Весь российский флот от атомного крейсера до простого корабля утро начинает одинаково. И так ровно 300 лет. Как в 1720 году Пётр I записал. При царе нарушение распорядка дня оборачивалось пытками и даже расстрелом. Сейчас всё гуманнее: выговор и штраф. Поэтому интервью моряки дают исключительно в обеденное время. Шутить, кстати, тоже не по уставу.
Полный текст петровского документа сейчас найти можно только в Центральной военно-морской библиотеке. Вот он —единственный в России рукописный экземпляр морского устава 1720 года. Пётр Первый работал над ним лично. По 14 часов в день.
Впервые незначительные правки в документ внесли во второй половине 19 века, когда пар оттеснил парус. Но целый ряд положений петровского устава миновал века и социальные перемены. И вошёл большей своей частью в современный документ, который, впрочем, открывается присягой. У Петра вначале были философские рассуждения.
Томик теперь уже корабельного устава военно-морского флота есть на каждом судне. В советские годы документ дополняли новыми терминами, которые моряки вписывали в книгу прямо от руки. А особо важные места до сих пор, по старинке, подчёркивают красными чернилами.
В уставе до сих пор не указано несколько правил, которые реально существуют на флоте. Например, если навстречу моряку в таком узком коридоре идёт старший по званию — нужно плотно прижаться к стене и его пропустить. А ещё останавливаться в таком узком проходе запрещено, чтобы не мешать другим товарищам.
Всё это с первых дней учёбы знают курсанты военно-морских училищ. И теперь нахимовцы возле памятника Петру встречают двойной праздник — годовщину получения Петром патента корабельного плотника и 300-летие первого документа российского флота.