Общество
10:2827 апреля 2020

Будущее уже здесь: как зарядить машину от фонаря и какие факты об электрокарах устарели

Во всём мире электрокары уже давно являются не экзотикой, а привычным личным транспортом, использование которого даёт много преимуществ. О самых необычных изобретениях в этой сфере, свежих фактах и старых заблуждениях мы расскажем в нашем материале.
Фото: Sven Hoppe/globallookpress.com

Покорение Европы

Электрокары, по прогнозам специалистов, всего через десять лет будут составлять пятую часть всего мирового автопарка. А по продажам достигнут 31%, и это только начало! В том, что однажды электрический автотранспорт полностью заменит привычные нам машины с двигателем внутреннего сгорания, сомневаться не приходится. Конечно, это случится не завтра, и даже не послезавтра. Но это будущее наших детей, внуков и правнуков. Им рассказы о дымящих автомобилях на ДВС будут казаться безумными страшными сказками.

Уже сейчас в мире есть страны, ориентированные на полный переход всего населения на электрокары. На первом месте здесь, конечно, находится Норвегия — в 2019 году количество проданных электромобилей и машин на ДВС там сравнялось. Правда, по «чистому» количеству электрокаров Норвегия в 2019 году впервые опустилась на второе место. Северную страну потеснила Германия, где год назад было зарегистрировано 57 533 новых электромобиля, тогда как в Норвегии — только 56 893.

А вот в Швеции ещё три года назад была принята «Дорожная карта электрификации транспортной системы». Согласно этому документу, всем новым владельцам электрических машин с середины 2018 года власти выдавали субсидии в размере до 20% от стоимости автомобиля. Так государство пытается подстегнуть народ к переходу на самый экологичный и современный вид личного транспорта.

Вопрос питания: хоть от фонаря, хоть от дороги

Без сомнения, увеличение количества «автомобилей будущего» невозможно без развития соответствующей инфраструктуры. При отсутствии сети зарядных станций в стране довольно затруднительно передвигаться на электромобиле на большие расстояния. Эта проблема является одним из основных факторов, сдерживающих увеличение количества электромобилей в России.

Фото: FrankHoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com
Фото: FrankHoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com

Но в самых развитых европейских странах сеть «электрозаправок» неуклонно растёт. Кое-где подзарядить машину можно не только на специализированной станции, но даже от фонаря или от определённого участка трассы! Так, в Лондоне совсем недавно появилась целая улица, где все фонари имеют двойную функцию: они не только освещают дорогу, но и могут использоваться в качестве зарядных станций для электромобилей.

Экспериментальной улицей стала Сазерленд авеню, где компания Siemens, главный разработчик этого проекта, установила 24 специальных зарядных устройства, интегрированных в фонари. Воспользоваться таким устройством может любой владелец электрокара.

Конечно, не бесплатно — в зарядной станции имеется счётчик, который рассчитывает количество «залитых» киловатт-часов, после чего присылает клиенту электронный счёт. В будущем в Лондоне планируют оснастить данной технологией ещё 1300 уличных фонарей. Помимо этого, в столице Великобритании есть 200 обычных зарядных станций для электромобилей.

А вот в Швеции находится первая в мире трасса, от которой можно напрямую заряжать машину. На двух километрах дороги от Стокгольма до аэропорта Арланд установлены контактные рельсы, к которым электрокар присоединяется посредством специального разъёма на днище.

Проблема пространства и денег

В России количество электромобилей пока достаточно небольшое. По данным на начало 2020 года в нашей стране зарегистрировано всего 6300 таких машин. Ежегодные продажи тоже не слишком велики — так, в 2019 году было продано лишь 119 единиц. Однако темпы роста продаж и популярности личного электрического транспорта, на самом деле, весьма ощутимы. Так, в 2018 году россияне купили только 41 электромобиль, а значит, за год продажи электрокаров выросли в 2,9 раза.

Фото: FrankHoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com
Фото: FrankHoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com

Главное препятствие на пути распространения электрокаров в России — это, конечно, недостаток электрозаправочных станций. В отличие от Норвегии, Швеции или Дании — стран, где особенно много электромобилей — наша страна обладает огромными пространствами, оснастить которые «заправками» нового формата весьма непросто. Поэтому и машину на батарее покупают, чаще всего, только для поездок по городу.

Тем не менее, над популяризацией электрокаров работают и власти. К примеру, 26 ноября 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин освободил хозяев таких машин от транспортного налога — чтобы расширить использование экологически чистого транспорта в городе. Кроме того, к 2023 году в России планируют разработать мобильное приложение с картой всех электрозаправочных станций. Об этом стало известно 5 марта 2020 года от представителя разработчика НП «Глонасс» Ярослава Федосеева.

Фото: Anton Belitsky/globallookpress.com
Фото: Anton Belitsky/globallookpress.com

Ещё одной проблемой является, конечно, цена таких машин. Самой популярной маркой электромобиля в России эксперты называют недорогой Nissan Leaf. Но нужно отметить, что год от года у нас заметно растут продажи подержанных электрокаров. По данным аналитического агентства «Автостат», в феврале 2020 года в России было продано 270 электромашин с пробегом. Это на 49% больше, чем в феврале 2019 года. И это не удивительно: к примеру, тот же Nissan Leaf с пробегом можно купить всего за 500-700 тысяч рублей, что вполне по карману обывателю.

Отечественные изобретения

Есть в России и собственные разработки в данной сфере. В Москве, например, тестируются электрические автобусы. В сентябре 2018 года в столице на маршруты вышли первые отечественные электробусы моделей КамАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274. К марту 2020 года курсировало уже 346 единиц новейшего общественного транспорта. В конце 2019 года за сутки московские электробусы перевозили по 150 тысяч человек.

Фото: ALEXEY BYCHKOV/globallookpress.com
Фото: ALEXEY BYCHKOV/globallookpress.com

Есть и другие интересные отечественные разработки. Студенты петербургского Политеха, например, создали «солнцемобиль» — гоночную машину на солнечных батареях. Эту разработку поддержали в Министерстве промышленности и торговли. Кроме того, она получила помощь от «Лаборатории Касперского». «Солнцемобиль» уже прошёл успешные испытания на трассе в Сочи. Конечно, в Петербурге, да и на большей части России автомобиль на солнечной энергии будет серьёзно «голодать», но в богатых солнечных странах разработка наших студентов вполне может иметь успех.

Ведутся у нас работы и над созданием собственного электромобиля. В феврале 2020 года в России был запатентован отечественный электромобиль Zetta, который делают на заводе одноимённого бренда в Тольятти. У маленькой трёхдверной машины будет аккумулятор на 200 км хода и передний привод в базовой комплектации. Цена машины будет невелика — всего около 450 тысяч рублей. Создатели Zetta планируют выпускать по 15 тысяч единиц в год.

Мифы и заблуждения об электрокарах

Зачастую препятствием к тому, чтобы сделать выбор в пользу электромобиля, является банальный недостаток информации об этом виде транспорта. Многие уверены, что «машины на батарейках» значительно уступают автомобилям на ДВС в скорости. Когда-то это действительно было так, но в 2020 году можно с уверенностью заявить, что данная информация устарела. В наши дни электромобили способны ставить скоростные рекорды, а до 120 км/ч разгоняются легко. Современные аккумуляторы электрокаров бывают столь же мощными, как и двигатели внутреннего сгорания.

Фото: Malte Ossowski/SVEN SIMON/globallookpress.com
Фото: Malte Ossowski/SVEN SIMON/globallookpress.com

Вторым распространённым заблуждением является уверенность многих в том, что аккумуляторы быстро выходят из строя. Сейчас это утверждение уже неактуально: многие электрокары способны преодолеть 150-200 тысяч километров.

Многих останавливает тот факт, что отработанный аккумулятор нужно как-то утилизировать — а он, как и обычная батарейка, содержит ядовитые вещества. Но, в отличие от батареек, которые не вернёшь производителю, дилеры обязаны принимать на утилизацию аккумулятор от проданного вам электрокара.

Таких заблуждений и устаревших фактов в народе пока достаточно много. Но электротранспорт активно развивается и совершенствуется с каждым годом, и плюсы от его эксплуатации всё сильнее перевешивают все плюсы «старого-доброго» ДВС.

АвтомобилиТехнологииИсследования
Новости партнеров