Летом этого года Госдума в третьем чтении приняла законопроект, приравнивающий к сигаретам кальяны и вейпы. Их включили в понятие «никотинсодержащая продукция». Соответственно, начали действовать все ограничения как на курение сигарет, в том числе на их употребление в ресторанах и кафе. Этот законопроект развязал руки городским депутатам, уже давно пытающимся бороться с кальянными и модой на них у молодёжи. Правда, теперь народные избранники не обещают тотальную зачистку, а только избавление от злачных мест, где явно не только курят.
Участники рынка предупреждает: если перегнуть палку, то на место добросовестных предпринимателей хлынут нелегалы, которые захватят рынок и установят на нём свои правила. Депутаты парируют: такие доводы в своё время приводились при обсуждении запрета на игровые автоматы и продажу спиртного по ночам. Однако в итоге представители игрового бизнеса занялись другими проектами, а те же ретейлеры и вовсе не разорились.
Обсуждение законопроекта, нацеленного, в том числе, на регулирование работы кальянных в Северной столице, состоялось на заседании комитета по законодательству городского парламента. Как пояснил депутат Денис Четырбок, к вопросу было решено вернуться после документа Госдумы. По словам парламентария, главная задача теперь: не выжить всех и вся, а выработать регламенты взаимодействия участников рынка и жителей, чтобы стали понятны стандарты по вентиляции и технике безопасности. При этом часть самых скандальных заведений в городе всё-таки удалось общими усилиями закрыть.
— Наша задача не закрыть всё подчистую. А сделать так, чтобы цивилизованные места, которые не мешают и располагаются в тех домах, где немного жильцов и есть вытяжка, договорённости с соседями, продолжили работать. А все те, кто работают без вытяжек, устраивают шум, грязь, пьянки, допускают несовершеннолетних и работают с нарушениями санитарных норм, вот таких злачных мест в городе больше быть не должно. Их надо закрыть, — пояснил, в частности, Денис Четырбок и предложил заслушать как чиновников, представителей отрасли, так и жителей, в домах которых располагаются кальянные.
Заместитель главы Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного Александр Ситов признал, что на кальянные приходится значительная часть бизнеса в Петербурге, хотя все и понимают негативный эффект от отрасли у части жильцов домов, где располагаются заведения. При этом Россия в принципе находится в лидерах по производству и использованию кальянного оборудования.
Александр Ситов подчеркнул, что в настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает ситуация с вентиляционными системами в подобных точках. Требования к ним нигде чётко не прописаны.
— Есть два момента, на которых надо сейчас сосредоточиться. Это содействие добросовестному бизнесу и минимизация негативных моментов для жильцов, — констатировал чиновник.
Как рассказала президент кальянного союза «Содействие» Анастасия Закатова, всего в городе в настоящее время работает около 1000 кальянных. Из них 70% — это приличные заведения. Они выполняют требования по технике безопасности и не враждуют с жильцами. Только 10% (то есть не больше сотни) — это бич, с которым и само профессиональное сообщество хотело бы бороться.
— Если всё напросто запретить, то 70% серьёзного бизнеса уйдёт, на их место придут нелегалы. А те, кто сейчас работает не по правилам, только продолжат это делать, — заявила Анастасия Закатова.
Она постаралась заверить также, что Петербург — это российская столица кальянных. В городе располагается 40 производителей кальянного оборудования, всего их в России насчитывается две сотни.
— Кальянные — это место, где молодёжь может общаться. Зачастую у них это альтернатива алкоголю. Молодым людям надо как-то взаимодействовать, иначе мы их всех увидим в барах и «наливайках», — пыталась Анастасия Закатова убедить присутствующих.
Она добавила, что отрасль сама ждёт разделения на «плохих» и «хороших» при помощи регламентирования и регулирования.
Жительница дома №5 на Таврической улице, где располагается кальянная уже давно, Светлана Разгуляева описала совсем другую картину.
— За пять лет наших мучений мы не добились никаких результатов в битве с этим заведением. У нас прошло 13 судов. Административный, арбитражный, до конца сентября будет рассмотрено ещё одно дело, — объяснила она.
Днём в доме, где находится заведение, ведутся ремонтные работы, в том числе, для точки, а ночью жильцы не могут спать из-за запахов.
— Мы просим ЗакС признать располагающиеся в жилых домах такие помещения общественно опасными для здоровья и проживания. Мы требуем в принципе запретить такие точки в жилье. Нам страшно жить с такими соседями, — эмоционально высказалась Разгуляева.
Она заявила также, что, якобы, эта кальянная не закрывала свои двери и в разгар коронавирусных ограничений.
Идею полностью запретить кальянные в жилых домах поддержала и президент ассоциации ТСЖ Центрального района Гульнара Борисова.
— Большинство жилых домов имеют сборные перекрытия и шахты, дым пойдёт не туда, куда прикажут, а через все щели. Даже если кальянная на первом этаже хрущёвки будет иметь отличную вентиляцию, никто не сможет гарантировать, что все эти запахи не будут проникать через трещины и микрощели. Поэтому я считаю, что компромисс, конечно, должен быть, но в пользу жилых домов, — пояснила она и добавила, что пока все говорят почему-то о кальянных, а не защите прав жильцов.
Независимый эксперт, аккредитованный Минюстом на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, юрист кальянного союза «Содействие» Сергей Будров отметил, что жителям Таврической можно только посочувствовать.
— В данном случае то, что рассказали жители, это возмутительно. Таких коллег быть не должно. Мы не хотим и не стремимся нарушать гражданские права населения. То, о чём нам рассказали, это притон, а не кальянная. Такие заведения умоляют имидж легального бизнеса. Мы тоже от них страдаем, к нам в союз поступают аналогичные сигналы, и мы знаем, что такая проблема есть, — констатировал он.
Депутаты ЗакСа категорически не согласились с тем, что кальянные — это альтернатива употреблению алкоголя у молодёжи. Народные избранники подчеркнули, что как раз никотин и стимулирует тягу к горячительному.
Депутат Сергей Купченко также выступил за серьёзные ограничение для работы кальянных в городе.
— Тоже было, когда обсуждался запрет на работу игровых автоматов. Все говорили, придут нелегалы, денег в бюджете не будет. В итоге представители этого бизнеса, люди в основном молодые и креативные, нашли себе другие занятия. Аналогичные разговоры велись и когда хотели ограничить продажу спиртного ночью. Ретейлеры напирали, что после 23:00 идут основные продажи, а кому не надо, уже сидят дома. Запрет в итоге ввели, и никто ж не разорился, — поделился воспоминания народный избранник.
В итоге инициативу решили доработать и вернуться к ней позже с учётом всех предложений бизнеса и жильцов.