В Петербурге пока не зафиксировано ни одного случая заражения новым смертельным коронавирусом из Китая, но тема всё равно не сходит с уст. Правда, мнения звучат полярные. С одной стороны, вымирание человечества вследствие стремительно распространяющегося вируса — один из наиболее популярных апокалиптических сюжетов. Одно из самых ярких воплощений — роман «Противостояние» Стивена Кинга. Там к чудовищным последствиям привёл обычный грипп. Такой сценарий не выглядит совсем фантастическим, если вспомнить о страшных последствиях испанского гриппа столетней давности. Тогда за полтора года от болезни во всём мире погибли до 100 млн человек, а переболело около трети населения планеты. Всё это не может не вызывать беспокойства. С другой стороны, многие уже устали от броских заголовков и «страшных угроз», которыми ежедневно пугают политики, блогеры и СМИ. И к новой «великой опасности» относятся со скепсисом, предполагая, что тема искусственно раздута.
И всё же неожиданное для многих появление медиков в защитных костюмах и масках в аэропорту Пулково вызвало немалый ажиотаж. Фотографии моментально попали в соцсети. Подействовала на воображение и эвакуация одного из пассажиров в специальной закрытой капсуле.
Вскоре выяснилось, что гостей из Китая в аэропорту встречают специально обученные сотрудники Роспотребнадзора с тепловизорами наперевес. Приборы позволяют выявить малейшие признаки инфекционных простудных заболеваний. В случае подозрений следует немедленная госпитализация. Так в больницы города попали два человека: вернувшийся из КНР россиянин и китайский студент, чуть позже к ним добавилась туристка из Поднебесной, которую привезли прямо из гостиницы. К счастью, подозрения не подтвердились, и пациенты быстро поправляются.
Зато меры предосторожности напротив только растут. Всемирная организация здравоохранения в пятницу призвала все страны мира объединить усилия и приготовиться к сдерживанию опасного заболевания.
А началось всё в декабре в китайском городе Ухань с населением около 10 млн человек. Именно тогда в местные больницы попали первые пациенты, жаловавшиеся на затруднённое дыхание, кашель и лихорадку. Внешне это было похоже на тяжёлую форму пневмонии, но быстро выяснилось, что медики столкнулись с новой болезнью, которая относится к семейству коронавирусов. Ей уже дали официальное название — 2019-nCoV. С симптомами и названием разобрались быстро, но по остальным пунктам сразу возникло много вопросов: как распространяется вирус, какими средствами его лучше лечить и какими способами предотвратить быстрое распространение пандемии в условиях современного глобального мира. Ведь даже в Москву ещё несколько дней назад регулярно летали самолеты из Ухани.
По одной из версий, источником распространения болезни стал местный рынок, но теперь это уже проблема всего мира. Случаи заболевания были зафиксированы в Таиланде, Японии, США и других странах. Китайские власти действуют со свойственными им решительностью и размахом: границы региона полностью перекрыты, там повсеместно ставят инфракрасные термометры, чтобы контролировать температуру населения в промышленных масштабах, за несколько дней для пациентов возвели новую больницу. А тем временем российский Центр стратегического планирования Минздрава спешно разрабатывает экспресс-тест для выявления заболевания.
Пока тенденция не выглядит утешительной: списки жертв коронавируса в Китае ежедневно растут. По последним данным, речь идёт о 1000 заболевших и 26 умерших. Все случаи летального исхода зафиксированы в Поднебесной. При этом уже высказывались предположения о том, что власти азиатской страны могут занижать масштабы катастрофы.
Это далеко не первый за последние годы вирус, заставивший волноваться всю планету. В начале 2000-х годов также в Азии была зафиксирована вспышка другого коронавируса, известного под названием SARS. В СМИ, впрочем, чаще его называли «атипичной пневмонией». В 2002-м году тоже всё началось с Китая, первый случай был зафиксирован в провинции Гуандун. Вскоре болезнь распространилась по соседним странам Азии, но, к счастью, на других континентах всё обошлось лишь отдельными инцидентами. В итоге всего заболели более 8000 человек, умер каждый десятый.
После был птичий грипп. Подтверждённых случаев было зафиксировано не так много — около 350, но в итоге более 200 из них стали смертельными.
Различные штаммы гриппа регулярно становятся источником массового беспокойства и много лет спустя после страшного разгула «испанки». В 2009 году произошла вспышка так называемого свиного гриппа (H1N1). Тогда в 140 странах мира заболели больше 250 000 человек, было зафиксировано более 2600 летальных исходов. В ВОЗ впервые за 40 лет заговорили о пандемии, уровень пандемической угрозы достиг пяти баллов из шести возможных. Впрочем, сама болезнь протекала как обычный грипп, и доля смертельных исходов составила около 1%, как при обычном гриппе.
В итоге действия ВОЗ и правительств многих стран спровоцировали немалую критику. И даже в отчёте Парламентской ассамблеи Совета Европы Всемирную организацию здравоохранения обвинили в распространении необоснованной паники. Огромные партии закупленных вакцин остались неиспользованными. Популярной стала версия о хитром трюке фармокологического бизнеса с целью заработать баснословные деньги.
В случае с новым китайским коронавирусом ставить точку в споре «паникёров» и «скептиков» явно рано. Пока мы видим не настолько страшные цифры даже на фоне новейшей истории эпидемий 21 века — ни по количеству заболевших, ни по проценту смертельных исходов. И всё же в этом уравнении неизвестных больше, чем известных, ведь о победе над болезнью говорить ещё рано. В общем, истина скорее всего где-то посередине. Ещё точно рано прятаться в приготовленный заблаговременно бункер и задраивать все люки, но и некоторые меры предосторожности стоит предпринять. Как на государственном или городском, так и на личном уровне. От греха подальше. К примеру, чаще мыть руки, поддерживать иммунитет, при малейших симптомах болезни своевременно обращаться к врачу и без острой необходимости не летать в Китай, как рекомендовали в Роспотребнадзоре.