Петербург готовится отметить скорбную дату — 8 сентября — День памяти жертв блокады. В пятницу, 6 сентября, в городе на Неве открылась обновлённая экспозиция. Выставку дополнили личные вещи жителей, их собирали по всему миру. А благодаря современным технологиям, посетители музея смогут полностью окунуться в страшную реальность тех 900 дней блокады — спуститься в бомбоубежище или проехать на полуторке по Дороге жизни. Непростой была судьба и самого мемориального комплекса.
До линии фронта рукой подать. Рядом контрольно-пропускной пункт. Когда в небе над домом появились немецкие бомбардировщики, Лене Тихомировой было всего шесть лет.
— Бомба летит, попадает в дерево перед самым домом. Дом ходуном ходит, а я стою спиной, прислонившись в коридоре. Я не плакала, я стала заикаться после этого, — рассказывает жительница блокадного Ленинграда Елена Тихомирова.
Елена Сергеевна все ужасы блокады помнит в мельчайших деталях. Как стояла в очередях за спасительным кусочком хлеба, а потом тряслась — только бы донести до дома, по пути могли ограбить. Как от холода и голода люди замертво падали на улицах. А Валерий Кузнецов, будучи ребёнком, бывал даже на передовой. Его отец Алексей Кузнецов был первым секретарём Ленинградского обкома. Сына в качестве адъютанта он оставил рядом с собой в осаждённом городе. Таким образом генерал пытался убедить жителей — Ленинград не сдадим. Мальчику подобрали каску и сшили китель. Сын большого начальника жил в спартанских условиях.
После войны генерала Кузнецова чествовали, как настоящего героя. А потом закрутился моховик репрессий. Ленинградское дело. Расстрелы. Полное забвение. Но каким-то чудом личные вещи теперь уже «врага народа» все-таки удалось сохранить.
— Старший этой бригады кричал, шумел, стучал кулаком, чтобы выдали какие-то деньги, золото, а потом на ухо моей бабушке, жене Кузнецова, сказал: «Я ни чему не верю». И, думаю, благодаря ему какие-то вещи всё-таки сохранились, — отметил внук Алексея Кузнецова Владимир Микоян.
Гимнастёрка, планшет, сапоги, портупея и фуражка Алексея Кузнецова теперь экспонаты Музея обороны и блокады Ленинграда. Новая экспозиция стала больше. Недаром музей прозвали «народным». Артефакты присылают со всех концов света. Посетители спустятся в бомбоубежище, отоварят по карточкам в магазине хлеб, побывают на фронте и проедут в знаменитой полуторке по дороге жизни.
— Вмёрзший в лёд след от протектора грузовика полуторки, детские игрушки, которые всплыли в результате гибели одной из машин, тростник, камень, ладожский песок, — перечислила экспонаты директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик.
В ходе Ленинградского дела в предатели записали даже сотрудников знаменитого музея. Крупнейший комплекс, по площади он уступал разве что Эрмитажу, разгромили. Бесценные экспонаты сожгли и переплавили на цветной металл. Лишь в 89 году под новую выставку выделили скромное помещение. О подвиге Ленинграда наконец-то вспомнили.
— Вот эти знаменитые панцер-гренадерские дивизии впервые в истории второй мировой войны были остановлены именно под Ленинградом. Первые отбитые у немцев города, те, которые не отдали, а это был город Тихвин, был связан со спасением Ленинграда, — заявил доктор исторических наук Александр Кутузов.
Новая экспозиция начнет работу 8 сентября. Именно в этот день кольцо блокады сомкнулось. На выставке петербуржцы и гости города смогут почтить память героев Ленинграда и, благодаря самым современным технологиям, погрузиться в атмосферу военного времени.