Тамара Москвина родилась в Ленинграде 26 июня 1941 года — всего через четыре дня после начала Великой Отечественной войны. В отличие от многих других прославленных спортсменов и тренеров, она не променяла родной город на столицу, связав свою жизнь с Петербургом навсегда.
— Каждый человек выбирает, где ему лучше. Рыба — где глубже, а человек — где лучше. Я здесь родилась, мне здесь нравится жить и работать, — рассказала в интервью журналисту «78» именинница.
Несмотря ни на какие трудности послевоенного времени, школу она закончила с серебряной медалью, успев при этом добиться определённых высот в фигурном катании, а заодно — отучиться в музыкальной школе по классу фортепиано. Как удавалось совмещать хорошую учёбу и множество увлечений в те непростые годы? Тамара Москвина вспоминает:
— Тогда это была норма. Нас было в семье трое, три сестры: Тамара, Ольга и Татьяна. Нам всем папа купил коньки, так называемые «хоккейки», тогда это было доступно. Мы надевали коньки дома и на зубчиках, без чехлов, потому что чехлов тогда не было, переходили через трамвайные пути на стадион «Искра», чтобы покататься. Если сравнивать настоящее время с прежним, то, конечно, это сравнение не в пользу (прошлого). Но тогда это была норма, это было интересно, мы просто использовали те возможности, что были.
Любое время имеет свои плюсы, отметила тренер. Главное — не тратить его впустую. Сама Тамара Москвина с детства обладала развитыми навыками тайм-менеджмента. Сама она, впрочем, не видит в этом умении ничего особенного:
— Как-то родители научили распределять время таким образом, чтобы можно было и кататься, и учиться. Я сама хотела всё знать, поэтому старалась себя вести в школе достойно, всё услышать и сделать там, чтобы потом можно было идти на каток. А когда я ехала на каток целый час в трамвае, я, естественно, читала, для того, чтобы выучить к следующему дню уроки. Это умение распределять время, очевидно, я переняла от родителей. Умение планировать является одним из необходимых качеств для каждого специалиста в своей сфере деятельности.
Чем бы вы ни занимались, нужно уметь находить время и для работы, и для хобби, и для того, «что греет душу», отметила Тамара Москвина. Причём вовсе не обязательно стремиться из всего извлекать пользу — не менее важны просто созерцание природы или встречи с милыми сердцу людьми:
— Очень много в мире того, чему мы не придаём значения. А стоит только вглядеться, например, в цветок, и увидишь, как природа сложно и красиво всё устроила. Поэтому, если человек ничем не интересуется, он беден душой и сердцем.
Но объять необъятное невозможно, считает Тамара Москвина. Поэтому стоит соблюдать баланс между тем, чтобы не упускать важное за пределами своей профессии, но и не распыляться. Сама именинница признаётся, что многое в жизни не успевает, на многое просто нет времени — но она об этом и не сожалеет:
— Например, каждая женщина хочет уметь хорошо готовить. Но у меня на это времени никогда не было, и сожаления, что я не научилась хорошо готовить, у меня нет. Тем более, что сейчас есть другие способы питаться той пищей, которая тебя нравится, и содержать себя в хорошей форме, — рассказала Москвина. — Я вообще не жалею ни о чём, потому что жизнь так складывается, что берёшь только то, что тебе надо, занимаешься только тем, чем тебе хочется.
Сложное время самоизоляции проходит для знаменитого тренера не слишком тяжело. Как призналась в интервью Тамара Москвина, она всегда работает с ситуацией, которая есть на данный момент, не переживая из-за очередных новых сложностей. Рабочий график у тренера, по сути, ненормированный, и даже на самоизоляции всегда есть, чем заняться:
— Нам необходимо составлять программу, изучать технику сильнейших фигуристов мира, подбирать музыку, думать о костюмах, проводить возможные виды тренировок. Общефизическая подготовка, техническая, психологическая, ревизия всего... И мы не сожалеем — ах, вот, сложно, невозможно (сделать что-то). Мы сразу включаемся в те обстоятельства, которые есть на данный момент. Работаем по Станиславскому.
Несмотря на солидный возраст, сама Тамара Москвина тренирует своих учеников, находясь с ними бок о бок на льду — и проводит на коньках по несколько часов в день. Это не проблема, отмечает тренер: так значительно удобней, а физическое состояние у неё по-прежнему отличное.
Когда-то, в 1960 году, именно Москвина изобрела и исполнила один из самых сложных элементов в фигурном катании — бильманн, вращение-заклон с захватом ноги над головой двумя руками. Это вращение и по сей день остаётся наиболее сложным из всех вращений в этом виде спорта. В интервью бывшая фигуристка рассказала, как вместе со своим многолетним партнёром Алексеем Мишиным под руководством тренера Игоря Москвина придумывала новые элементы для собственных программ:
— Мы смотрели гимнастику, смотрели балет. Акробатического рок-н-ролла тогда не было, но мы изучали спектакли Эйфмана, балетные спектакли, компилировали, что могли скомпилировать, чтобы использовать это в фигурном катании. Так во всём мире идёт творческая работа — изучение того, что было до тебя, и моделирование того, что можно использовать. Иногда можно пойти в какую-то другую сторону, в которую ещё никто не ходил, и раз, вдохновение даёт тебе пищу для творчества и придумывается что-то новое.
Похоже, рассказала Тамара Москвина, создаются и сами творческие номера. По словам тренера, это во многом аналитическая работа:
— Мы изучали, какие программы поставлены спортсменами из других стран, представляли, какие программы эти спортсмены могут поставить на следующий год, смотрели, что делают наши фигуристы, какие тенденции развития вида спорта в целом, и придумывали, планировали такое направление, которое будет новым или необычным в следующем сезоне. Это своего рода придумывание будущего, которое когда-то совпадало, а когда-то не совпадало. Для этого надо было изучать все соревнования всех спортсменов из разных стран, разговаривать с судьями, узнавать их предпочтения и предугадывать тенденции, куда пойдёт развитие музыкального сопровождения, развитие творческого направления в постановке программ. Как, наверное, и в любой сфере деятельности, связанной с творчеством.
В 28 лет Тамара Москвина решила завершить карьеру действующей фигуристки и полностью перешла в тренерство. Как рассказала она в интервью «78», это был лёгкий и максимально осознанный выбор. По словам именинницы, нет чётко определённого момента в жизни каждого спортсмена, когда точно пора закончить спортивную карьеру — для каждого этот момент наступает индивидуально:
— Кто-то решает закончить активную деятельность разумом, а кого-то жизнь вынуждает: человек начинает занимать не те места, которые предполагает, или он не улучшается, его обгоняют... А я разумно закончила, мы так решили. Тем более, что у меня тогда была уже на выходе кандидатская диссертация, я её написала и мне надо было её защищать. А самое главное — мне тогда было 28 лет, назрел момент обзаводиться семьёй. И у нас с Игорем (Москвиным — тренером и мужем спортсменки — прим. ред.) родились две дочки, Ольга и Анна.
Тамара Москвина отметила — ей очень повезло с семьёй, ведь и она, и её муж были тренерами по фигурному катанию, и каждый из пары прекрасно понимал сложности и тонкости тренерской жизни.
— Повезло нам и в том, что мы оба были тренерами сборной страны и практически всегда ездили на соревнования, в том числе и крупные международные, вместе. Это помогало сохранить семью. Но самое главное — так воспитывали нас родители, по папиной и маминой линии у нас у всех были крепкие семьи. Поэтому был настрой иметь крепкую семью — раз, с детьми — два, с массой родственников — три, и другого какого-то плана не было, — рассказала наша собеседница.
За все годы совместной жизни у фигуристки с мужем был один-единственный служебный конфликт:
— Один за столько лет — а мы вместе 56 лет! И этого было достаточно, с тех пор у нас не было никаких конфликтов никогда. Мы приходили домой, над было готовить обед, ухаживать за детьми, и потом, мы были достаточно сообразительными для того, чтобы не начинать переносить работу домой. И это помогало. Наша семья очень дружная. И Игорь, и я делали всё, чтобы она оставалась такой.
Свой день рождения Москвина предпочитает отмечать «классически»: позвать всех друзей и накрыть большой стол.
— Точно буду сидеть, часами отвечать на поздравления, которые теперь приходят смс-ками, видеосообщениями, по скайпу, — призналась именинница. — Раньше это были конверты с поздравлениями, и их было достаточно много. Но теперь целый день надо потратить, чтобы прочесть все те сообщения, которые мне присылают.
Вспоминая о самых необычных подарках на день рождения, Тамара Москвина рассказала такую забавную историю:
— Один раз знакомые спросили меня: «Какая у вас мечта?». Я сказала: «У меня мечт нет», но вообще, когда-то мы проводили сбор в Германии, и я заметила, что там почти на каждом участке стояла железная бочка, в которой местные жители сжигают всякое, чтобы не было пожара. А я люблю жечь! Знакомый услышал это и подарил мне бочку, в которой я сжигаю теперь мелкие веточки.
Однако самое приятное праздничное воспоминание было у Москвиной связано всё же с семьёй и любимым спортом:
— Много лет тому назад меня пригласили на показательные выступления в Тбилиси. В этот день утром я летела ранним рейсом, показательные выступления прошли, и обратный рейс у меня был через Киев. А под Киевом жили мои бабушка и дедушка, и тогда же там находился мой папа. Я поехала к ним, встретилась с папой. А потом полетела домой, где меня встречал мой поклонник, который стал потом моим мужем — Игорь Москвин. И вот, в один день у меня были и показательные (выступления), и дедушка с бабушкой, и папа, и мой будущий муж. Вот это был самый памятный день рождения!