В Петербурге в последнее время регулярно возникают скандалы вокруг граффити с портретами известных людей, которые старательно смывают со стен. Последний резонансный случай связан с Иосифом Бродским. В соцсетях немедленно провели параллели между некоторыми деталями биографии поэта и судьбой его портрета. По инициативе Российской гильдии управляющих и девелоперов ситуацию обсудили в режиме онлайн с участием всех основных заинтересованных лиц. Возможен ли между ними компромисс?
Граффити с Бродским появилось в конце мая к 80-летию со дня рождения поэта. Завхоз школы № 189 приказала замазать изображение. После этого стена превратилась в поле битвы между уличными художниками-поэтами и школьной администрацией. Особенный резонанс получили следующие строки:
Замазан классик, будто высечен,
Как в 63-м — прокурором.
Страной Поэтов некий выскочка
Посмел назвать Страну Заборов.
Кто-то начертал их на многострадальной стене, стихи быстро замазали, но перед этим они успели разойтись по интернету. С его появлением рукописи горят всё хуже и хуже.
Автор изображения Олег Лукьянов первым делом вступился за завхоза.
— Акция не предполагала такой публичности, — объяснил художник.
По его словам, весь негатив связан с тем, что администрация зачем-то решила снять процесс удаления портрета на видео.
Глава Комитета по охране памятников Сергей Макаров встрече с Лукьяновым был явно рад.
— За ним охотится буквально вся администрация Центрального района, пишет письма: поймайте, накажите. У меня большая просьба: чаще общайтесь с органами власти, — посоветовал чиновник художнику.
А глава Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев подчеркнул, что согласование подобных произведений — вещь совершенно необходимая. И действительно, если все будут рисовать всё что угодно там, где хотят, результат скорее всего не понравится никому.
— Наверное, наскальные рисунки действительно не проходили согласование охотников и собирателей перед нанесением, но в городской среде подобные действия недопустимы, — уверен Григорьев.
Основатель Института исследования стрит-арта Альбина Мотор предложила различать «граффити-райтеров» и уличных художников.
— Граффити-райтерам легализация не нужна, художникам — нужна, — объяснила она.
Получается, что граффити — это что-то сродни хулиганству. Но если послушать самих художников, проблема несколько шире. Они жалуются, что процесс согласования рисунков растягивается на годы.
— У нас есть проекты, которые согласуются. Есть одна из школ в Адмиралтейском районе. Год согласуем, пока выше замглавы администрации не дошли. Они нам всё новые требования выставляют, мы их выполняем, начинается пинг-понг. И не можем в КГА документы подать, пока район не согласует, — жалуется Лукьянов.
По его словам, чиновники заставляют переделывать эскиз. Сам он доказывает, что оценка эскиза — это прерогатива КГА, который должен включиться уже на следующем этапе. Что до Бродского, как отмечает Лукьянов, он просто не знал, что забор принадлежит школе.
В свою очередь Григорьев подчеркнул, что практически никто из мастеров стрит-арта не утруждают себя согласованиями, количество проектов, которые находятся на столах у чиновников, можно сосчитать на пальцах одной руки. Он добавил, что если бы Лукьянов подал документы по поводу Бродского официально, то ему сразу бы пришёл ответ о том, кому принадлежит забор.
Координатор арт-группы «Явь» Анастасия Владычкина решила атаковать чиновников с другого бока. По её мнению, в городе проявляется странная избирательность при выборе изображений, которые портят городской облик. В частности, городской администрации досталось за «огромные видеоэкраны» на исторических зданиях с рекламой.
— Я противник медиаэкрана в исторической части, ни одного медиаэкрана не согласовал. Более того, мы уже подали в Комитет по печати, органа который согласует наружную рекламу, список объектов, которые диссонируют с окружающей исторической средой, — парировал Григорьев.
Примирить стороны должен был законопроект, который начали готовить в Заксобрании по инициативе Дениса Четырбока. Он был призван упростить процедуру согласований. Документ приняли в первом чтении ещё в феврале 2019 года, а работа над поправками ко второму ведётся до сих пор.
Тем временем, Сергей Бодров авторства арт-группы HoodGraff может исчезнуть с трансформаторной будки у Александро-Невской лавры вслед за Бродским. Чиновникам вообще не нравится идея самовыражения на трансформаторных подстанциях.
— Любая роспись делает здание доминантой. Далее появляются мемориалы с цветами, происходит театр абсурда. Мы превращаем трансформаторную подстанцию в центр духовной и культурной жизни, — отмечает главный художник города Алексей Моор.
Но исходя из того, что сказали чиновники, определённых компромиссов добиться всё же удалось.
Моор призывает художников не использовать уже существующее городское пространство, а создавать своё, используя передвижные мобильные конструкции.
— Наверное, можно было бы придумать какой-то формат, когда мы выбираем специальную площадку, и там художники самовыражаются, — заявил в свою очередь Григорьев.
Он также не против предоставить уличным художникам специальные места в стороне от исторических ансамблей. Но пока, судя по всему, до конкретных решений дело так и не дошло. А значит, художники продолжат рисовать, так как не могут не рисовать, а коммунальщики и собственники зданий будут и дальше стирать граффити, чтобы не нарваться на штрафы от Государственной административно-технической инспекции.