Образ главного хозяина усадьбы 19 века вновь угадывается в мелочах. На оконных решётках бильярдные кии соединяются с цветами — рассказывая многогранность натуры известного мецената и купца Василия Громова. Сегодня каждая деталь фасада старинной дачи бережно восстановлена.
Реставрация началась четыре года назад. В руки подрядчика дача попала в ужасающем состоянии. Последние десять лет здание середины XIX века постройки не эксплуатировалось — было отключено электричество, водоснабжение и отопление. Серьёзно пострадали внутренние конструкции. Подрядчик опасался, что многие детали будут утрачены. И всё же в итоге более 80% исторического материала сохранили.
С одним из углов здания пришлось поработать больше всего. Много лет водосточная труба была сломана — все осадки стекали по обшивке. В итоге сруб частично прогнил, и рабочие спилили его до «живой» древесины, соединив с новым.
«Донорами» послужили постройки с историей. Части столетних изб привезли из Ленинградской области. Скрещивали бревна в технике голландского зуба — когда венцы срезают зигзагом. Кроме того, рабочие укрепили фундамент и восстановили крышу. Сейчас осталось добавить лишь чугунные ограждения на балконах и строительный забор можно будет наконец убрать.
— Производится реставрация и воссоздание в мастерских. Когда они будут подготовлены к установке, будут привезены на объект и установлены. После готовность фасадов будет стопроцентная, останутся работы в части интерьеров, устройства инженерных эксплуатаций, — рассказал замруководителя проекта реставрации дачи Громова Алексей Петров.
Когда финальные штрихи будут сделаны, здание откроет свои двери в новом статусе — Центра искусств.
Старинная дача в Пушкине тоже должна стать культурным учреждением. Проект реставрации Дома Вуича согласован Комитетом по охране памятников. Когда работы закончат, ныне ветхий дом превратится в музей Алексея Толстого — именно он, несмотря на название, прославил это место. Однако сегодня на дачу писателя строение мало похоже — после войны облик изменился кардинально.
— Изначально это объект и задание от Комитета по строительству, и этим заданием не предполагалось никакого восстановления внешнего облика. Важную роль сыграли потомки Алексия Толстого — они настояли, что нужно вернуть зданию облик, который соответствует проживанию Алексея Толстого, — пояснил архитектор-реставратор Архитектурной мастерской Илья Сабанцев.
К сожалению, сроки реставрации имения классика до сих пор не определены.
Неизвестна и судьба красивейших особняков в Курортном районе. Часть исторических дач там законсервирована, другие утеряны. Эксперты в один голос твердят: медлить нельзя, ибо список уникальных памятников стремительно сокращается, отметил член президиума совета СПбГО ВООПИИК, зампредседателя совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Михаил Мильчик.
— Такого количества дачных домов нигде не найдёшь. Но тем интереснее — они не изучены. Но если не предпринять срочных мер, то дерево, очень хрупкий материал и легко воспламеняемый, он быстро исчезнет, — убеждает Мильчик.
И «Дача при саде «Озерки» — в этом смысле пример показательный. В мае пожар практически уничтожил уже вторую постройку на территории паркового комплекса на Береговой улице. А первую снёс сам владелец.
Образцы деревянного зодчества принадлежат Петербургскому университету профсоюзов, но возиться с историческим объектом дорого. КГИОП настоял, — и теперь на его стороне суд — университет обязан восстановить разрушенное здание. В противном случае — выплатит солидный штраф.
Напомним, что в неоднократно горевших домах-памятниках в Новой Ладоге проведут противоаварийные работы.