Прививочная кампания против гриппа в Петербурге в самом разгаре. В прошлом году медикам удалось привить почти половину населения города: за вакциной обратились 2 млн 600 тысяч человек. На данный момент привито около 200 тысяч детей, а также каждый пятый взрослый.
Между тем, растёт число отказов от прививок. Антипрививочное движение давно перестало быть западным модным поветрием – оно успешно шагает и по нашей стране. Всемирная организация здравоохранения в 2019 году включила антивакцинаторство в топ-10 главных мировых угроз здоровью современного человека.
Соцсеть «ВКонтакте» уже неделю предупреждает всех, кто решил почитать посты антивакцинаторских сообществ, о вреде и недостоверности данного контента. Интересно, что сами активные участники таких сообществ восприняли предупреждающую плашку как жёсткую цензуру и попытку «задушить правду», хотя предупредительное объявление можно закрыть одним кликом.
В самих сообществах борцов с прививками, действительно, немало интересной информации. На данный момент одной из самых популярных является статья-ликбез о том, как отказаться от пробы Манту и обойти фтизиатра.
Вроде бы довольно здраво выглядят заявления родителей о том, что они, как думающие люди, хотят сами распоряжаться своим телом и не позволят распоряжаться телом собственного ребёнка чужим людям. По крайней мере, на фоне всего остального контента.
Прививки здесь обвиняются во всех мыслимых и немыслимы смертных грехах. Среди них бесплодие можно назвать чуть ли не самым лёгким последствием. Так, по мнению одного из участников антипрививочного сообщества, именно из-за вакцин люди стали чаще болеть раком – якобы вакцины разрушают иммунную систему, провоцируя онкологию.
Вакцинированных детей обвиняют в том, что они представляют большую опасность для невакцинированных. Кроме того, в подобных сообществах можно прочитать о способах победить рак желудка и лимфому с помощью винограда, вылечить эпилепсию коноплёй и очистить сосуды соком чеснока. А вот аргументы тех, кто зашёл поспорить о пользе прививок, именуются результатом глобального «когнитивного искажения».
Количество участников антивакцинаторских сообществ достаточно велико. Так, одна из самых крупных групп «Правда о прививках» насчитывает более 100 тысяч вступивших, группы поменьше – в среднем по 20-45 тысяч. И количество «страшилок» в них растёт с каждым днём.
Мы решили поговорить со специалистом и выяснить, действительно ли в вакцине от гепатита содержится ртуть, что будет, если все перестанут прививаться, и куда всё-таки «ушли» страшные эпидемии прошлого. На наши вопросы ответила профессор, доктор медицинских наук Людмила Лялина – заведующая лабораторией эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера.
– У нас есть целая группа инфекционных заболеваний, которая называется «инфекции, управляемые средствами вакцинопрофилактики»: это корь, краснуха, дифтерия, столбняк, коклюш, гепатит В, грипп и другие. Они легко передаются от человека к человеку и относятся к числу социально значимых. Если в обществе будет большое количество непривитых, то эти инфекции могут приобрести снова массовый характер распространения, – рассказала Людмила Лялина.
По словам специалиста, в данный момент врачи работают в программах ликвидации этих инфекций. Однако эту работу тормозит растущее количество отказов от прививок. И речь идёт не только о гриппе, но и, к примеру, о таком страшном заболевании, как полиомиелит.
Последствием массового отказа от прививок может стать не только рост заболеваемости, подчеркивает специалист:
– Могут вернуться и другие негативные стороны этих болезней – в первую очередь, смертность. Сейчас в развивающихся странах дети ещё умирают от кори. Поэтому, конечно, когда есть такое средство управления как вакцина, нужно пользоваться этим.
В США в начале текущего года наблюдалась серьёзная вспышка кори. При этом подавляющее большинство заболевших не было вакцинировано.
– Рост заболеваемости идёт не только в США. В РФ на многих территориях тоже неблагополучно. И у нас в Петербурге есть регистрация кори, далеко ходить не надо. Эта инфекция передаётся мгновенно, по вентиляционным каналам. Если в подъезде появляется источник инфекции – может заразиться любой человек, – отмечает Людмила Лялина.
В случае с корью медиков пугает не столько сам факт заболевания – хотя у привитых, если они всё же заразились, болезнь проходит значительно легче и без осложнений:
– Мы опасаемся, что начнутся летальные исходы от кори, как это есть сейчас в развивающихся странах. И это позор для нашего общества, для нашего века – в условиях, когда есть способ защиты не только от заболевания, но и от смерти!
В Петербурге, по данным февраля текущего года, заболеваемость корью выросла в 17 раз в сравнении с предыдущим годом. За 2018 год в нашем городе инфекцией заразились 54 человека, а за первые три месяца 2019 – 45 человек. Причём в подавляющем большинстве заболевшие не были вакцинированы.
Противники вакцин любят повторять, что «в прежние времена», когда прививок не делали, эпидемии проходили сами по себе. А многие болезни, которые раньше были приговором, в наши дни «сами по себе» стали не страшнее простуды. Но врачи подчёркивают: всё это лишь следствие массовой вакцинации. И если отказаться от вакцин, многие страшные недуги, полностью побеждённые в наши дни, легко «вернутся в строй»:
– Если не делать вакцинацию, может вернуться дифтерия, – рассказывает наш эксперт. – Это очень тяжёлая инфекция с высоким процентом летальности. Сейчас у нас показатель меньше единицы на 100 000 населения. И это только благодаря вакцинопрофилактике. Но как только эта работа ослабляется – инфекция сразу поднимает голову.
Есть целый букет страшных болезней, о которых мы забыли благодаря прививкам. Среди них, например, столбняк новорожденных и краснуха.
– Гепатит B ещё регистрируется, особенно хронические формы, поэтому вакцинацию против этой инфекции просто необходимо проводить, – отметила Людмила Лялина. – Проблема коклюша сейчас тоже очень актуальна, особенно в Петербурге – у нас высокая заболеваемость. Надо вносить в национальный календарь прививок дополнения, объяснять людям, что иммунитет этот не пожизненный, вводить ревакцинацию школьников. Сейчас всё это обсуждается в научных кругах.
Как рассказывает эксперт, в США и Канаде взрослые уже прививаются от коклюша, и это прописано в национальных календарях прививок этих стран. А вот в российском календаре проблема коклюша среди взрослых пока игнорируется.
Один из главных аргументов противников прививок – «страшные яды», которые якобы содержат вакцины. Среди них особенно выделяются различные тяжёлые металлы, в том числе ртуть, а также формалин и многое другое.
– Вакцина не может, к сожалению, состоять из одних вакцинных штаммов и рекомбинантных антигенов, инактивированных компонентов, – прокомментировала этот аргумент Людмила Лялина. – Для стабилизации добавляются определенные компоненты, для усиления иммунитета официально добавляются адъюванты. Но все эти препараты проходят серьезнейшие испытания, доклинические, клинические, и на рынок не выйдет вредная вакцина.
Кроме того, наука не стоит на месте: новые варианты вакцин разрабатываются постоянно. И учёные работают над тем, чтобы этих веществ было по минимуму, отмечает эксперт:
– Например, в гепатитной вакцине для детей нет тех веществ, о которых пишут: мертиолят, соли ртути – нет их там! Это уже современная вакцина, новая, применяемая во всём мире. И наша отечественная вакцина сделана по самым высоким международным стандартам.
Профессор подчёркивает: реальный состав всех вакцин находится в открытом доступе:
– Пусть люди читают и задают вопросы врачу, который делает прививки. Никто ведь не приходит на такие прививки с улицы, минуя врача. Обязателен допуск, потому что качество иммунитета зависит не только от вакцины, но и от состояния организма.
Ещё один серьёзный аргумент, который приводят антипрививочники – осложнения, наступающие у некоторых детей после прививок. Любимая история – это, конечно, мифическая связь аутизма и вакцины от кори, паротита и краснухи. Эту «утку» пустил в народ британский врач Эндрю Уэйкфилд в 1998 году. Статья с результатами его исследования была опубликована в английском журнале The Lancet.
Работа Уэйкфилда была очень быстро опровергнута другими учёными, а его выводы и вовсе смехотворны – ведь он основывал их на наблюдении за всего 12 детьми (для сравнения: его оппоненты исследовали несколько сотен тысяч детей). Более того, за публикацию британец получил большую взятку от своих пациентов, которые планировали судиться с производителями вакцины.
Но однажды пущенный слух продолжает цвести буйным цветом и сейчас. А проведённые позже действительно качественные исследования, согласно которым никакой связи между вакцинами и аутизмом нет, уже никого не интересуют. К слову, на официальном сайте журнала The Lancet по-прежнему есть страница с той самой статьёй Уэйкфилда – только поверх текста идёт крупная красная надпись «опровергнуто».
Что же касается других реакций, таких, как покраснения, повышенная температура и сыпь – такое после прививок, действительно, случается.
– Есть понятие «поствакцинальной реакции» и есть понятие «осложнения», – уточняет эксперт. – Поствакцинационные реакции бывают местные – это покраснения на месте введения вакцины, и общие – повышение температуры. А более тяжёлые реакции называются осложнениями.
Как отметила Людмила Лялина, в России ведётся учёт всех осложнений, и этой информацией обладает Роспотребнадзор. В подавляющем большинстве случаев осложнения после прививок связаны не с самой вакциной, а с индивидуальными особенностями организма человека. Которые на глаз, к сожалению, определить можно далеко не всегда.
– Проблема, конечно, есть, я не могу сказать, что этого не бывает, – рассказала наша собеседница. – Но не все вакцины могут вызвать осложнения. Например, от вакцин против гепатита B, против папилломавирусной инфекции никаких нежелательных реакций и осложнений в Петербурге за последние 5 лет не зафиксировано.
Профессор подчёркивает: осложнения и реакции бывают, как правило, на старые вакцины.
– Но никто от них не умирал. Нет ни одного случая. А от инфекций умирают, к сожалению. Поэтому тут приходится выбирать из двух зол меньшее.
Проблема недостаточной вакцинации существует не только из-за противников прививок. Многие взрослые давным-давно не вспоминают о вакцинах, и причина тут, чаще всего, в банальной лени. Если в детстве нас всех водили на прививки за ручку родители или школьные медработники, то теперь никто за ручку не водит – и в карусели повседневных дел мы об этом даже не вспоминаем.
Профессор НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера отмечает: даже перешагнув рубеж «взрослости», о прививках забывать не следует. Потому что большинство вакцин не дают иммунитет на всю жизнь.
Так, прививку от кори следует делать повторно тем, кто прививался только один раз, а также тем, кто не болел и по каким-то причинам вовсе не был привит в детстве. Особенно это актуально для людей, находящихся в группе с высоким риском заражения: медработников, сотрудников образовательных учреждений, сферы обслуживания и транспорта.
– От краснухи прививаться рекомендуется девушкам в возрасте от 18 до 25 лет для профилактики врождённой краснухи у новорожденных. Против гепатита B рекомендуется быть привитыми взрослым до 55-летнего возраста, потому что заражение может произойти в любое время, в любом месте: при лечении зубов, при таких манипуляциях, как пирсинг, тату и т. д. Против дифтерии и столбняка взрослые прививаются через каждые 10 лет, это нужно для поддержания иммунитета.
Кроме того, Людмила Лялина рекомендует взрослым делать прививки против коклюша, папилломавирусной инфекции, а также всех привычных нам вирусов. Все доступные вакцины и рекомендации по прививкам прописаны в национальном календаре профилактических прививок.