Прямой эфир

Вакцина от рака к 2030 году – теория петербургского учёного обещает перевернуть науку

Елена Кобзева
28 ноября 2019, 18:30
Петербургский учёный-биолог Андрей Козлов всю жизнь работал над собственной теорией о причинах возникновения и развития онкологических опухолей. Сегодня эта теория может полностью перевернуть науку и дать человечеству универсальную вакцину от рака.
Фото: Caroline Seidel/ globallookpress.com

Искать не под фонарём, а в нужных местах

Раковые клетки есть в организме каждого человека, без исключений. Но почему-то одни могут спокойно прожить до старости, не столкнувшись со страшным диагнозом «рак», а другим везёт меньше. Причины возникновения опухолей в организме человека до сих пор точно не известны. Одну из самых смелых и удивительных теорий предложил доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургского Политехнического университета Андрей Козлов.

Теория петербургского учёного – это работа всей его жизни. В 2014 году исследование впервые было опубликовано в виде книги, в этом году работу Козлова перевели на китайский язык. А совсем недавно, 11 ноября 2019 года авторитетный научный журнал Scientific Reports опубликовал статью профессора, в которой теория, по его словам, была изложена «в полный рост».



Как в шутку отметил Андрей Козлов на пресс-конференции, большинство учёных, работающих с проблемой опухолей, «ищут под фонарём, а не там, где потеряли». Подход петербургского исследователя кардинально отличается – Козлов, по его словам, не боится «искать там, где темно». То есть подходить к проблеме злокачественных опухолей не с проблемы болезни, а с проблемы эволюции.

– Моя теория – о эволюционной роли опухоли. Опухоли играют удивительную роль, оказывается, плацента – это тоже опухоль. Только сейчас (учёные) начинают понимать, что многие органы у нас возникли из опухоли. Почему мужчины чаще умирают от рака простаты, а женщины – от рака молочной железы? Потому что это эволюционно самые молодые органы человека, которые рекапитулируют (повторяют более раннюю стадию развития – прим. ред.) признаки опухоли, из которой они произошли, – рассказал учёный.

Эволюция через опухоли

Опухоли, как онкологические, так и другого типа, встречаются у самых разных живых существ, отметил Андрей Козлов:

– Это не болезнь человека: опухоли есть и у рыбок, и у губок… Онкогены возникли миллиард лет назад. Получается, опухоль – это свойство развивающейся материи, из опухоли возникают органы, а не наоборот. Органы болеют опухолями, потому что это их атавизм, это признак их происхождения из опухоли!
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Как рассказал учёный, в post mortem (посмертной) эпидемиологии давно стоит вопрос – откуда у людей столько опухолей, которые никак не заявляют о себе при жизни?

– После смерти человек поступает в морг, и оказывается, что у него много опухолей, с которыми он прекрасно жил и ничего о них не знал. Они никак ему жить не мешали, и вообще непонятно, что это такое. Какую они роль играют? Никто не знает! – поделился Андрей Козлов.

Чтобы продвинуться в изучении онкологии, необходимо обратить своё внимание именно на эти новообразования. И даже хирурги, клиницисты, по словам учёного, давно замечают, что «что-то здесь не так».

Суть теории Андрея Козлова в том, что опухоли – необходимый инструмент эволюции:

– Мы все работаем под фонарём, все изучаем злокачественные опухоли на продвинутых стадиях заболевания. А есть опухоли, которые мы не замечаем, они нам не мешают. Почему они нам не мешают? Мне кажется, я знаю, почему.
Фото: Allen Eyestone/ globallookpress.com
Фото: Allen Eyestone/ globallookpress.com

По мнению профессора, организм использует новообразования как «полигон», «экспериментальную площадку» для испытания новых генов. Которые, в свою очередь, становятся основой для создания чего-то абсолютно нового.

– В чём парадокс: в пределах жизни одного индивидуума опухоли и мутации играют, как правило, вредную роль. А на эволюционном промежутке в миллиард лет – другую, важную роль, – рассказал профессор. – Эволюция невозможна без опухолей. Такая парадоксальность свойственная науке. Мы фактически изучаем эволюционную роль патологии.

Какое значение эта «эволюционная площадка» имеет для вида homo sapiens? Автор теории отметил, что у людей постоянно возникают различные новые функции, связанные с разумом, иммунитетом и многим другим:

– Вырастет ли у нас новый орган – я не знаю, но новые ткани – вполне.

Древние гены

Какое отношение всё это имеет к вакцине от рака? Самое прямое, хоть нам с вами и непросто его понять. Профессор Андрей Козлов открыл около 200 новых генов, которые есть только в опухолях. Петербургский учёный доказал также, что онкогены – один из самых старых видов генов, которые существовали и тысячу, и миллион лет назад. И с ходом эволюции их количество только увеличивается.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Академик РАН, руководитель Института общей генетики им. Н.И.Вавилова Николай Янковский, рассказал, что обнаруженные Козловым отпечатки генов являются «потенциальными средствами диагностики» онкологии:

– Это принципиально новый подход. Что здесь важно – поскольку эти отпечатки генов являются первым продуктом работы генома, то всё остальное реализуется дальше через них. То есть, если удалить гены, которые кодируют такие отпечатки, то, может быть, мы найдём средство профилактики таких опухолей. Это было бы фантастическим результатом и для человечества, и для фундаментальной науки!

Как пояснил академик Янковский, отпечаток гена имеет «определённый текст», который учёные в состоянии удалить – и тогда опухоль, возможно, остановится в развитии.

– Это новый путь терапии, принципиально новые возможности! – подчеркнул московский учёный. – Гены, которые кодируют такие отпечатки, специфичны, они возникают в каждом поколении, возникают сотни миллионов лет, они, по мнению Козлова, источник всех наших органов и тканей. Поэтому это также очень важный шаг в фундаментальной науке, который указывает на то, почему появляются новые органы и ткани.

Когда мы получим вакцину?

Как подчеркнул сам Андрей Козлов, от проблемы создания вакцины от рака нас отделяла лишь одна составляющая из двух – отсутствие информации о генах, ответственных за возникновение опухолей. Сами технологии создания вакцин универсальны и существуют давно. Правда, изначально вакцина как таковая не была главной целью:

Фото: Liu Xin/ globallookpress.com
Фото: Liu Xin/ globallookpress.com
– Конечно, в науке есть свои собственные цели. Одной из основных целей науки является объяснение мира вокруг нас, и для этого нам тоже нужны теории, которые объясняют, как происходит эволюция, что такое опухоль, какую роль опухоль играет в эволюции. Но так получается, что объяснение этих вопросов напрямую связано с решением каких-то проблем. То есть, если мы объясняем, какую роль играет опухоль в эволюции, нам легче решать проблему опухолей, которая стоит перед человечеством. И в этом смысле одной из задач является получение противоопухолевой вакцины. Мы надеемся, что новый класс генов, который мы предсказали, обнаружили и описали, сможет помочь нам решить эту задачу, то есть грубо говоря, что мы сможем в ближайшее время создать новые противоопухолевые вакцины.

Ближайшее время – это буквально 10-15 лет, отметил в беседе учёный. То есть уже в 2030 году, при благоприятных обстоятельствах, у человечества может оказаться на руках вакцина от различных видов рака. Если обстоятельства будут не так благоприятны, этот момент может быть отложен до середины столетия.

Мир против новых идей

От чего всё зависит? Конечно, от финансирования. И самый благоприятный вариант ждёт нас в том случае, если деньги от инвесторов будут получены буквально «завтра». Главное здесь – не упустить момент и не оказаться «на вторых ролях», когда достижение будет забыто, а лет через 20 его вдруг «переизобретут» на Западе. История тут, к сожалению, не радует примерами.

– Весь мир работает против научных открытий, – отметил печальный факт Андрей Козлов. – До новых идей никому нет дела. Вся фарма у нас работает на старых идеях, и теперь, если принять новую теорию, придётся перестраивать все технологии – а это сколько денег! Нет, «мы уж лучше ещё людей запорем, чем всё перестраивать»…
Фото: Karl-Josef Hildenbrand/ globallookpress.com
Фото: Karl-Josef Hildenbrand/ globallookpress.com

Россия отстаёт от Запада в науке отнюдь не из-за отсутствия светлых умов и новых идей, а именно из-за отсутствия финансирования и глобального интереса к достижениям учёных.

– Один из генов, которые я открыл в сотрудничестве с Николаем Казимировичем (Янковским), уже давно, опубликовали мы это исследование в 2001, – сейчас по нему проходят клинические испытания противоопухолевой вакцины в США, – рассказал профессор. – Я автор американского патента, но испытания проходят не у нас. Пока мы эту ситуацию не переломим, мы будем отставать. Есть понятие вторичность науки – когда мы повторяем американские технологии. Это у нас очень живуче, первый вопрос (который задают об изобретении) – сделано ли это в Америке? Если нет, то нам это не интересно.

Новые горизонты науки

Эволюционная онкологическая теория Андрея Козлова подсказывает и новые научные походы:

– У нас есть целая сеть генов, около 200, и получается, что нам нужно усиливать функциональные свойства этой сети. И не исключено, что здесь, в этом направлении, потребуются какие-то новые подходы, совершенно нетривиальные. Я еще не совсем представляю, какие, но это возможно. Нам может в этом помочь суперкомпьютер и искусственный интеллект, – отметил автор.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Одним из основных результатов этой работы, без сомнения, будет победа над онкологией.

– Это сумасшедшая идея, но мы знаем много сумасшедших идей, – подчеркнул учёный. – Одна из них, например, заключалась в том, что человек однажды полетит.

Однако в целом влияние на науку теория профессора Козлова окажет значительно более масштабное. Как отметил профессор, есть множество вещей, к которым, с точки зрения обывателя, нет особого смысла стремиться – к примеру, зачем человечеству нужно было осваивать космос и лететь на Луну? Но, на самом деле, при создании космических технологий люди получили огромное множество «побочных» изобретений, без которых наша жизнь была бы совсем иной. Так и гипотеза петербургского учёного может полностью перевернуть науку.