Общество
06:1416 мая 2020

Полпарка в гараже: пассажиропоток в петербургском такси упал на 75%

И отрасль не восстановится до прежних показателей даже до конца года.
Фото: 78.ru

Уже больше века, а если точнее, то 111 лет в Северной столице существует такое понятие как такси. 14 мая 1909 года в городе появился «Санкт-Петербургский таксомотор». Услуги товарищества, несмотря на высокие цены, пользовались большой популярностью. С тех пор всё несколько изменилось — и принцип заказа такси, и его стоимость. А в период пандемии — и правила пользования такси.

Каждое утро теперь начинается с обработки салона. Специальными средствами пропитывают даже ремни безопасности. Но не исключено, что в продезинфицированную машину в этот день так никто и не сядет, говорит заместитель генерального директора компании-перевозчика Виктор Соловьёв.

— Упал пассажиропоток от 60 до 75% в зависимости от дня. Наша отрасль испытывает массовые затруднения, полпарка стоит в гараже, не выходит на линию, но, так или иначе, какие-то поездки есть, — отмечает он.

Другое дело — век назад, когда первые частные извозчики стремительно начали осваивать рынок и завоевывать свою клиентуру.

Невский, 108 — это здание можно назвать колыбелью такси Северной столицы. 111 лет назад здесь появилась фирма «Санкт-Петербургский Таксомотор», основатель — американский гражданин родом из Одессы Самуил Фриде.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

На улицах появились новенькие Ford, выкрашенные в голубой цвет и оснащённые патентованными таксометрами. 35 копеек — верста, время ожидания оплачивается отдельно. Тут же появились и первые аварии — таксомотор доставали из воды около ресторана «Медведь», а пассажирам рекомендовали проверять показания счётчика перед оплатой проезда, и даже нападения на водителей с угоном транспорта.

Изначально автомобилей было всего несколько десятков, в планах — расширить парк до сотен экипажей, но Первая мировая внесла в эти прожекты свои коррективы: водители отправились на фронт, а машины — на военные нужды. После революции о такси и вовсе на время забыли. Сейчас у перевозчиков — тоже не самые простые времена.

Половина диспетчерской — на «удалёнке». Заказ можно принять по телефону, а вот водителям дистанционно доставить пассажира до места не получится.

— Личный состав, на самом деле, точно так же, как и всё население, — все в непонимании, когда всё это закончится, все этого с нетерпением ждут. Мы стараемся сохранить наших работников, стараемся выпускать их через два дня, через три дня, чтобы хоть что-то дать заработать людям, — рассказал Виктор Соловьёв.

А вот начальник автопарка компании-перевозчика Кирилл Сидельников отметил, что клиенты у таксистов всё же есть.

— Как ни странно, люди всё равно такси пользуются, ездят, потому что не все готовы перейти на общественный транспорт, так как и дистанция полтора метра не везде соблюдается, а в такси ты едешь один — с водителем, защита у нас есть, машины обрабатываются каждый день, — рассказал собеседник.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Конечно, средства защиты — это дополнительная статья расходов, поскольку спецсредства и защиту для водителей приходится закупать за свой счёт. А ещё это физически неудобно, сетуют таксисты. В тех же перчатках банально потеют руки.

— Не то чтобы сложно, а немного, конечно, вызывает определённое чувство дискомфорта — маска, перчатки. Вызывает чувство дискомфорта, тем более от длительного ношения, — отмечает водитель такси Андрей Черных.

Сейчас добавилось новое требование — пассажиры должны тоже использовать средства индивидуальной защиты. И если крупные компании-перевозчики это правило соблюдают, то частники, работающие через агрегаторы — не всегда.

Причина проста — теперь от заказов не отказываются. Чтобы компенсировать потери, приходится работать по 12-14 часов в день, это до 25 выездов. Впрочем, у частников есть преимущество перед большими фирмами — нет лизинговых машин, арендованный автомобиль можно сменить на более экономичный, да и индивидуальный предприниматель более гибко может реагировать на изменения рынка. Хотя настроения у таксистов — не самые оптимистичные.

— Ну по таким, самым лёгким прогнозам, рынок такси до декабря не восстановится до того, что было раньше. Летний сезон мы уже пропустили, туристы не поедут, а осенью заказов и так никогда не было. Декабрь — одна надежда на плохую погоду, чем хуже погода — тем больше работы, — говорит таксист Алексей Михайлов.

Как бы то ни было, и после Первой мировой, и революции, уже в 1919 году на улицах Ленинграда снова появились таксомоторы. Перевозчики уверены, что справятся и с пандемией. Всё-таки необходимость попасть из пункта А в пункт Б у современного человека будет всегда.

БизнесКовидВидео
Новости партнеров