивают сейчас новые перспективные направления. Для «Велодрайва» таким направлением работы стало техническое обслуживание и ремонт велосипедов.
– Сейчас на территории Петербурга и Ленобласти активно развиваются сервисы доставки еды и продуктов, – рассказал Кирилл Остапенко. – Эти сервисы работают и с организованным бизнесом, и с начинающими малыми предпринимателями. Мы сейчас подключились к выполнению услуг по обслуживанию этого транспорта, в том числе велосипедов, которые занимаются организацией доставки.
Бизнесмен отметил, что в какой-то момент стало понятно: поле деятельности по техобслуживанию курьерского транспорта слишком велико для одного «Велодрайва»:
– Мы поняли, что мы не можем обслужить всех, не можем обслужить тех, кто находится в отдалённых районах. И заметили такую тенденцию, что предприниматели сами открывают мини-мастерские. В подобной мастерской человек фактически сам себе сотрудник и сам себе предприниматель, он просто приобретает необходимый набор инструментов и осуществляет комплекс услуг. Это и обслуживание этих курьеров, которые заполонили наш город, и обслуживание просто горожан, которые активно катаются на велосипедах.

Зимой, когда на велосипедах катаются только самые большие энтузиасты (которых, впрочем, тоже в нашем городе немало), подобный бизнес можно переориентировать на техобслуживание беговых и горных лыж, сноубордов и другого зимнего спортинвентаря, считает предприниматель.
– Мы живём сейчас в мире, где слово «мульти» – это тренд. Если ты начинаешь делать что-то одно и делаешь это хорошо, ты всегда можешь присоединить что-то дополнительное, – пояснил Кирилл Остапенко. – Вот так же здесь, с ремонтом велосипедов. Некоторые велосипедные мастерские, я с удивлением узнал, ремонтируют чемоданы, детские и инвалидные коляски… У нас, правда, пока этого нет.
Ты рядом – значит, ты нужен
Есть и другой крайне важный тренд, появившийся в бизнесе в связи с пандемией. Этим летом музыкальные площадки, клубы и концертные залы выживали только за счёт локальных исполнителей – то же самое происходит и в других сферах.
– Интернет даёт возможность прорекламировать любой товар или услугу и привлечь любого покупателя, который живёт рядом. То есть ты рядом, ты быстрее можешь осуществить услугу, и поэтому ты востребован. Это тренд, – рассказал гендиректор сети «Велодрайв». – Почему востребованы такие курьерские компании, как «Самокат», «Яндекс.Лавка», «Готово»? Потому что доставка к тебе приезжает за 15 минут. Точно так же и в услугах. Если вы можете осуществить услугу быстро, качественно, а порой и дешевле, чем большие сети, то, конечно, покупатель окажется удовлетворён. А почему? Потому что у вас просто меньше расходная часть.

Собственную доставку развивают сейчас активно не только большие сети, но и маленькие кафе. Как отметили эксперты, «киношная» схема бизнеса из сериала «ИП «Пирогова», когда мама печёт пироги, дочь на телефоне, а отец и все остальные занимаются доставкой по собственному району, является сейчас наиболее перспективной.
– Именно так и должно быть, как раньше было, когда у нас фамилия компании отвечала за весь бизнес, – считает Кирилл Остапенко. – Сейчас это один из главных трендов.
Онлайн против оффлайна
Катерина Гамаджан, основатель и генеральный директор маркетингового агентства Market-me, отметила, что после первой волны пандемии на ранке остались лишь те, кто «работает качественно по справедливой цене и имеет какую-то репутацию, как в оффлайне, так и в онлайне». В собственном бизнесе Катерина отметила явный рост спроса на маркетинговые услуги «как способа выхода в онлайн». Гендиректор Market-me выделила несколько тенденций в предпринимательском мире в эпоху пандемии.
– Давайте разделим все услуги на те, которые могут предоставляться и в онлайне, и в оффлане, и те, которые могут осуществляться только в оффлайне. Например, вся сфера красоты не может предоставляться онлайн. И те, кто не может уйти чисто в онлайн для предоставления услуг, пытаются апсейлить клиента и предлагать дополнительные услуги через онлайн, например, обучение. Обучение, – один из пиковых трендов, который появился во время пандемии – рассказала Катерина Гамаджан.

Эту мысль подтвердила представительница бьюти-индустрии – основательница сети салонов «Пилки» Маргарита Анттонен:
– Действительно, в бьюти-сфере очень тяжело перейти в онлайн, в онлайне мы не можем пилить ногти, это невозможно. Для нас это, действительно, была сложность и неожиданность, когда нас закрыли. После этого мы пересмотрели всё и сделали онлайн-площадки по обучению. У нас есть своя школа. Мы готовили своих мастеров (во время карантина – прим. авт.), чтобы потом открыться массово.
Второй тренд, который явно прослеживается в современном городском бизнесе, – выход в онлайн даже тех услуг, которые прекрасно существовали без интернета благодаря сарафанному радио.
– Это услуги юриста, бухгалтера, аудиторские конторы, даже те же самые маркетинговые услуги, которые работали по сарафанному радио, – они все начали потихоньку выходить в онлайн и через открытые коммуникации формировать репутацию, – рассказала Катерина Гамаджан.
Куда идут сокращённые сотрудники?
Явной третьей тенденцией, по наблюдениям директора маркетингового агентства, является ощутимый отток специалистов в сфере услуг из больших компаний. Связано это с прошедшими сокращениями – увольняли и юристов, и маркетологов, и, конечно, самый разный линейный персонал. Что же происходит с этими людьми? Здесь, по словам Екатерины Гамаджан, также наблюдается два тренда:
– Первый – если они очень высококвалифицированные – они пережидают какое-то время и открывают свой бизнес. Маленький бизнес, обслуживающий небольшое количество компаний.

Да, мы вновь возвращаемся к локальному «мини-бизнесу» по модели сериала «ИП «Пирогова», который сейчас может быть успешен при умелом подходе. Но есть и вторая специфическая тенденция, отмечает маркетолог:
– Это переход офисных специалистов в сферу бытовых услуг. Домработницы, няни, гувернантки, помощники, репетиторы. И здесь есть большая проблема, потому что нет никакой аттестационной системы, когда конечный покупатель может приобрести эту услугу с гарантией. То есть есть желание человека с образованием, опытом изменить сферу деятельности, и здесь есть очень большая ниша, где компании могут заработать. Во-первых, на систематизации квалификации этих услуг, во-вторых – на обучении и продаже этих услуг. Есть несколько агрегаторов, которые продают разные бытовые услуги, и, на мой взгляд, это очень хороший тренд.
Директор сети салонов маникюра «Пилки» также отметила, что во время пандемии произошёл отток мастеров – многие сотрудники, уволившись, стали «пилить дома». В то же время Маргарита Анттонен рассказала, что пандемия повлияла на перестановки в штате сети положительно: после открытия было принято много новых «сильных сотрудников» из других заведений.
Время глокализации
Несмотря на то, что бьюти-индустрия не может перейти в интернет, салоны всё же развивают направления, актуальные в период пандемии. Среди них новая услуга – «выездной мастер».
– Это человек, который приезжает к тебе со всем оборудованием домой, в отель – не важно, куда. Главное, чтобы были стол и розетка. Всё. Для клиента это максимально комфортно при современных условиях. Он не ездит в метро, не находится в салоне, где, в любом случае, скопление людей. Мы будем максимально развивать это направление, – поделилась гендиректор сети «Пилки».

Выездные мастера работают сейчас и в «Велодрайве», и в других сфера бизнеса. Очевидно, это ещё один популярный тренд. Если внимательно присмотреться к новым реалиям, можно «поймать удачу за хвост», считают предприниматели.
– Сейчас очень благодатная почва для создания какого-то нового бизнеса, потому что бизнес меняется, он из глобального становится более локальным, – отметила Катерина Гамаджан. – Нужно большее количество меньших операторов. Плюс, если взять людей, которые поменяли сферу деятельности и потеряли работу, среди них есть большой класс тех, кто не хочет работать принципиально: «Вот, я был директором и на меньшую должность я не согласен». И, соответственно, освобождается много ниш, где вы можете пробежать в пять раз быстрее, будучи более энергичным, и создать свой бизнес там, где те люди уже застолбили свои места. Их уже там нет, почва очень благодатная, пробуйте, экспериментируйте, оценивайте всегда, сколько денег хотите вложить, смотрите туда, где раньше бизнеса не было.
Директор маркетингового агентства назвала новый термин, описывающий то, что происходит сегодня в нашем бизнесе – «глокализация»:
– Думай глобально, действуй локально. Бери опыт больших компаний и открывай в районе, в своей локации услуги или предприятия, которые могут быть востребованы потребителем в этой локации.




