Вся начальная школа с первого по четвёртый классы в Северной столице учится в пятидневном режиме, с седьмого класса 90% школ города вводят шестидневку. Врачи говорят, что такой режим негативно влияет на здоровье детей. Учителя возражают: а что же делать, если программа углублённая?
— Физически здоровый мужчина, который работает с отбойным молотком и переносит рельсы, не может работать больше пяти дней. Почему — Трудовой кодекс запрещает, и это правильно, — говорит депутат Государственной Думы РФ Виталий Милонов.
А когда дети вынуждены трудиться по шесть дней в неделю — это не правильно. Парламентарий уверен, что такие перегрузки вредят процессу воспитания, да и в целом отношениям в семье.
— Давайте и 20 уроков в день сделаем. Пускай учатся вообще круглосуточно, пока не помрут. Но если мы хотя бы чуть-чуть с состраданием будем относиться к собственным детям — ответ будет очевиден, — считает Милонов.
Для его коллеги по федеральному парламенту — Сергея Боярского — ответ не столь очевиден, но и он выступает за то, чтобы дети проводили с родителями полноценные выходные.
— Это вопрос сложный, требующий всестороннего изучения, прежде чем выйти на финальный результат, но я чувствую уверенность в себе и силы, чтобы обсудить его и настаивать на том, что дети наравне со взрослыми достойны получать два полноценных дня отдыха в неделю, — убеждён Сергей Боярский.
Кстати, Петербург — один из первых регионов, в котором ещё шесть лет назад установили обязательную пятидневку для учеников начальных классов и коррекционных школ. Сегодня 35% школ города работают пять дней в неделю. Ещё в одной трети по субботам трудятся только ученики с 8-го по 11-й класс. Всего в режиме пятидневки обучаются 386 тысяч детей — это 76% учащихся петербургских школ.
Педагоги ограничены: с одной стороны, требованиями СанПинов, с другой — федеральными образовательными стандартами. То есть, загрузить школьника большим количеством часов они права не имеют, но обязаны при этом выполнить основные образовательные программы. Тем не менее, полностью перейти на пятидневку можно, вопрос — в качестве образования.
— Если родители выбрали школу, где на углублённом уровне изучаются физика, химия, математика, какие-то другие предметы, где обязательно в программе изучение двух иностранных языков, то они понимают, что хотят именно этого качества, а оно достигается во многом, в том числе, и за счёт дополнительных учебных часов, — объясняет начальник отдела общего образования комитета по образованию Петербурга Анна Грубская.
В этой школе Калининского района ввели так называемую лицейскую практику. В старших классах — три параллели профильные. По субботам ребята ездят за знаниями в высшие учебные заведения. Ульяна перешла в лицейский класс только в этом году, углублённо изучает химию и биологию, и конечно же, как и любой подросток, не откажется от лишнего выходного. Но выбор между старой пятидневкой и новой шестидневной учебной неделей для неё очевиден.
— Мне кажется, более рационально учиться в субботу, нежели по семь уроков каждый день, и может быть, даже по восемь. И нам сделали такую программу, что у нас максимально облегчённый день в субботу — такие уроки, как музыка, ИЗО и ОБЖ — то есть это приближено к выходному дню, — говорит ученица восьмого класса школы № 619 Калининского района Ульяна Каденко.
И здесь — если вдруг депутаты обяжут — уместить учебный план в пять дней смогут. Но нагрузка при этом вряд ли станет меньше.
— Вывести отделение дополнительного образования на субботу вполне возможно, потому что это внеурочная система — также будем продолжать свои лицейские практики, либо выдвинуть — их переместить с понедельника на пятницу, а часть уроков вывести на модульное обучение, например музыка, ИЗО, ОБЖ, и таким образом вывозить детей на лицейские практики, — не сомневается заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 619 Максим Рыжов.
В городском родительском комитете хоть и выступают за пятидневку, но признают, что при малой нагрузке не стоит требовать высоких результатов. Вопрос перегруженности старшеклассников хоть и стоит остро, но находится в другой плоскости.
Больше вреда или пользы будет от насильного внедрения пятидневки в городе — на этот вопрос пока однозначного ответа не могут дать ни чиновники, ни педагоги, ни даже родители. В Петербурге — традиционно высокий уровень школьного образования. И сходятся все участники образовательного процесса в одном: главное, не рубить с плеча, чтобы не сломать ту систему, которая уже давно и успешно работает в Северной столице.
Ранее 78.ru писал о том, что Виталий Милонов предложил провести в Петербурге референдум о переходе школ на пятидневку.