Прямой эфир

«Видишь комиксы? А они есть!»: комикс-индустрия в РФ сократилась на 70% из-за коронавируса

Михаил Колокольцев
5 июня 2020, 18:40
Коронавирус нанёс серьёзный удар по российской комикс-индустрии. Издательства терпят убытки, массово переносят релизы и отказываются от новых лицензий, но обещают — без новых рисованных историй фанаты не останутся. Подробности — на 78.ru.
Фото: globallookpress.com/Zamir Usmanov

Без Мстителей, Человека-паука и Муми-троллей

В последние годы комикс-индустрия в России активно развивалась и никогда ещё не была на таком пике, однако в эту сферу деятельности, как и во многие другие, вмешалась пандемия коронавируса, и сейчас развитие культуры комиксов в нашей стране резко затормозило и оказалось в подвешенном состоянии. Об этом на пресс-конференции в рамках XV Международного Санкт-Петербургского онлайн книжного салона заявили представители рынка.

— Бум комикс-культуры в России случился в 2014-2015-м годах. Вокруг стало действительно много комиксов, издательств и много кто в эту тему включился, — вспоминает куратор Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге Сергей Карандеев.

В России нет как таковой статистики по продаже комиксов, потому что многие издательства не афишируют её или даже пытаются скрыть. Однако невооружённым глазом видно, что комиксов в нашей стране стало больше, в том числе отечественных и авторских.

— Сейчас мы оказались в неприятной ситуации, потому что как раз до февраля я говорил, что комикс-индустрия в РФ ещё никогда не была на таком пике, но потом случилось то, что случилось. До кризиса у нас был план издать около 300 книг, сейчас у многих издательств он сократился процентов на 70, потому что деньги кончаются как у читателей, так и у издателей, поэтому ситуация непонятная. Но интерес к комиксам есть, — подчеркнул представитель издательства комиксов «Комфедерация» (является частью «Комильфо», которое входит в состав «Эксмо») Степан Шмытинский.

К слову, издательство XL Media, выпускающее, в частности, комиксы про Хеллбоя, из-за сложившейся ситуации перенесло печать примерно половины своих новинок. Издательство комиксов Jellyfish Jam («Мстители», «Стражи галактики», «Громовержцы») в середине апреля призналось, что за последний месяц получило от силы 10% обычных платежей и фактически вынуждено отказаться от покупки новых лицензий. «Другое издательство», выпускающее комиксы «Человек-Паук-2099», «Назад в будущее», «Джон Уик» и другие, также перенесло выход своих книг на срок от одного до нескольких месяцев. Аналогичным образом поступило и издательство ZANGAVAR, ответственное в России, к примеру, за выход комиксов о Муми-троллях.

Супермен не может, Мединский поможет

Интересно, что невольно комикс-индустрию в России популяризовал теперь уже бывший министр культуры РФ Владимир Мединский, который на Московской международной книжной ярмарке осенью прошлого года заявил, что комиксы — для дебилов.

Владимир Мединский/ Фото: globallookpress.com/Anatoly Lomokhov
Владимир Мединский/ Фото: globallookpress.com/Anatoly Lomokhov
— После этого на наши стенды стало приходить больше людей старшего поколения. Они говорили: «Ну, если министр сказал, что это какая-то отвратительная литература, значит надо покупать». Не знаю, может быть, сработал какой-то запрет на книги из Советского Союза, но это здорово. Так или иначе в России появляется всё больше комиксов на серьёзные темы — раньше этим занималась только «Бумкнига», — признался Степан Шмытинский.

О большем интересе к комиксам в России со стороны более старшего поколения заявил и блогер Руслан Хубиев, также являющийся главным редактором издательства «Рамона».

— Вспоминается фраза из фильма «ДМБ» про суслика: «Видишь комиксы? А они есть!». Так вот сейчас в России комиксы есть, и это здорово! Комикс перестал быть чем-то для узкого круга, он есть везде, где продаются книги. Зацепить подростка комиксом — не так сложно. С родителями, более старшим поколением, тяжелее, потому что для них это всё ещё нечто новое. Но сейчас они видят комиксы на полках, и они могут задуматься, что, возможно, комиксы — это что-то серьёзное, они могут что-то прочесть и понять, что это неплохо. Есть проблема, но текущая ситуация меня радует, — сказал он.

Несмотря на не такую уж короткую историю, российский комикс всё ещё находится в поиске. На это обратил внимание автор и художник комиксов Виталий Терлецкий.

— Сейчас из-за пандемии развитие комиксов в России несколько замедлилось, а так комикс в России всё ещё находится в поиске, несмотря на долгую историю. По сравнению с США, Европой, Японией история русского комикса очень мала, и он всё ещё ищет свою аудиторию. Продажа бумажных книг падает, идёт глобальная цифровизация. Так что, может быть, русский комикс через 5-10 лет будет полностью цифровым. Но бумага всегда останется, так же, как не умер винил, потому что есть такой элемент как коллекционирование, есть некое ощущение тактильности. Думаю, уже через пару лет в России появится свой культовый комикс, — заявил автор комикса «Роман, победитель ласточек».

Плохой цифровизации и пираты мешают

В отличие от США и ряда других стран российский комикс не спешит уйти в цифровой формат, и на то есть свои причины. По мнению Степана Шмытинского, диджитал-формат будет иметь в России успех, когда этим будут заниматься заинтересованные люди. Согласился с ним и Руслан Хубиев.

— В США электронный рынок является основным местом, где многие фанаты комиксов оставляют деньги. Им лень идти в магазин, заходят в телефон, платят те же деньги, а иногда даже немного меньше, и читают, да и складировать на полках ничего не надо. Но в России комиксы быстро прошли формат синглов и перешли на сборники, люди идут за томиком с конкретной историей. Да и приятно поставить на полку книжку с красивым корешком: мама заходит в комнату, думает, что это книга, уходит из комнаты. В России не очень развит электронный рынок, не так много мест, где можно скачать комиксы. К тому же, можно найти в интернете пиратские сканы и переводы. Думаю, пока электронка не вытеснит печатную продукцию, потому что электронной дистрибуции как таковой нет, — отметил Хубиев.

Также в России пока нет и не может быть комиксов, стоящих десятки и даже сотни тысяч рублей.

— За рубежом коллекционные издания могут стоить целое состояние. Это зависит от трёх факторов: возраста комикса, его значимости и состояния. В США эта история длится с 30-х, 40-х годов, в России комиксы появились относительно недавно и пока нет прорывных персонажей, которые вырвались на международную арену. Но есть лимитированные издания, которые выходят небольшими тиражами в 50-100 экземпляров, — пояснил главред «Рамоны».

Российские комиксы «вылечит» Чумной доктор?

Все эксперты сошлись во мнении, что во многом успех отечественного комикса будет зависеть от выхода фильма «Майор Гром: Чумной доктор» в следующем году, который как раз основан на комиксе издательства Bubble Comics. Если картина покажет в прокате хороший результат, то в России могут экранизировать и другие комиксы.

Фото: globallookpress.com/Olga Sokolova
Фото: globallookpress.com/Olga Sokolova
— Сейчас наши авторы постепенно начинают заходить на зарубежные рынки. Хочется верить, что, возможно, через некоторое время наши талантливые авторы и художники будут замечены, попадут в американскую индустрию и смогут создать своё нечто новое и здоровское, — добавил Руслан Хубиев.

Пока же российским издателям комиксов придётся затянуть пояса потуже. Из-за переноса премьер ряда фильмов по вселенным Marvel и DC в нашей стране сдвинулся и выход связанных с ними комиксов. Кроме того, в связи с пандемией коронавируса был отменён фестиваль поп-культуры Comic Con Saint Petersburg. В Москве Comic Con должен пройти осенью, но большого количества звёздных гостей, как, например, Стива Энглхарта, который прилетал в Северную столицу в феврале, на нём ждать не стоит.