Картина Кантемира Балагова «Дылда» взяла в 2019 году в Каннах приз за лучшую режиссуру (в конкурсе «Особый взгляд»), а также приз ФИПРЕССИ. Это лишь второй фильм молодого режиссёра, и уже — второй шумный успех.
— У нас не так много режиссёров, которые так о себе заявляют в раннем возрасте, — рассказал в интервью 78.ru кинокритик и один из авторов журнала «Сеанс» Василий Степанов. — В кино до сих пор, несмотря ни на что, приходят, в основном, зрелые люди. И очень интересно, когда появляется молодой режиссёр, у которого есть уже два больших фильма — и оба были показаны на крупных мировых фестивалях.
Кинокритик отметил, что в «Дылде» интересны не только режиссёрское решение, но также сценография, не говоря уже о прекрасной операторской работе. Но можно ли сказать, что новая картина Балагова — событие не только в российском, но и мировом кино? Смотрят ли наши фильмы за рубежом? И что вообще знают «там» о российском кинематографе?
— Насколько востребован наш кинематограф, можно, в принципе, судить по составу конкурсов на тех же самых международных кинофестивалях. Список имён очень небольшой, — отметил кинокритик.
Конечно, за рубежом знают Звягинцева, теперь ещё «неизбежно» станет востребован и Кантемир Балагов. Свой «шорт-лист» есть и у жюри Венецианского фестиваля, и в Каннах. Знают Алексея Германа-младшего, Александра Сокурова, из коммерческого кино известен и востребован за рубежом Тимур Бекмамбетов.
— Я бы не сказал, что мы прямо какие-то страшно маргинальные, никому не понятные и совсем не востребованные. Но, с другой стороны, не стоит переоценивать влияние нашего кино — это не влияние уровня Эйзенштейна или Тарковского. Да, знают какие-то имена, и они нужны, — считает Василий Степанов.
За границей, в Европе или США намного более популярна и востребована российская коммерческая анимация, отметил кинокритик. Она успешно продаётся по всему миру, и дети (да и не только они) без ума от некоторых наших мультфильмов:
— Если вы, например, поедете в Италию, там вы обязательно наткнётесь на игрушки по мультфильмам «Маша и медведь», «Смешарики». «Смешарики» также лежат на «Нетфликсе» с международным названием «Кикорики», и это абсолютно адекватный, усреднённый, очень востребованный коммерческий продукт.
А вот с нашим кино за рубежом сложнее.
— Кино — это всё-таки очень национально ориентированная вещь, — разводит руками кинокритик. — Особенно те вещи, которые нам удаются. Как перевести, например, успешную комедию?
Впрочем, и тут есть исключения. Так, одну из самых глубоко «народных» комедий — «Горько!» — пересняли недавно в Мексике. Мексиканцы прост купили права на экранизацию и сделали собственную версию. И это нормально, уверен Василий Степанов.
Между тем, в России снимаются и картины, рассчитанные исключительно на международный рынок. К примеру, сейчас в кинотеатрах можно посмотреть отечественное фэнтези «Эбигейл», в котором типичная «избранная» постигает силу собственных магических способностей в закрытом фантазийном городе.
— Это большой проект, который специально снимался в расчёте на международный рынок, — рассказал Василий Степанов. — Из этого фильма максимально удалена вся национальная специфика, снимался он чуть ли не на двух языках. Там международный каст — например, играет известный британский актёр Эдди Марсан, прекрасная грузинская актриса Тинатин Далакишвили, которая снималась в «Заложниках».
Как отметил кинокритик, «Эбигейл» — это коммерческая попытка «сделать за небольшие деньги эффектный фильм». Снимать в России всё ещё дешевле, чем на Западе, а фэнтези — среда интернациональная, хорошо понятная любому зрителю.
Может ли наше фэнтези понравиться западному зрителю?
— А почему нет? — разводит руками Василий Степанов. — Снимают же продолжение фильма «Вий».
Последняя картина и правда рассчитана на зарубежную, в основном — китайскую аудиторию. Сиквел «Вия» под названием «Тайна печати дракона» режиссёр Олег Степченко решил снимать на китайском материале. В картине естественным образом появились Джеки Чан, ряд китайских красавиц, а также Арнольд Шварценеггер, Рутгер Хауэр, Джейсон Флеминг и Павел Воля.
Фильм снимался не только в России и Китае, но также в Тунисе и Чехии. Сейчас картина уже вышла в прокат на китайском рынке. Какая у этого гибрида будет судьба — покажет время.
Если же говорить не о коммерческом кино, а обратиться в сторону кинематографа авторского — тут, с одной стороны, можно заметить неплохую и достаточно позитивную тенденцию. Как рассказал Василий Степанов, всё чаще наши молодые режиссёры обращаются за финансированием к иностранным фондам. И отечественный Фонд кино этим весьма доволен:
— Например, фильм «Юморист» — там логотип нашего Министерства культуры, потом латвийского фонда, словацкого фонда… Фильм «Аритмия», например, поддержан финским Фондом кино — в Финляндии делали звук. Таким международным способом деньги у нас собираются очень часто. А если они так собираются — значит, в профессиональной среде эти имена что-то говорят, вызывают интерес. Их так или иначе ждут на других рынках, и наши фильмы так или иначе прокатываются за рубежом.
Тем не менее, критик отметил — не стоит бесконечно смотреть в сторону Запада. У нас есть и своя, очень большая аудитория:
— У нас потенциально есть 140 млн зрителей в России и ещё много русскоговорящих зрителей, которые живут в бывших союзных республиках и до сих пор смотрят российское кино. Зрителей очень много, и надо просто сделать так, чтобы они ходили на российское кино.
Этот потенциал уже давно оценили и зарубежные кинопроизводители. Многие отечественные фильмы, рассказал наш собеседник, сняты «глобальными игроками» киноиндустрии:
— Например, фильм «Балканский рубеж», где вы можете увидеть логотип «20-й век Фокс». Это почему? Потому что здесь, в России, есть отделение 20th Century Fox. И оно работает, вкладывает деньги в российское кино, в фильмы, сделанные для российского зрителя, на российском материале — американская компания считает, что это успешная стратегия.
Среди других ярких примеров — картина «Последний богатырь», сделанная в России «Диснеем».
— И это один из самых успешных релизов последнего времени, — подчеркнул кинокритик. — Не нужно недооценивать потенциал собственной кинематографии и собственного зрителя.
Что же смотреть отечественному зрителю уже сейчас, на исходе летнего сезона 2019? Василий Степанов считает, что можно полностью доверять жюри фестиваля «Кинотавр». Эти люди свою работу знают, и все фильмы, отобранные и отмеченные жюри этой премии, стоят как минимум пары часов наших жизней, уверен критик. Кроме того, можно отметить и другие важные маркеры эпохи:
— Важно, что на «Кинотавре», например, показывали два фильма, снятые онлайн-платформой ТНТ-Premier: «Верность» Сайфуллаевой и фильм Константинопольского — экранизацию пьесы Островского «Гроза». Это тоже важная тенденция: наши онлайн-платформы, как и международные «Амазон» и «Нетфликс», снимают большое кино, которое потом показывают на фестивалях. Пока мы все обсуждаем, хороший ли это вообще способ для проката фильмов — интернет, и нужно ли прокатывать фильмы только в кинотеатрах, платформы уже эти фильмы снимают и показывают на фестивалях.
В грядущем сентябре, отмечает кинокритик, стоит также сходить на картину Тодоровского «Одесса». Фильм выйдет в прокат 5 сентября, но зрители «Кинотавра» уже имели удовольствие его оценить.
— Тодоровский снял фильм о своём детстве, о том, как он однажды застрял в Одессе во время эпидемии холеры. Сама история выдуманная, но она базируется на каких-то его детских воспоминаниях — об ушедшем городе, ушедшей натуре, — рассказал Василий Степанов. — При этом, фильм по самым разным причинам снимался не в Одессе. И это тоже интересная подробность.
Больше интересных статей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».