Прямой эфир

Сотрудники музея в Кобоне восстанавливают уникальный грузовик

Михаил Колокольцев
9 мая 2020, 19:44
В планах поисковиков на этот сезон поднять топливные цистерны, которые пытались вывезти из осаждённого города для нужд фронта, кроме того, уже определены места, где затонули крупные баржи с грузом.
Фото: 78.ru

Работники музея «Дорога жизни» в деревне Кобона, несмотря на то, что вся экспозиция сейчас перешла в онлайн-формат, продолжают так же трудится в оффлайне — восстанавливают технику, которую удалось поднять со дна Ладоги. Сейчас в мастерских работают над редким экземпляром — это тяжёлый грузовик «ЯГ-6». В наши дни остались буквально единицы таких автомобилей. Удастся ли привести в порядок ярославского тяжеловоза?

Март 42-го. Грузовик «Яг-6» по Дороге жизни направляется в деревню Кобону. В кузове — материалы для строительства нового порта на берегу Ладожского озера. Но до места назначения он так и не доехал. Деревянные детали до наших дней не сохранились, небольшие металлические части разбросало течением — их ещё предстоит найти. Многотонную раму поднять удалось, она станет основой нового экспоната музея «Дороги жизни».

— Сейчас рама уже отпескоструена, обработана, покрашена. Рама готова к сборке. На неё будут навешиваться агрегаты этой машины по мере их изготовления. Сюда будет подвешен задний мост, двигатель, передний мост, кабина, кузов, — отмечает руководитель военно-исторического музея «Кобона: Дорога жизни» Сергей Марков.

За каждым экспонатом, поднятым со дна Ладоги, трагическая судьба. Нередко водители умирали по дороге не от взрывов или вражеских пуль, а просто от голода.

Первый советский люксовый автобус «Зис-16». Зимой 42-го на них, помимо грузовиков и полуторок, эвакуировали людей из осаждённого города по окрепшему льду. На этом автобусе вывезли около 20-ти воспитанников ленинградского детского дома. Ночь, взрыв снаряда, воспитательница погибает на месте, салон заполняет вода, техника начинает тонуть.

— Водитель стал выбрасывать детей на лёд, чтобы спасти. Машина тяжёлая, перевес пошёл в сторону воды, водитель ушёл вместе с тремя или четырьмя детьми, которых не успел спасти. Ушёл на дно. И вот эта машина пару лет назад была найдена и поднята со дна. Сейчас она восстанавливается до полного ходового состояния, — рассказывает сотрудник военно-исторического музея «Кобона: Дорога жизни» Сергей Склянин.

Сотрудники музея «Дороги жизни» готовы к задаче-максимум: поставить на колёса и завести всю поднятую со дна Ладоги технику.

— Когда этот двигатель был поднят, никто из нас не думал, что его можно завести. Один из местных жителей — местный Кулибин — у нас его забрал, и через два месяца сказал, что его можно завести. С этим двигателем практически ничего и не делали. Его помыли, почистили и собрали, — говорит Марков.

Двигатель знаменитой «полуторки» удалось завести, будто и не было этих десятилетий под водой. Сейчас на ней катают гостей музея, но только в День Победы.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Машина с этим двигателем проехала, именно эта, проехала по Красной площади в 2016-м году на реконструкции парада. Она у нас участвовала в параде на Дворцовой, ехала по Невскому проспекту, — подчеркнул Марков.

В планах поисковиков на этот сезон поднять топливные цистерны, которые пытались вывезти из осаждённого города для нужд фронта, кроме того, уже определены места, где затонули крупные баржи с грузом.

Корабли, наземная техника, самолёты. До сих пор досконально исследована только треть спасительного пути. Ладога и сегодня, спустя почти восемь десятилетий, хранит немало экспонатов. Не даром поисковики называют озеро «подводным музеем истории войны».