Собственная железная дорога и личный паровоз — инженер из Ленобласти построил на своём участке узкоколейку и запустил по ней локомотив на паровой тяге. Зачем ему это нужно и сколько времени ушло на создание путей — в материале 78.ru.
Короткий гудок и паровая машина начинает движение по рельсам. Этого момента Павел Чилин и его товарищи ждали восемь лет — с момента, когда впервые задумались о создании паровоза, подобного тем, что в начале прошлого века ходили по военно-полевым железным дорогам, в шахтах и на сборке урожая. Свой прототип они собирали по старым чертежам, использовали аутентичные материалы. Кое-где пришлось поломать голову.
— Многие детали делались по многу раз. Что-то мы переделывали, подгоняли. Парораспределительный механизм — это вот эти все рычаги, дышло — тоже дал много нам проблем. Нам приходилось резать, удлинять, укорачивать, чтобы довести его до нормального рабочего состояния, — отмечает Павел Чилин.
Паровоз хоть и небольшой, но весит около тонны. Чтобы сдвинуть его с места, нужно растапливать котёл 3-4 часа и ждать нужного давления пара. О своей железной дороге Павел Чилин грезил с детства. Как только у него появился загородный дом с участком, сразу приступил к воплощению мечты. Земля вокруг была сплошным болотом, поэтому первое и главное предназначение узкоколейки — хозяйственное. Для укрепления грунта на вагонетках подвозили песок и торф. Правда, и сами пути в какой-то момент оказались под ударом.
— Водяные крысы — ондатры. Они очень сильно подкапывают, и железнодорожный путь перекашивается. И вот этот мост перекосился. Может быть, я немного погорячился — стал высаживать сосны. А они под соснами строят свои норы. Причём огромные ниши вырывают, а корни у них используются как арматура — то есть удерживается свод, — заявил Чилин.
За почти 12 лет задний двор частного дома превратился из болота в целую сеть железных дорог. Общая протяжённость узкоколейки 330 метров. На них уместились несколько поворотов, три моста и 10 стрелочных переводов. Максимальная скорость, которую может развить паровоз на прямом участке миниатюрной железной дороги, — 25-30 км/ч.
На свой максимум мини-паровоз ещё не вышел, пока он проходит тестовые испытания. Окончательный облик примет к весне. Тогда же его хозяин рассчитывает научиться им управлять. Сейчас он доверяет это профессионалу.
— Данный паровоз у нас сделан, что называется в классическом виде именно паровозов военно-полевых железных дорог. У него поэтому как такового тормоза нету. На нём останавливаются контрпаром. То есть мы включаем просто задний ход на ходу аккуратненько и паровоз соответственно… паровая машина у него начинает вырабатывать вместо тяги тормозное усилие, — объяснил машинист Сергей Терехов.
В ближайшей перспективе владелец узкоколейки собирается пополнить депо пассажирским вагоном — поток гостей, которые хотят прокатиться на самодельном паровозе, растёт. Есть у инженера-строителя и мысли о прокладке новых путей, но для этого понадобится согласование с местными властями.