Прямой эфир

Самая успешная спецоперация: как в войну из Эрмитажа эвакуировали исторические сокровища

Олеся Курдюкова
13 октября 2020, 22:33
23 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная, в музее был обычный рабочий день. Но сотрудники уже были готовы к сохранению ценнейших экспонатов.
Фото: vk.com/hermitage_museum

Октябрь 2020 года — памятный месяц для истории Эрмитажа: 75 лет назад в музей вернули эвакуированную коллекцию. Два эшелона картин, гобеленов, предметов декоративно-прикладного искусства с началом войны отправились на хранение в секретное место.

— Снимали картину, вынимали её из рамы, там же холст натянут на подрамник, и вот уже в этом виде её заворачивали и складывали в ящик, — начала увлекательный рассказ о самой успешной операции по сохранению культурных ценностей в истории страны Елена Соломаха, заместитель завотделом рукописей и документального фонда Эрмитажа.

Всё началось 23 июня 1941 года. К войне готовились. Во многих учреждениях уже были готовы эвакуационные планы. В Сампсониевском соборе с 1938 года готовилась упаковка для произведений, для которой были нужны не только ящики, но также стружка и бумага, причём под каждый экспонат — отдельно, как для огромных полотен, так и для монеток.

Когда объявили о начале войны, в Эрмитаже был рабочий день, все сотрудники и директор Иосиф Орбели были на месте. Они сразу начали действовать по инструкции.

— Орбели собрал их, объявил о начале эвакуации, они все ушли по домам, чтобы забрать вещи. Практически все потом вернулись сюда, и практически до конца эвакуации Эрмитаж не покидали. Упаковка шла практически днём и ночью, они прерывались на очень короткое время — на сон, чтобы поесть, — продолжила Елена Соломаха.

Но даже сил всех сотрудников Эрмитажа не хватало, и тогда упаковывать экспонаты помогали художники, военные, курсанты. К концу июня общими усилиями сформировали первый эшелон, в котором разместилась вся экспозиция.

— В эшелоне поехали 16 наших сотрудников, специально отобранных директором Эрмитажа Орбели. И только начальник эшелона Владимир Францевич Левинсон-Лессинг, крупнейший специалист в области голландского искусства, только он один знал, ну и начальник поезда, конечно, и машинист, куда отправляется этот эшелон, — пояснила сотрудница Эрмитажа.
Фото: vk.com/hermitage_line
Фото: vk.com/hermitage_line

А отправились они в Свердловск, как прежде назывался Екатеринбург. На Урале коллекцию Эрмитажа разместили в картинной галерее, костёле, доме инженера Ипатьева. Вторым эшелоном туда же отправили запасники, экспонаты Академии наук, Пушкинского дома и пригородных музеев.

— Это произошло в рекордно быстрые сроки. Только если вдуматься, что оба состава фактически пришли на Урал в течение двух месяцев после начала войны, то есть совершенно невероятная скорость именно упаковки, организации самого процесса, у которых было немало административных трудностей, — потому что даже упаковочный материал, дерево, как это всё возможно было собрать и подготовить в такой короткий период? Это просто подвиг, — уверен директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.

Все пять лет произведения хранились в укрытиях, под охраной местных милиционеров, в строгом секрете. Жители Свердловска даже не знали, что в их городе разместился Эрмитаж. И несмотря на то, что в те годы не было таких строгих требований к хранению по температуре и влажности, сотрудникам удалось сохранить все в целости.

Но в годы войны Урал спас не только бесценные произведения искусства. В эвакуацию сюда отправились 600 блокадников.

— Я думаю, что в целом эвакуация научного состава, людей, сотрудников, актёров, учёных, помимо даже эвакуации ценностей, библиотек и театров, — это пока ещё не до конца изученный и оценённый толчок для развития крупных городов, которые тогда находились в тылу. Потому что города инженерной интеллигенции, какими в позднесоветское время являлись мы, Свердловск, Челябинск, Пермь, — для их культурной жизни, для формирования круга интересов как раз очень много сделала как раз когорта этих людей, — добавил Никита Корытин.

Третий эшелон отправить уже не успели — кольцо блокады сомкнулось. В Эрмитаже воцарилась особая атмосфера. Прямо на полу, среди осколков стёкол, выбитых снарядами, лежали предметы декоративно-прикладного искусства. Сначала их спрятали в подвал, но после потопа пришлось поднять на первый этаж.

Всего 1,180 тыс. предметов было эвакуировано. Но все рамы остались на своих местах — чтобы, когда произведения искусства вернулись домой, быстрее восстановить экспозицию. А до тех пор, пока продолжалась блокада, сотрудники музея водили экскурсии по опустевшим залам, рассказывая о шедеврах так, как они их помнили.

Фото: vk.com/hermitage_line
Фото: vk.com/hermitage_line

3 октября 1945 года в Свердловске уже в штатном режиме экспонаты стали готовить к отправке в Ленинград. Даже упаковку менять не пришлось. 10 октября распахнулись все двери музея — Иосиф Орбели и сотрудники Эрмитажа встречали коллекцию.

Последний свой долг исполнили перед Ленинградом солдаты. Они поставили на место спасённые ими сокровища. После четырёх мучительных лет войны, 4 ноября 1945-го, в Эрмитаж пришли первые посетители.

Фото: vk.com/hermitage_line
Фото: vk.com/hermitage_line

Музей отблагодарил гостеприимных коллег — в Свердловск отправили 200 предметов из разных отделов — живопись, стекло, бронзу, мрамор и мебель, небольшую дворцовую коллекцию. Она представлена в отделе западноевропейского искусства музея изобразительных искусств и станет основой нового центра Урал-Эрмитаж, который откроется в апреле следующего года.