Общество
14:3611 августа 2020

Берегись, водитель: штрафам за парковку на газонах и у мусорок в Петербурге ищут «ноу-хау»

ГАТИ подготовила поправки в законодательство Петербурга, которые должны помочь перейти от слов к делу со штрафами для автомобилистов, паркующихся на газонах и создающих препятствия для проезда во дворы. Решить эту проблему в городе не могут годами.
Фото: Arne Dedert/ globallookpress.com

Норма, позволяющая штрафовать петербургских автолюбителей за парковку на газонах, существовала ещё в версии городского закона № 273-70 «Об административных правонарушениях» от 2010 года. После громких скандалов с попытками наказать водителей Северной столицы рублём за такие правонарушения Верховный суд эту статью отменил. В январе 2018 год депутаты ЗакСа эту норму в очередной раз переписали и вернули её уже в состав так называемого городского КоАП. Однако применить её на практике всё равно не получилось, так как царила неразбериха с тем, кто и как должен выписывать штрафы. Предлагали народные избранники привлечь к такой деятельности автомобили с автоматическими фиксаторами по примеру тех машин, что сейчас работают на платных парковках. Но дальше инициатив дело не пошло.

Проблемой перекрытий проездов во дворах депутат Надежда Тихонова занялась в начале июля этого года. Её волновала проблема с вывозом мусора из баков и контейнерных площадок, к которым водители закрывали доступ, бросая машины, как попало.

Надежда Тихонова/ Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Надежда Тихонова/ Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

На днях ГАТИ сообщила о разработке по поручению губернатора Александра Беглова законопроекта, который должен решить вопрос и с парковкой на газонах, и у мусорок, а штрафы для нерадивных водителей перевести из области фантастики в реальность.

Уже больше 2 млн машин

Как пояснил на совещании губернатор Александр Беглов, поправки ГАТИ необходимо было подготовить, так как за последние годы возросло количество легковых автомобилей в городе. В настоящее время количество «железных коней» перевалило уже за 2 млн.

— Сегодня мы практически везде наблюдаем хаотичную парковку. На внутриквартальных территориях она создаёт трудности при уборке, препятствует проезду специального транспорта и мешает пешеходам. Нередко автовладельцы паркуются на газонах, в содержание которых вложен немалый труд. Но административная ответственность до сих пор была предусмотрена только за парковку в зонах зелёных насаждений, а также на детских и спортивных площадках, — отметил градоначальник.

Корректировки, подготовленные ГАТИ, предлагают внести в городской закон об административных правонарушениях. Теперь в Петербурге вводится административная ответственность за парковку на газонах, перегораживание внутриквартальных проездов, пешеходных дорожек и тротуаров. Штраф за подобные нарушения для автолюбителей составит от 3000 до 5000 рублей, для должностных лиц — от 5000 до 40 тыс. рублей. Юридические лица накажут рублём на сумму от 150 до 500 тыс. рублей.

Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com

Здесь стоит отметить, что в 2017 году депутат Александр Тетердинко предлагал поднять бланку по штрафных санкциям за парковку на газонах для горожан до 50 тыс. рублей, однако такая инициатива в итоге не прошла. Тогда же Комитет по законодательству городского парламента рассматривал инициативу, предусматривающую возможность фиксации нарушений благоустройства с помощью фото- и видеосъёмки. Для этого во дворы предполагалось отправлять автомобили по типу тех, что фиксируют обстановку в зоне платных парковок. В Смольном и ГУ МВД инициативу поддержали, но воплотить её в жизнь так и не удалось.

Необходимость подготовки законопроекта о штрафах за перекрытия проездов во дворах Надежда Тихонова объясняла тем, что такие недобросовестные автомобилисты усложняют работу операторов по вывозу мусора с контейнерных площадок. Как напоминала парламентарий, подобные нормы уже действуют в Московской, Калужской, Мурманской, Саратовской, Новгородской и Вологодской областях.

Между тем в новостройках Петербурга и на приграничных с городом территориях Ленобласти не редки ситуации, когда из-за перекрытий не могли проехать пожарные машины и кареты скорой помощи. Дело доходило до то, что людям приходилось вручную растаскивать автомобили, чтобы кто-то получить медпомощь, а огнеборцы — выполнить свою работу.

С «двойным дном»?

Какой механизм фиксирования правонарушений предложен в новом законопроекте, в пресс-службе ГАТИ 78.ru пояснить отказались, также, как и не смогли пояснить, кто будет заниматься выписыванием штрафов. Не назвали там и хотя бы ориентировочную предложенную авторами документа дату вступления его в силу. Однако предполагается, что документ внесут в ЗакС, а рассмотрение инициативы хотя бы в первом чтении состоится до конца года. Законопроект направят в парламент от имени правительства Петербурга.

Фото: FrankHoermann/ SVEN SIMON/ globallookpress.com
Фото: FrankHoermann/ SVEN SIMON/ globallookpress.com

По словам члена Общественной палаты РФ Александра Холодова, пока что все аналогичные предложения были «мертворождёнными». Даже дойдя до воплощения в городской закон, они легко оспаривались в суде и не раз отменялись.

Добровольно автомобилисты отказывались предоставить о себе данные, а ГУ МВД, как в случае с частными парковками до 12 марта этого года, сведения также не разглашала. При этом вопросы с такими штрафами должны быть решены на уровне федерального законодательства.

Александр Холодов поясняет: для того, чтобы система, наконец, заработала, необходимо учесть три момента.

Во-первых, норма о штрафах должна содержаться исключительно в разделе закона о благоустройстве. Кроме того, должен быть чётко указан государственный орган, уполномоченный заниматься выпиской. В случае с платной парковкой, например, это КРТИ. Третье обязательное условие — это наличие автоматической фотофиксации.

Как напоминает эксперт, ГАТИ не обладает правом законодательной инициативы, тем более предложение можно назвать «удивительным», хотя раньше этой темой интересовались в основном городские депутаты.

По мнению эксперта, за законопроектом стоит попытка внедрить повсеместную автофиксацию в Петербурге, например, в рамках системы видеонаблюдения «Безопасный город».

Фото: Bernd Wüstneck/ globallookpress.com
Фото: Bernd Wüstneck/ globallookpress.com

Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин признаёт: проблема есть, её надо решать, «а Москва уже давно штрафует». Там действуют приложения в смартфонах «Помощник Москвы» и «Народный инспектор». С их помощью любой может сфотографировать факт нарушения, после чего водителю выпишут штраф. Вместе с тем Верховный суд фотографирование частными лицами фотофиксацией не считает. Впрочем, по словам Владимира Валдина, выход найти можно. Городским властям удалось разрешить ребус с письмами счастья для тех водителей, кто раньше избегал вносить деньги за платную парковку.

ПарковкиАвтомобилиЗаконопроекты
Новости партнеров