Прямой эфир

Деньги или продолжение халявы: что ждёт платные парковки Петербурга по осени?

Светлана Коваленко
2 сентября 2019, 15:47
В следующем году зона платных парковок в центре Северной столицы может существенно расшириться.
Фото: пресс-служба Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга

Вице-губернатор Северной столицы Эдуард Батанов заявил, что нашёл способ уже с осени этого года вернуть в городскую казну неоплаченные водителями штрафы за платные парковки в центре. В КРТИ о «ноу-хау» главы инвестиционного блока не имеют представления и по-прежнему надеются на Госдуму с поправками в КоАП, которые могут быть приняты до конца года. При этом в ведомстве настаивают: даже если собираемость штрафов резко повыситься, казна от этого всё равно ничего не выиграет. Так происходит, например, в Москве, где зарабатывают 3 млрд рублей на платных парковках, а тратят на них… 4 млрд.

Невесёлые цифры

Первые платные парковки в центре Петербурга появились в ноябре 2015 года. Тогда теперь бывший вице-губернатор Игорь Албин публично заверял, что на них город будет зарабатывать не менее 450 млн рублей в год, а сами эти средства можно будет потратить на развитие общественных пространств.

Сейчас это 2799 машиномест на территории, ограниченной Невским, Лиговским проспектами, Кирочной улицей и набережной реки Фонтанки. Как рассказали в пресс-службе СПб ГКУ «Городского центра управления парковками Петербурга» (ГЦУП), на создание этой зоны изначально было потрачено 237,4 млн рублей средств городской казны. Ежегодные расходы КРТИ и комитета по информатизации на обслуживание парковок обходятся в 136 млн рублей. Таким образом, затраты за все эти годы, если не учитывать деньги на содержание объектов за 2015 год, составили 645 млн рублей.

При этом доходы городской казны от эксплуатации объектов в 2015 году составили 47,4 млн рублей, в 2016 году — 106 млн рублей, в 2017 году — 96,3 млн рублей, в 2018 году — 65 млн рублей. Таким образом, всего на платных парковках за все эти годы Петербург заработал 314 млн рублей — в два раза меньше, чем на потратил на создание и эксплуатацию объектов, и на более чем 1 млрд меньше от изначально запланированных поступлений.

Фото: ALEXEY BYCHKOV/ globallookpress.com
Фото: ALEXEY BYCHKOV/ globallookpress.com

При этом, как признались в ГЦУП, в 2018 году доход городского бюджета от эксплуатации зоны платной парковки действительно оказался ниже показателей 2016 и 2017 годов.

— Данная статистика изменится после решения вопроса администрирования правонарушений, — заверили там.

В тщетных попытках

Дело в том, что с момента создания платных парковок в городе сложилась хорошо знакомая всем водителям ситуация, когда плату за объекты можно и вовсе не вносить. Некоторые недобросовестные владельцы «железных коней» попросту заслоняют бумагой номера на автомобилях, а штраф по существующему законодательству им выписать можно, но… официально неизвестно, кому направлять, потому что МВД с 2015 года отказывается предоставлять Смольному персональные данные владельцев транспортных средств.

Ещё три года назад в ведомстве предложили чиновникам направлять определение об истребовании данных, но в доказательство их необходимости прилагать при этом бумагу об уже возбуждённом административном производстве. А само оно, согласно статье 29.10 КоАП, может быть возбуждено только при наличии данных нарушителей. В итоге получился замкнутый круг.

В итоге к настоящему времени таких долгов накопилось на 1,9 млрд рублей.

Фото: пресс-служба Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга

К решению проблемы без длительной и сложной процедуры изменения КоАП Смольный уже делал несколько подходов. Так, в 2016 году чиновникам удалось достигнуть соглашения с управлением федеральной службы судебных приставах об обмене данными по водителям. Но там оказались готовы предоставлять сведения только в отношении тех водителей, на которых имеются исполнительные производства. Затем в октябре 2017 года в КРТИ снова объявили о прорыве и пообещали выслать первый штраф до конца ноября, однако этого не произошло.

После этого в ведомстве, похоже, окончательно смирились с тем, что единственный выход — это всё-таки вносить корректировки в КоАП.

«Пусть объяснит, как…»

О том, что штрафы начнут взимать в городской бюджет уже в ближайшее время, в конце августа заявил глава инвестиционного блока Смольного Эдуард Батанов в интервью газете «Коммерсантъ». Секрет своего ноу-хау, впрочем, чиновник раскрыть нужным не посчитал.

Эта информация искренне удивила главу КРТИ Сергея Харлашкина. В беседе с 78.ru глава ведомства заявил, что, по его мнению, альтернативы поправкам в КоАП по-прежнему нет, и предложил коллеге прояснить механизм.

— В начале осени соберутся депутаты Госдумы и примут закон о внесении изменений в КОАП, который позволит запрашивать персональные данные водителей без открытия административного дела. Потому что я знаю, что альтернатив больше нет. Это моё мнение. По-другому — пусть мне объяснят, как. Мы уже со всем ГУВД собирались, сидели, думали по ночам, как это делать. Всё остальное — это кривые пути, которые легко может оспорить в суде любой автомобилист, — эмоционально высказался Сергей Харлашкин.
Фото: сообщество «Парковки и велодорожки Санкт-Петербурга» в vk.com
Фото: сообщество «Парковки и велодорожки Санкт-Петербурга» в vk.com

Он также особо подчеркнул: надо отдавать себе отчёт, что платные парковки в своё время создавались не для того, чтобы на них зарабатывала казна, а для разгрузки центра города от транспорта.

— Здесь можно привести пример Москвы. Она собирает на платных парковках 3 млрд рублей в год, а тратит на них 4 млрд. И чем больше собираемость штрафов, тем больше затраты бюджета на этот процесс. И по всему миру идут такие же процессы, аналогичная ситуация и с платным въездом в мегаполисах в исторический центр. А возвращаясь к Москве отмечу, что деньги там они тратят на новое оборудование и создание дополнительных платных зон, которые уже дошли до Щербинки и Бутова, — рассказал глава КРТИ.

Где появятся новые парковки?

Логично предположить, что если поправки будут приняты до конца этого года, до заработают они с 1 января следующего года, как это бывает всегда с системообразующими документами.

Примечательно, что и на следующий год запланировано в Петербурге расширение зоны платной парковки в центре. Это, правда, произойдёт в том случае, если в проекте бюджета Северной столицы на 2020 год найдутся деньги.

Фото: сообщество «Парковки и велодорожки Санкт-Петербурга» в vk.com
Фото: сообщество «Парковки и велодорожки Санкт-Петербурга» в vk.com

Как рассказали в ГЦУП, в 2020 году планируется выполнить работы по расширению зоны платной парковки в Центральном районе на 13 167 парковочных мест, а также проектно-изыскательские работы по её созданию в Адмиралтейском и Петроградском районах.

Кроме того, в 2020 году будут обустроены девять перехватывающих автостоянок на 1280 машино-мест у станций метро «Шушары», «Купчино», «Рыбацкое», «Проспект Большевиков», «Старая Деревня», «Гражданский проспект» и железнодорожной станции Царское Село, а также шести городских автостоянок на 1124 машино-места на улицах Дыбенко, Савушкина, Доблести, Оптиков и Кронштадском шоссе.

В 2021 году планируется обустроить четыре перехватывающих автостоянки на 399 машино-мест у строящихся станций метро «Юго-Западная», «Туристская», «Шуваловский проспект» и станции «Автово», а также две городские автостоянки на 256 машино-мест на Тимуровской улице и Краснофлотском шоссе.

Справка: в настоящее время плата за пользование пилотной зоной платной парковки в Центральном районе Петербурга взимается ежедневно с 8:00 до 20:00 по следующим тарифам: для транспортных средств категорий А и М — 30 руб/час, 6000 руб/мес., 54  000 руб/год; для транспортных средств категории В — 60 руб/час, 12  000 руб/мес., 108 000 руб/год; для транспортных средств категории С — 120 руб/час, 24  000 руб/мес., 216 000 руб/год.