Три месяца назад в Петербурге после ослабления карантинных ограничений заработали фитнес-клубы. Уже тогда участники рынка делились не самыми лучшими прогнозами на будущее для отрасли. 78.ru подробно об этом рассказывал.
Пессимистичные ожидания для многих сбылись. Теперь в городе осенью опять растёт количество выявляемых случаев заболевания COVID-19. К новым возможным закрытиям владельцы фитнес-клубов, в отличие от рестораторов, не готовятся. Но утверждают: если все пойдёт по худшему сценарию, тогда город потеряет 50% заведений. Причём речь может пойти и о крупных спортивных сетях.
Генеральный директор Fithess24 Анатолий Соломонов в беседе с 78.ru признался, что после июльских открытий в залы сети вернулись только 20-30% посетителей от того, что было до пандемии.
— Есть и новые клиенты, но их очень мало. Многие людей абонементы не продляют и больше не ходят, — поделился он.
По оценкам Анатолия Соломонова, ежесуточное падение по посетителям составляет примерно 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Директор по развитию фитнес-клубов «Легенда», «Молот» и Fitness Family Денис Горнев согласен с тем, что в залы не вернулась примерно треть постоянных клиентов. По его словам новых клиентов не больше 5% от того, что было в прошлом году.
— При этом через одного у таких людей есть «хорошие знакомые» в персонале. Вот эти люди «со знанием дела» утверждают, что клубы закроют, допустим, 10-го условного числа. Потом оно наступает, тогда знатоки объявляют новую дату: условное 15-е. И так до бесконечности, потому никто ничего в основном и не покупает. Положение в отрасли сейчас патовое. Есть только две категории: у кого-то «всё плохо», а у кого-то «очень и очень плохо», — эмоционально высказался он.
Президент и совладелец сети фитнес-центров Fitness House Алексей Фурсов утверждает, что в клубы сети вернулись 80% посетителей, и только 20% остались дома.
— Другое дело, что выручка упала в два раза, из-за этого жалуются многие участники рынка. Абонементы сейчас, естественно, покупают не так, как раньше, и мало новичков. Люди, очевидно, боятся ходить в клубы и опасаются их дальнейшего закрытия, — поясняет он.
Исполнительный директор холдинга ALEX Fitness Артём Курзов также отмечает: выручка упала, как минимум, в два раза.
По словам Алексея Фурсова, в Fitness House была закрыта лишь точка в ЛДМ на профессора Попова. Там не удалось договориться с собственником.
— Но в основном владельцы ТЦ идут на встречу. Они понимают, что если не пошло дело у одной сети, то вряд ли кто-то в нынешних условиях придёт на такое место на будущее, — поясняет он.
В целом участники рынка сходятся в том, что в городе уже закрылись не менее 20% заведений.
— В основном это мелкие несетевые заведения, но есть, например, и объекты у Alex Fitness, — говорит Анатолий Соломонов.
Артём Курзов поясняет: речь идет о двух объектах. Там также не удалось договориться с собственниками по аренде. Однако сами заведения морально устарели. Для них и до пандемии надо было проводить не только реновацию, но и, возможно, даже реконцепцию. Это были бы большие затраты.
С тем, что в Петербурге закрылись чуть менее одной пятой всех клубов, согласен и Денис Горнев.
В условиях нежелания петербуржцев возвращаться в залы и отсутствия «новичков» владельцы заведений идут на демпинг по длительным абонементам (полугодовым и годовым). Здесь скидка может составлять от 30 до 40% от цен прошлого года. При этом участники рынка отказываются от коротких абонементов (на один-два месяца). Последние обходились всегда дороже покупателю, но теперь они оказались востребованы, так как никто не знает, что будет дальше.
— С короткими абонементами сейчас крайне невыгодно работать. С точки зрения операционных затрат участников рынка на зарплаты персоналу, аренду, уборку и т.д., неважно, сколько народа в зале: 100 человек или 1000. А прибыль заведения от того, короткие абонемент приобретён или длинный, зависит сильно. Потому все делают ставку на вторые, — поясняет Анатолий Соломонов.
Денис Горнев подчёркивает, что в настоящее время все хватаются за любую заявку об интересе к приобретению абонементу.
— Абонементы всеми силами стараются продать клиенту. Ищут варианты с оптимальными скидками, уговаривают, чтобы хоть как-то продлить себе жизнь. И если раньше у нас были планы на будущее, то сейчас все стараются хоть как-то выжить. А вот выжившие потом и будут думать, как жить дальше, — подчёркивает он.
Алексей Фурсов признает: многие коллеги идут на демпинг, но в реальности скидки с учётом фактического объёма услуг не превышают 10% от аналогичного периода прошлого года.
К возможным новым закрытиям из-за второй волны коронавируса участники рынка не готовятся, но пугают: если это случится, то отрасль в городе может рухнуть. По словам Анатолия Соломонова, в случае введения запретов на работу, с рынка уйдёт до 50% точек.
Ещё более пессимистично настроен Денис Горнев. По его словам, половину объектов можно потерять только за два месяца простоя. Причём, речь может пойти уже и о крупных сетях. Дальше будет по плюс 5-10% заведений ежемесячно. Если же запрет продлится семь-восемь месяцев, то выживут только 10% фитнес-клубов.