Пройтись маршрутом Родиона Раскольникова, Сони Мармеладовой или Дмитрия Разумихина, при этом не вставая с места. Учительница английского языка придумала настольную игру по мотивам великого романа «Преступление и наказание». Корреспондент телеканала «78» Виталий Шувалов вместе с автором прошёлся по реальному Петербургу, чтобы сравнить, как изменился бы путь героев сегодня.
— Я приехала в Петербург, попала на День Достоевского. Там раздавали большие карты, на которых были указаны ключевые места из романа, связанные с писателем. И тогда пришла идея создать настольную игру, — рассказывает автор игры по мотивам «Преступления и наказания» Юлия Куманёва.
В начале ватман, карандаши и обычная карта города, а потом эскизы воссозданных зданий, электронный макет и игровое поле. Великий роман — как путеводитель по Петербургу 19-го века. Так замысел настольной игры постепенно воплощался на бумаге.
— Суть игры в том, что нужно повторить какие-то сюжетные линии, которые происходили в самом романе. Есть игровое поле, есть четыре главных персонажа — это Разумихин, Свидригайлов, Раскольников и Мармеладова. У каждого есть свой сюжет, по которому он идёт по игре, — пояснила автор.
У игры есть 12 возможных концовок, а двигаться разрешено в любом направлении. В остальном — это классическая настольная игра. Цель — быстрее других прийти к цели.
Дом Шиля на Гражданской улице, где в каморке на чердаке и жил самый знаменитый герой Достоевского — Родион Раскольников. Одно из заданий игры начинается с цитаты: «Идти ему было немного. Он даже знал сколько шагов от ворот его дома — ровно 730». Мы прогуляемся по пути Раскольникова до дома старухи процентщицы и с помощью шагомера проверим — насколько расстояние, отмеренное Достоевским в 19-м веке, совпадает с современным маршрутом.
От дома, в котором созревал преступный замысел бедного студента — идём по Столярному переулку в сторону Кокушкина моста. Именно отсюда, кстати, Достоевский начинает роман. Только вместо чрезвычайно жаркого июля 1865-го —прохладный август 2020-го.
— На самом деле, я хотела вызвать какой-то интерес у тех, кто не читал вообще никакую русскую классическую литературу, в частности, «Преступление и Наказание», для того чтобы они заинтересовались, — призналась Куманёва, добавив, что учителя могли бы использовать в школах эту игру для привлечения какого-то внимания и интереса.
Тем временем, с проспекта Римского-Корсакова мы поворачиваем к бывшему доходному дому Полешко, в котором 155 лет назад Достоевский поселил старуху-процентщицу. С замиранием сердца и нервной дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одной стеной на канаву, а другою — на улицу. Под улицей Достоевский подразумевал Среднюю Подьяческую, под канавой — канал Грибоедова.
За полтора века «Екатерининская канава» — превратилась в канал Грибоедова, а дом № 104 сейчас весь в строительных лесах. Его нынешние жители дождались капитального ремонта.
— Есть макет в электронном виде, полностью игра готова. И мы планируем собирать на краудфандинговой платформе «Бум-стартер» в сентябре средства для того, чтобы можно было напечатать игру и уже её распространять, может быть, в детских учреждениях и соответственно продавать в магазинах, — рассказала учительница.
Считается, что старуха-процентщица жила в этой парадной, по крайней мере именно сюда водят экскурсии. Поэтому пришло время проверить, насколько длина нашего маршрута с учётом современных реалий отличается от маршрута, заявленного в произведении. У нас получилось 950 шагов, что на 220 шагов больше, чем у Достоевского.