Двое сотрудников консультативной миссии ЮНЕСКО/ИКОМОС посещали Петербург в марте этого года. В июле 2019 года отчёт о результатах их работы, по утверждениям градозащитников, был направлен для передачи национальным органам охраны памятников Северной столицы и Ленобласти. Как настаивают активисты, в Смольном документ, где описывается не лучшая ситуация с охраной объектов культурного наследия, получили, но реагировать не спешат.
Сразу стоит отметить, что, как признались сами градозащитники, официального текста отчёта на английском языке у них нет. Имеется некая версия документа, которую активисты раздобыли по своим каналам. Однако назвать их «нельзя в силу конфиденциальности». Перевод с английского этого «варианта отчёта» градозащитники сделали сами и в достаточно спешном порядке.
Председатель РОО «Охтинская дуга» Елена Малышева допустила, что официально переведённый на русский язык текст, возможно, где-то имеется в Министерстве культуры, однако его активистам получить не удалось. Так, например, в отношении Новой Голландии термин rehabilitation переводится как «восстановление», хотя в английском языке у этого слова в сочетании с другими имеется гораздо больше значений, зависящих от контекста. Приложить «английскую версию» активисты также не посчитали нужным, сославшись на то, что этот иностранный язык мало кто знает. Также было отмечено, что в настоящее время «доклад» переведён не в полном объёме, а его окончательный дополненный вариант в скором времени будет опубликован в Интернете.
Как сообщил и.о руководителя Группы «ЭРА» Николай Лаврентьев, в «отчёте» имеются благодарности губернатору Петербурга Александру Беглову и его правительству «по разъяснению работы, которую они проводят в городе». Кроме того, отмечается, что специалисты ЮНЕСКО/ИКОМОС оценили усилия чиновников КГИОП по сопровождению миссии и подбору обширного круга материалов с информацией о Северной столице.
Вместе с тем, как считает Николай Лаврентьев, в документе отражены все те претензии, о которых градозащитники говорят уже около двух десятков лет. Так, до сих пор не определён статус Петербурга как объекта всемирного наследия, для него не подготовлен план управления, не назначен единый орган охраны, не разработаны и не установлены буферные зоны.
Также эксперты раскритиковали новое строительство близ усадьбы Александрино, возле Чесменского дворца, рядом с Пулковской обсерваторией, в Колтушах на территории и вокруг научного городка института физиологии академика Павлова, на акватории Невы, где в створе Таллинской улицы запроектирован дворец бракосочетаний.
— Пока по тем объектам, которые представлены в отчёте, работы продолжаются. Идет застройка около Александрино, бешеными темпами строится здание около Чесменского дворца. Возводится «Планетоград» и т. д., — констатировал он.
Как добавил депутат Законодательного собрания Алексей Ковалёв, отдельное внимание в ЮНЕСКО обратили на новое строительство в Северной столице.
— Миссия отметила посредственное качество архитектуры нового строительства и уже построенных проектов по берегам Невы. Как считают в ЮНЕСКО, в целом пропорции и облик зданий должны вписываться в конкретный тип исторической планировки, а уничтожение основного строительного объёма зданий («фасадизм») — это ненадлежащий способ вмешательства в пространственную структуру, — пояснил Алексей Ковалёв, добавив, что намерен подготовить депутатский запрос с просьбой предъявить официально документ.
Отвечая на вопрос о судьбе корректировок в федеральный закон об охране объектов культурного наследия, касающийся имплементации конвенции 1972 года, Алексей Ковалёв заявил, что на утверждение изменений необходима политическая воля. Напомним, поправки Министерство культуры готовит с 2003 года.
— Тот законопроект, который подготовлен Министерством культуры, под руководством господина Мосолова, не выдерживал никакой критики. Он формально отвечал на некоторые вопросы, но представлял собой насмешку над законодательным регулированием. Что касается нашей инициативы, то подготовить её не проблема, всё для этого было сделано ещё в 2014 году. Вопрос в том, как это пройдёт. Я думал, что всё-таки Минкульт внесёт её в Госдуму, а мы уже будем работать как эксперты и переделаем инициативу. Но, поскольку федеральное правительство так и не внесло этот законопроект, всё так и вышло. Пусть уж лучше федеральный центр подготовит проект, и мы с ним поработаем, — заявил Алексей Ковалёв.
Совсем уж радикальную точку зрения высказал член российского Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС/ICOMOS) Владимир Чернышёв. Он напомнил, что 4 апреля 2016 года президент РФ Владимир Путин дал поручение всем органам исполнительной власти соблюдать положения Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и руководства по её выполнению.
— Наше городское руководство считает, что объект всемирного наследия вообще не является объектом культурного наследия, поэтому город вообще не должен его защищать никак. Всё сводится к тому, что нужно якобы имплементировать международные конвенции в наше законодательство. Это ложь и пустые отговорки, — заявил Владимир Чернышёв.
Сошлись градозащитники на том, что разъяснять на федеральном уровне что-то можно и нужно, но это не освобождает Россию от исполнения требований международного законодательства. А со своей стороны для этого активисты готовы писать многочисленные письма в различные инстанции, а готовить предложения — это не задача градозащитников, уверены они.
Приглашать же чиновников КГИОП к обсуждению проблемы активисты не захотели. Они обещали пояснить мотивации такого решения позже, однако настолько увлеклись дискуссией между собой, что сделать это забыли.
Примечательно, что даже в «переводе» документа градозащитниками в ЮНЕСКО отмечают и положительные примеры реализации новых проектов городе. Это, например, остров Новая Голландия, полное преобразование которого должно завершиться к 2021 году. Но уже в настоящее время объект, долгие десятилетия закрытый для горожан, принимает посетителей.
— Проект представляет собой успешный пример приспособления промышленных зданий для современного использования, — отмечается в версии доклада.
Не вызывает нареканий и стадион на Крестовском острове.
— Хотя габариты нового стадиона больше предыдущего и его крыша более заметна, его воздействие на окружающий ландшафт не слишком опасно. Наиболее заметно влияние новых мостов, которые загромождают вид на Финский залив со стрелки Елагина острова и визуально вторгаются в ландшафт, — считают, по мнению градозащитников, в ЮНЕСКО.
Серьёзную критику у экспертов ЮНЕСКО вызвал проект строительства ЖК «Планетоград» около Пулковских высот от компании Setl City (официальный застройщик — ООО «Агентство по развитию территории «Созидание»).
Как пояснили градозащитники, сотрудники миссии побывали там, уже после того, как девелопер после консультаций с главой города Александром Бегловым принял решение скорректировать параметры комплекса. В частности, объём застройки уменьшился в четыре раза, границы проекта не затрагивают больше Большое блокадное кольцо и «Зелёный пояс славы».
ППТ для этого проекта было согласовано Смольным в 2014 году при экс-губернаторе Георгии Полтавченко. После чего в ноябре 2016 года застройщику выдано разрешение на строительство первой очереди (8-й квартал) № 78-011-0315-2016. В конце 2017 года стало известно, что действие документа приостановлено. В январе 2018 года петербургский Городской суд удовлетворил иск городских правозащитников о признании недействительным постановления Смольного об утверждении ППТ для ЖК «Планетоград». В марте 2018 года Городской суд Петербурга оставил без изменений решение Куйбышевского районного суда об отмене разрешения на строительство.
Однако в мае 2018 года свою точку зрения на конфликт представил Верховный суд. В частности, его Апелляционная коллегия признала законным постановление правительства Петербурга от 2014 года об утверждении ППТ для ЖК.
— Для того, чтобы снизить негативное воздействие, следует существенно уменьшить размеры запланированного строительства, повысить качество архитектуры проекта с тем, чтобы он соответствовал лучшим стандартам качества окружающей среды, что уменьшит засветку и негативное воздействие на окружение, — поясняется в версии доклада.
Ещё категоричнее резолюция экспертов ЮНЕСКО по будущему Невскому дворцу бракосочетаний, который может появиться около Малоохтинского проспекта на излучине Невы.
— Проект нарушит непрерывность набережных и окажет влияние на исторический городской ландшафт. Поэтому этот проект необходимо отменить, а маленький полуостров превратить в открытый общедоступный сад, — уверены сотрудники миссии.
Здесь стоит пояснить, что этот проект также появился в 2014 году. Тогда девелопер Анна Дронникова обещала инвестировать в него 1,5 млрд рублей и выкупила землю как частное лицо. Строительство обещали начать ещё в 2015 году. В 2017 году был подготовлен обновлённый проект. В июле прошлого года разрешение на возведение объекта выдал Госстройнадзор.
Примечательно, что в «чёрном списке» сотрудников ЮНЕСКО не оказалось «Лахта Центра», над которым так долго ломали копья градозащитники.
Как подтвердил в эфире телеканала 78.ru в программе «Открытая студия» глава КГИОП Сергей Макаров, эксперты ЮНЕСКО провели в Северной столице четыре дня. Представители организации имели возможность осмотреть все объекты, которые сочли необходимым.
— Они приехали со своим списком, так как понятно, что специалистов интересуют те объекты, по которым в ЮНЕСКО поступают жалобы. Эти письма из Петербурга действительно имеются. Более того, этих экспертов мы сами пригласили, — рассказал Сергей Макаров.
Он отметил, что план управления объектами культурного наследия не может появиться в силу законодательных федеральных ограничений. В этом году исполнилось 30 лет со дня ратификации Конвенции, однако соответствующий законопроект с 2013 года завис в Госдуме, и это её недоработка.
— Отчёт экспертами был сделан не только на фоне увиденного, мы долго общались с ними на тему нашего законодательства, того, как мы охраняем памятники. И они признались, что у нас нормальная, даже продвинутая охрана объектов. Также эксперты признали: Северная столица уникальна по масштабам и сложностям, которые существуют,— констатировал Макаров.
Когда появится в открытом доступе успевший наделать много скандалов отчёт миссии ЮНЕСКО, не знают ни градозащитники, ни чиновники. Между тем публикация официального документа могла бы снять многие вопросы у горожан.