Первопроходцем на Венецианской биеннале в 2019 году стал Эрмитаж, который удивил всех участников. Выставка завершилась, и в скором времени петербуржцы смогу увидеть часть экспозиции в Главном Штабе, но это в следующем году. А в этом 78.ru узнал у советского и российского кинорежиссёра о делах не только грядущих, но и более актуальных для отечественного киномира. Как выйти из кризиса «Ленфильму», почему Петербург не дотягивает до статуса «культурной столицы» и где ищут деньги на экспозицию в Эрмитаже?
— Впервые Государственный Эрмитаж стал куратором российского павильона на 58-й Венецианской биеннале. Всегда куратором был один человек или несколько и никогда прежде — музей или другая институция. Можно ли назвать опыт Эрмитажа пилотным, или всё было отработано настолько чётко и слаженно, что командную работу сложно назвать «тестом»?
— Эрмитаж — это больше, чем куратор, это основа всего. На самом деле слово «куратор» не то слово, музей — больше автор. Можно сказать, мы нашли необычную форму взаимоотношения Эрмитажа и, может быть, это вызывает желание смягчить всю ситуацию, потому что музей слишком большой, даже сказал бы гигантский. Венецианская выставка просто мала для него. Ни Лувр, ни другие крупные музеи не были кураторами. Но стоит сказать, что в Венеции с её легкостью не надо ни о чем серьёзно говорить, то, что называется серьёзным современным искусством, конечно, Венецию не заботит. Деструкция общественного сознания — вопросы жизни и смерти — это не про Венецию. Там весёлые ребята, которые не думают о ремесле и мастерстве, как мне кажется. Может быть поэтому Эрмитаж и определился как куратор, чтобы не разрушать благость этого пляжа.
— Раз Эрмитаж был первопроходцем в биеннале, что он смог привнести нового в эту «пляжную» историю?
— Он привнёс фигуру Рембрандта. Заявил о том, что ребята могут куражиться, но не стоит забывать, кому они всем обязаны. Европейская культура того времени — это ведь целая художественная цивилизация. По крайней мере старый свет возник и сложился, как целая цивилизация, конечно, в результате развития культуры и именно большой, возвышенной культуры. Не было бы этой возвышенной культуры, не было бы культуры в разных проявлениях — музыке, литературе — и старый свет не стоял бы. Он и так много воевал, а так совсем бы захлебнулся в войнах.
— А кто аудитория выставки, для кого всё представленное в Венеции — для своих и тех, кто в теме, или для массового зрителя?
— Венецианская биеннале, на мой взгляд, больше развлекательная программа. Это лёгкость, променад, это культурная акция, но не акция искусства. Привнесение фактора искусства в такие выставки невозможно, они бы не справились с этим и не собрали бы 100 с лишним стран. Никто не стал бы прилагать усилия и создавать новые произведения для своих павильонов. К примеру, вспыхивает и гаснет настольная лампочка — вот это уже произведение. Это лёгкая европейская акция, я бы назвал её пробежкой — только не смотрите назад, только под ноги и поднимайте их.
— Какие работы лично вам запомнились на биеннале больше всего?
— Я бы не хотел про моих коллег говорить плохо. Точнее не хочу никак говорить, потому что до такой степени у нас не совпадает позиционирование, что у меня нет оснований ни хорошо, ни плохо говорить. Нет, мне об этом говорить не надо, мы просто слишком разные, может, это и хорошо.
— Петербуржцы смогут в следующем году увидеть эту выставку, она будет представлена в Эрмитаже. Известны ли сроки проведения выставки и что-то новое смогут увидеть жители и гости города?
— Безусловно, будет что-то новое и, я надеюсь, что мы найдём на это деньги, потому что Эрмитаж, несмотря на его колоссальную значимость, не такой уж богатый музей, у него ограниченный бюджет. Да, будут новые формы, новая атмосфера. Что-то точно мы привнесём из выставки, но будут и новые акценты, она будет сконцентрирована и реализована визуально, на мой взгляд, интереснее. Сейчас мы окончательно определись с местом — это будет Главный штаб и, я надеюсь, что мы справимся. По датам пока конкретики никакой нет — Эрмитаж сейчас крайне загружен форумами, конференциями, и поэтому найти окно непросто, но всё же нужны деньги — они небольшие и нужны для вывоза из Венеции нескольких больших грузовых фур. В декабре мы её уже вывезем из Венеции.
— Шесть лет назад, подводя итоги второго Культурного форума, вы сказали, что культурной столицей называть Петербург нельзя, не дотягивает до уровня, поскольку в городе нет ни одного серьёзного кинотеатра, синематеки, киноархива, студенческих кафе и кинотеатров, специальных библиотек. Здесь строятся только глобальные учреждения культуры. Спустя шесть лет поменялось ли что-то в Петербурге, что может вернуть статус «культурный» в ваших глазах?
— В этом смысле, по-моему, ничего не поменялось. У нас по-прежнему нет развитой прессы, телевидения, у нас практически не увеличилось количество музеев, несопоставимо скромнее театральная жизнь, поэтому Петербург с большой натяжкой можно назвать культурной столицей. Он интересный и очень провинциальный город в России европейской ориентации, но, конечно, это не культурная столица. Да, что-то отремонтировали — улицы, дороги, но, по-моему, на команду «Зенит» тратят больше денег, чем на культуру. Может быть я не заметил того, что могли бы заметить граждане, и меня могут поправить, но моё мнение таково. У нас сложное положение с «Ленфильмом» — одной из студий, в которой начинался отечественный кинематограф.
— Да, на «Ленфильме «сейчас не самые простые времена, и он активно просит финансовой поддержки. Почему вообще старейшая киностудия России оказалась в таком положении?
— «Мосфильм» не оказался в таком положении, потому что он не приватизирован, в отличии от «Ленфильма». Собственник хоть и государственный у петербургской киностудии, но всё же она приватизирована. Во-вторых, Москва всегда поддерживала «Мосфильм» и давала огромные субсидии. Столица в силу политической и промышленной конструкции управляет всеми экономическими потоками, поэтому съёмки сериалов, игровых фильмов проходят там, и для нас этот факт тяжёлый, но для Москвы возможность наращивания жирового слоя. А здесь его нет, «Ленфильму» никогда не давали даже на капитальный ремонт, не говоря уж про реставрацию. Здания старинные и кроме того, часть из них контролирует КГИОП, надо осторожно к этому относиться. Но Министерство культуры и подведомственное учреждение, ответственное за это, не думает, и поэтому здание приходит в разрушение. Нужны средства не только на ремонт, но и на создание фильмов, а также поддержание культурной среды в городе. Мы находимся в дальнем провинциальном углу. Я имею ввиду не только «Ленфильм», этом моё твердое убеждение, как жителя города и наблюдателя тех процессов, которые происходят здесь.
Например, мы пытаемся найти средства, чтобы собрать архивы литературы и искусства для того, чтобы купить копировальную технику, и мы не можем общественными силами сделать это. Можете себе представить — бывшая столица империи с сегодняшним общепринятым статусом культурной столицы страны ищет средства для копировальной машины. Такая реальность, к сожалению, но надеюсь, следующим поколениям получится это как-то преодолеть.
— «Ленфильм» делает ставку и на знаменитых музыкантов, привлекает зрителей. Недавно немецкая группа Rammstein сняла, к примеру, клип на студии. Как относитесь к таким инициативам?
— Во-первых, далеко не всегда решает такие вещи сама студия, чаще это делает сам продюсер.
Русской аудитории во время съёмок надо с трудом доверять, точно что-нибудь снимут на телефон и начнётся распространение. Такие ходы не сделают «Ленфильм» более привлекательным. Где-то есть любители этой группы, а кто-то её не любит или даже не слышал про неё.
Проблему студии может решить — изменение репертуара, программные работы, ну, и понимание, зачем она нужна, для какого зрителя она существует и для кого работает этот профессиональный коллектив. Ну, и к тому же надо восстанавливать не только стены, но и возвращать профессиональные кадры. Много потеряно профессионалов и потеряны необратимо. В своё время студия была большой настоящей фабрикой с хорошими режиссёрами, профессиональной технической групп.
— Недавно Министерство культуры опубликовало чёрный список российских киностудий-должников. Теперь вся информация о господдержке кинопроизводителей находится в открытом доступе на их сайте. Онлайн-систему в октябре представил глава Минкультуры Владимир Мединский. В отдельном списке — компании-должники, которые не вернули Фонду кино заёмные деньги за картину. Как это отразится на работе киностудий? И станут ли российские фильмы более успешными в прокате?
— Я не видел этого списка, поскольку нахожусь уже несколько лет в глубочайшем конфликте с Министерством культуры и с Мединским в частности, это какой-то необратимый конфликт. Я не знаю, зачем это публиковать. Во-первых, потому что у нас нет прочной гарантированной системы проката в стране. У нас есть прекрасный фильм Александра Золотухина «Мальчик русский», который сделал мой ученик, к примеру. Фильм получил призы в Иране, Китае, Испании, где его только не показывали, но мы не можем выйти в прокат в России. И плохо, что у нас нет проката для национального кино, для молодого кино, поэтому кто, что, чего не вернул… Я бы обратил внимание больше на недостатки ужасающего сектора кино Министерства культуры. Нет основных претензий к этим картинам, нет нормальных показов по телевизору, совершенно нет идеи продвижения русского кино, мы даже не можем дождаться сообщения о том, что в России такой-то фильм создан — у нас нет на это денег и государственное или негосударственное телевидение поворачивается к нам всегда спиной. Я несколько раз говорил президенту и премьер-министру о том, что нам нужна квота на бесплатную рекламу национального кино, но никаких перемен. Здорово, что опубликован этот список, так может лучше рассказать, что с этим собираются сделать?
— За последний год какие отечественные фильмы, которые вышли в широкий прокат, вам запомнились?
— Я бы назвал фильм Светланы Проскуриной «Воскресенье» — блестящая работа. Я думаю, что в стране делается не мало фильмов, которые создаёт новое поколение, и эти фильмы вселяют надежду. В этом списке не очень много художественных авторов, но профессиональный рост очевиден. Поэтому может быть через профессиональный рост мы придём к тому, что эти люди начнут создавать художественные произведения. Пока это социально озабоченные темы или то, что снимают женщины-режиссёры, создающие исключительно эротику на грани порно. Ну и что, пусть женщины занимают такую нишу. Главное, чтобы не сидели без работы и делали то, что они хотят. Важно, чтобы режиссёр снимал то, что он хочет, а не то, к чему его принуждают. И совершенно неважно, кто какие получает призы — вся эта категория получения призов и статуэток типа «Оскара» — не нужна. Практика показывает, что никакого значения для зрителя не имеет, и никакая статуэтка не сказывается на внимание зрителей.
— Для вас какая высшая оценка тогда, если не премии и награды?
— Жизнь фильма во времени. Если фильм сохраняет внимание к себе и добрые воспоминания зрителя через три-четыре года, это самое главное. Время даёт оценку. Ни кинокритики и договорившиеся между собой жюри, только время.