В 2020 году Петербург и Ленобласть объявили курс на интеграцию, покончив с многолетними спекуляциями на тему объединения регионов. «Единение, а не объединение», — так афористично новую стратегию на очередном заседании Координационного совета двух регионов обозначил Александр Дрозденко. В свою очередь Александр Беглов предложил пойти дальше, создав единые структуры управления целыми отраслями. Первым большим успехом интеграции названа совместная борьба с Covid-19 и его разнообразными последствиями, позволившая и Петербургу, и Ленобласти преодолеть пандемию. На очереди целый ряд новых льгот, которыми жители двух регионов смогут воспользоваться в самое ближайшее время, а также строительство длинного перечня инфраструктурных транспортных объектов.
Александр Беглов напомнил, как в самый сложный период пандемии 2,5 млн жителей Петербурга отправились на дачи в соседний регион. По словам губернатора, это оказало большой эффект на эпидемиологическую ситуацию в городе на Неве.
— Мы не пошли по пути закрытия дорог, въездов и выездов, договорились, что у нас одна агломерация, — подчеркнул губернатор.
Его областной коллега в ответ напомнил об успешном взаимодействии в области здравоохранения: жители Петербурга лечились в учреждениях Ленобласти и наоборот.
— Я хотел бы отметить больницу Боткина. В 2019 году мы подписали соглашение о взаимодействии, в том числе по вспышкам инфекций. И больница нам сильно помогла в период пандемии, особенно в первое время, — отметил Дрозденко.
Отмечается, что медики учитывали пожелания самих пациентов при выборе места для госпитализации — областной или петербургской больницы. В будущем такое взаимодействие может стать ещё эффективнее. Для этого Александр Беглов предложил создавать совместные электронные медицинские карты. В Петербурге внедрение электронных карт вышло на финишную прямую.
Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин также обратил внимание на важность синхронизации решений по отмене различных ограничений для бизнеса, связанных с пандемией.
— Приведу пример. Мы заметили в июле рассогласование по отмене ограничений по работе торговых центров, и тут же это рассогласование было ликвидировано, — подчеркнул Елин.
Ещё одно совместное экономическое решение — на совете стороны договорились о единой стоимости патентов для мигрантов на 2021 год. Она составит 4000 рублей.
Приобретают всё более чёткие очертания планы двух регионов по поводу согласования различных социальных льгот. Как рассказал Александр Дрозденко, к концу года планируется подписать соглашение о единой системе льгот на проезд в общественном транспорте. Жители одного региона в будущем не заметят, что пересекли границу, так как смогут воспользоваться теми же самыми правами.
В свою очередь Петербург предложил совместно считать стаж при присвоении регионального почётного звания ветерана труда. Оно также даёт разнообразные льготы. К примеру, петербургские ветераны труда получают компенсацию на 1400 рублей на оплату коммунальных услуг. В будущем ветеранов труда в обоих регионах станет больше, так как стаж работы в соседнем регионе также будут учитывать.
На Ленобласть может распространиться и новый петербургский подход к блокадникам. Раньше этот статус присваивали только тем, кто прожил в осаждённом городе не менее четырёх месяцев, однако по инициативе Александра Беглова все положенные льготы распространили на каждого, кто прожил при блокаде хотя бы один день.
Александр Беглов поставил задачу создания единой инженерной и транспортной инфраструктуры. Главы регионов подтвердили намерение развивать такие совместные проекты, как строительство метро в Кудрово и скоростного трамвая. Дрозденко поддержал инициативу Смольного о запуске скоростной электрички в Гатчину. Он подчеркнул, что планы по развитию пассажирского железнодорожного транспорта согласованы с РЖД.
Не секрет, что многие жители ближайших районов Ленобласти ежедневно ездят на работу в Петербург. Часть из них при этом пользуются личным транспортом. Поэтому петербургская Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ) и дорожный комитет Ленобласти подписали соглашение о совместных дорожных работах на 35 вылетных магистралях. Это позволит уменьшить количество пробок на границах. Сроки проведения работ планируется синхронизировать весной каждого года, начать решили с ближайшего апреля.
В частности, речь идёт о Дороге жизни, Токсовском, Гостилицком и Колтушском шоссе, трассах «Зеленогорск — Приморск — Выборг», «Парголово — Огоньки», «Санкт-Петербург — Кировск» и «Красное Село — Гатчина — Павловск».
— В дальнейшем у нас должны быть созданы общие структуры управления медициной, транспортом, социальной сферой и дорожным строительством, — заявил Александр Беглов.
Так тема интеграции приобрела новые очертания, однако возможные полномочия новых структур пока не декларировались. Очевидно, что вопрос ещё находится в стадии обсуждения. Но уже сейчас можно сказать, что в отличие от многолетних разговоров об объединении, не имевших никаких серьёзных последствий, интеграция регионов проводится не только на бумаге.