Легализацию граффити в Северной столице обсуждают не первый год. Отсутствие легальных зон для уличного искусства приводит к тому, что каждый новый рисунок в Петербурге «живёт» на стенах здания не больше суток. Коммунальщики с остервенением закрашивают многострадальные граффити с Цоем, а поклонники Бродского сетуют на исчезнувшую через пару часов фреску с изображением поэта.
Но, возможно, причина недолговечности и нелегальности граффити в Северной столице в том, что петербургский стрит-арт менее интересен и социален, чем, например, европейский?
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея Олеся Туркина задаётся этим же вопросом, сравнивая работы петербургских уличных художников с практически «талисманом» стрит-арта — лондонским Бэнкси.
— Почему людям полюбился Бэнкси? Почему на его выставки собираются огромные очереди? Ведь он не только невероятно рисует, он также затрагивает важные социальные темы. Чего только стоит граффити в лондонской подземке, которое, увы, закрасили, с чихающими мышами — они говорят о пользе медицинской маски. Когда я еду в петербургском метро и вижу людей без масок, то думаю: «Нет у нас Бэнкси».
Во многих городах Европы и Америки стрит-арт вполне успешно смог ужиться с классической архитектурой и памятниками разных эпох. Например, в Лондоне, с его строгостью архитектурных форм, уличные рисунки на фасадах зданий, мостовых и станциях метро сумели вписаться в городскую среду. Значительный вклад в эту «гармонию» внёс знаменитый Бэнкси, которого изначально окрестили вандалом, а его работы злостно зарисовывали. Теперь же загадочный британский граффитист стал одним из самых высокооплачиваемых художников 21-го века, а его работы вырезают прямо из стен лондонских зданий и продают на аукционах за миллионы долларов. За появлением Бэнкси последовала целая плеяда талантливых граффитистов — таких, как Vhils, El Mac, Conor Harrington и многих других.
Жительница Лондона и школьный учитель Джулия Бальесте рассказывает, что для них стрит-арт стал неотъемлемой частью города.
— В целом, местным жителям нравится стрит-арт. Ты можешь увидеть его в разных местах города: под мостом, на стене большого склада, и он проявляется в различных формах — мемориалах, пейзажах, портретах и т. д. Туристы постоянно ходят по городу в их поисках, спрашивают у местных, где Шордич (знаменитый граффити-район в Лондоне — Прим.) и как найти рисунки Бэнкси. Лично меня не раздражают граффити. Я думаю, что стрит-арт — это оригинальный способ самовыражения, и он добавляет красок серому Лондону.
«Волна» талантливых художников в Лондоне привела к изменениям в британском законодательстве: там появилось пояснение о том, что граффити могут быть удалены, если будет признано, что они наносят ущерб городской среде. Для легальных же рисунков в столице Англии обозначено немало «разрешённых мест», и это даже целые улицы и районы.
Жители Петербурга в целом одобряют граффити, но районные власти приравнивают стрит-арт к вандализму, и в мгновение ока изображения закрашиваются. Так случилось и с портретом Капитана Кунца на Лесном проспекте, с фреской с Бродским на улице Пестеля, героем фильма «Брат» и многими другими рисунками.
Уличное искусство должно по-своему рисовать историю города, реагировать на важные события. Если в городе на Неве стрит-арт — лишь портреты знаменитостей, может, он ещё не готов принять и понять уличное искусство?
По мнению экспертов, среди уличных художников Северной столицы есть свои дарования. Однако, глядя на запад, петербуржцы просто не успели оценить своих «родных» и не менее талантливых — таких, как Покрас Лампас, Владимир Абих, Стас Бакс и других, считает искусствовед Олеся Туркина.
— Оценка того, что мы видим, ещё придёт. Мы живем среди исторических личностей, но оценить это мы сможем только лет через 10. Вскоре мы не будем говорить «Наш Бэнкси». Мы будем говорить «Наш Лампас» или «Наш Абих».
По мнению урбаниста Юрия Берестова, наши художники пока не пришли к тому, чтобы работать над социальными граффити.
— Думаю, что хорошим местом для граффити могут стать новостройки, которые активно застраиваются вдоль КАД, типа Кудрово. Там стоят ужасные высотки вдоль кольцевой без какой-либо инфраструктуры, внешний вид этих панелей вызывает ужас. В одной из таких окраин со временем может «вырасти» место а-ля Берлинская стена.
Кроме того, петербургским уличным художникам стоит попробовать использовать не только баллончики, но и экоматериалы — например, пластиковые бутылки.
— Такие временные экспозиции могли бы появиться и в центре Петербурга. В таком случае, стрит-арт бы нес и социальную нагрузку, привлекал внимание к современным проблемам, — считает Берестов.
Традиционно приверженцы классического искусства оптимизма граффитистов, жаждущих разрисовать фасады центра Петербурга, не разделяют. Но эксперты считают: если мы хотим, чтобы город развивался, нужно позволить художникам внести свою лепту в исторический центр Северной столицы.
— Если считать, что наш город законсервировался и стал музеем, в котором ничего нельзя менять, то тогда можно обойтись без стрит-арта. Но если мы считаем, что Петербург — «живой организм», то стрит-арт, конечно же, нужен. Причем, и в историческом центре города. Конечно, никто не даст ничего нарисовать на Невском проспекте, поэтому стрит-арт прячется. Глухие дворы, арки, брандмауэры в центре Петербурга могли бы стать отличными площадками для стрит-арта. Такие рисунки очень оживляют городское пространство, — считает Олеся Туркина.
При этом основатель творческого объединения UrbanFresco Олег Лукьянов говорит, петербургские уличные художники уже смирились с неприкосновенностью исторического центра и нашли для себя плюсы в создании работ на согласованных с властями арт-площадках.
— Стрит-арт в центре такого консервативного города, как Петербург — сложный вопрос. Я много раз вступал в спор с существующим регламентом, чтобы сделать что-либо на стенах в центре. И могу сказать, что согласованные работы приносят большее удовлетворение и живут они дольше. Сейчас уличным художникам удобнее работать на разрешенных временных конструкциях и специально построенных арт-объектах, которые город предоставляет для стрит-арта — таких, как недавно открывшийся Kino Corner на «Ленфильме». Если город пошёл навстречу художникам и предложил такой выход из ситуации, то почему нет? В целом же, уличным художникам проще и логичнее рисовать за пределами центра Петербурга. Есть множество уродливых заборов и заброшенных зданий, пригодных для стрит-арта».
Единственный законопроект о легализации граффити был принят петербургским парламентом в первом чтении 1.5 года назад. С тех пор он так и не дошёл до второго чтения, а работа над ним и вовсе затормозилась. Как стало известно 78.ru, дело в том, что Комитет по градостроительству и архитектуре категорически отказывается принимать уличное искусство в центре Культурной столицы.
— Сейчас идет согласование поправок ко второму чтению. Мы видим консервативную позицию КГА, что мешает согласовать итоговый вариант законопроекта. Мы продолжаем настаивать на том, чтобы в городе был утверждён список объектов, на которых можно размещать объекты уличного искусства с минимальными согласованиями от властей. А также мы работаем над тем, чтобы в городе появилось open-air пространство, где граффити появлялись вообще без каких-либо согласований. Однако комитет считает, что уличному искусству не место в центре Петербурга, в то время, как там есть места, не представляющие исторической ценности — например, трансформаторные подстанции, — рассказывает автор законопроекта, депутат ЗАКС Денис Четырбок.
Поиск всевозможных замен граффити и медленное продвижение в его легализации наталкивают на вопрос: а нужен ли стрит-арт Петербургу вообще?
Экскурсовод Константин Шолмов считает, что граффити смогут гармонично вписаться в петербургскую архитектуру только, если курировать их будет компетентный орган, грамотно определяющий места для рисунков и их качество.
— Из того, что сейчас нарисовано на петербургских стенах, 90% — это просто мусор и ужас. Даже одобренные властями граффити — довольно блеклые, в них нет большой идеи и эффекта. Для того, чтобы появились мощные арт-объекты, должен появиться специальный совет, утверждающий эти граффити, а также должны появиться авторы уровня Бэнкси. Пока что я Бэнкси у нас не видел, поэтому в свои туристические маршруты по Петербургу специально точки с граффити не закладываю. Могу рассказать об уличных рисунках, если они по пути во время экскурсии. Думаю, что стрит-арт может стать нашей «фишкой» только, если появятся достойные художники и работы, — рассуждает он.
Быть может, Северная столица не может принять новый для себя вид искусства, пока в городе не появятся настоящие гении стрит-арта, способные мотивировать и власти, и горожан бороться за легализацию хотя бы некоторых мест для уличной росписи. Петербургские художники признаются, что они так же, как искусствоведы, гиды и урбанисты — в ожидании «нашего Бэнкси».