В марафоне Шуберта, который накануне, 24 ноября, провели музыканты Симфонического оркестра Санкт-Петербурга на глазах у сотен зрителей, нет победителей и проигравших. И дистанция в нём измерялась не в километрах, а в часах: за один вечер они исполнили все симфонии австрийского композитора.
Концертмейстер оркестра Анна Орехова говорит, что «это, безусловно, всегда на пределе человеческих и музыкантских возможностей, поэтому это очень интересно».
— Это никто в городе, и может, даже никто в мире не делает. Мы репетируем по кускам, целиком, обыгрываем произведение на разных площадках, но вот все произведения, заявленные в программе в один день — это только один раз, как самый настоящий спортивный марафон, — отмечает Анна.
Длился симфонический марафон шесть с половиной часов — шесть отделений, три перерыва по 30 минут и один часовой антракт. Таким образом, на сцене музыканты играли дольше четырёх часов. От зрителей такой выносливости не требовалось: они могли войти в зал или покинуть его в любой перерыв.
А вот для музыкантов такое количество времени на сцене — испытание не из лёгких. За весь марафон сменяются только составы духовых инструментов — они физически не способны выдержать восемь симфоний.
Правила первой скрипки Анны Ореховой сродни спортивным: хорошо выспаться перед марафоном и грамотно распределить энергию. Но самое сложное — рассчитать эмоциональные силы.
— Очень часто последние произведения, с которыми композитор уходит из жизни, они самые сильные по накалу… Девятая симфония Шуберта — она самая большая по продолжительности, самая напряжённая, самая тяжёлая физически. Поэтому надо правильно рассчитать эмоциональные и физические силы, — утверждает она.
Впрочем, марафоны симфонический оркестр Петербурга под управлением народного артиста России Сергея Стадлера устраивает не впервые. За плечами музыкантов таковых уже пять — посвященных творчеству Чайковского, Моцарта, Брамса, Бетховена и Листа. Предпоследний, кстати, длился восемь часов и вошёл в книгу рекордов России.
Сергей Стадлер, дирижёр симфонического оркестра Петербурга, был удивлён достижением.
— Когда мы получили эту награду, выяснилось, что никто этого не делал в один концерт, одним дирижёром и с одним оркестром. Дело не в часах. Мы играем определённые произведения, мы заняты музыкой, а уже люди со стороны видят то, что им интересно, — пояснил Сергей Стадлер.
Произведения одного из создателей венской классической музыки — Франца Шуберта — не такие длинные, так что на рекорд в этом году оркестр не претендует. Главная задача — представить весь жизненный путь великого композитора, говорит дирижёр.
— Мне кажется, публике очень интересно послушать все его симфонии, от первой до последней. Их восемь, седьмая не была написана, восьмая не окончена, — рассказал Стадлер.
Отметим, что из восьми симфоний Шуберта две исполняются на концертах крайне редко. А в финале звучало одно из самых известных произведений композитора — его спустя шесть часов со старта марафона зрители слушают почти полным залом.
Зрители остались в восторге и от музыкантов, и от исполненной ими музыки.
— Целиком, сначала и до конца. Спасибо большое! Я целиком слушал такой цикл только у Серова ещё 40 лет назад, — говорит Михаил Панов.
— Музыканты — это люди, которые заслуживают отдельного разговора, уважения. Просто замечательный коллектив, молодых очень много, очень приятно. То, что концерт проходит в таком городе великолепном, мы, как истинные петербуржцы, очень горды этим, — сказали Светлана Губернова и Светлана Беляева.
— И музыка, конечно, такое воздействие оказывает, и чувства, конечно, новые. Вот как сказано, что мало исполняют, так оно и есть, конечно, гениально всё, — убеждена Наталья Резникова.
И к слову, возможность получить по одному билету сразу пять концертов — действительно уникальная. Все симфонии Шуберта за вечер музыканты симфонического оркестра повторять больше не будут. Имя героя следующего марафона пока держится в секрете.
Напомним, ранее в СПбГУ прошёл концерт скрипача-виртуоза Стадлера с Симфоническим оркестром.