«Орский маньяк» в Петербурге: массовая истерия или реальная угроза?

«Как жаль, что вам осталось жить так мало»
Молодая петербурженка с маленьким ребёнком чуть было не стала жертвой известного серийного маньяка из Оренбургской области — такая информация появилась недавно в соцсетях. Как рассказала девушка, ставшая очевидицей происшествия, вечером 7 августа странный пожилой мужчина подошёл к мамочке с коляской во дворе дома № 119 по проспекту Обуховской обороны.
По словам девушки, наблюдавшей происходящее из окна своей квартиры, похожий на «Орского маньяка» незнакомец склонился над коляской, с силой её сжал и начал что-то бормотать. Мать младенца попыталась отогнать неизвестного, но тот вдруг заявил: «Как сладко спит малыш — как жаль, что ему и его маме осталось жить так мало».

После этого незнакомец заявил, что девушка будет делать всё, что он ей скажет. На этом моменте очевидица, наблюдавшая происходящее из окна, не выдержала — и побежала на улицу вместе с мужем. В тот же момент на выручку девушке с младенцем выбежал её супруг, и странный незнакомец спешно ретировался.
Испуганная мать обратилась за помощью к бескрайним просторам интернета. Там она выяснила, что пристававший к ней пожилой мужчина очень похож на одного из самых разыскиваемых преступников страны — оренбуржца Валерия Андреева.
Миллион за информацию об убийце
В данный момент за помощь в розыске Валерия Андреева назначена внушительная сумма — 1 млн рублей. В 2013 году эта сумма была вдвое меньше: СУ Следственного комитета РФ по Оренбургской области предлагало за «голову» мужчины 500 тысяч. Но время идёт, а Валерий Андреев по-прежнему на свободе.
«Орский маньяк» с завидной регулярностью входит в российский рейтинг самых кровавых преступников. Так, в июне 2018 года он оказался в списке десяти «наиболее разыскиваемых опасных преступников» МВД РФ наравне с петербургским торговцем оружием и членом банды убийц Семёном Ермолинским (16 убийств «на счету») и дагестанцем-поджигателем Фахрудином Махмудовым (организовал поджог торгового центра, в результате чего погибли 25 человек).

Когда-то Андреев работал дальнобойщиком, был примерным семьянином и отцом двух взрослых сыновей. Правда, коллеги рассказывали: ходить в «караванах» не любил, всегда ездил один. Напарники, работавшие на той же фуре, после рейсов Андреева часто находили презервативы и женские заколки.
Но дальнобойщики друг друга не осуждают. Тем временем, с 2009 по 2011 годы в краях, где курсировал Mercedes Андреева, стали при загадочных обстоятельствах пропадать девушки. Все они были очень похожи: худенькие и хрупкие, путешествовали между населёнными пунктами на «попутках». Некоторые, впрочем, выходили на остановку ждать автобуса — но также не возвращались.
Первый «прокол» серийного маньяка
Правоохранительные органы обратили внимание на Валерия Андреева только в 2013 году, когда пропала юная Ольга Журавлёва. Девушка, по словам очевидцев, села в белый корейский внедорожник — и с тех пор её не видели.
Оказалось, что таких внедорожников в Орске всего два. И один из них принадлежал именно Валерию Андрееву. Правоохранители решили проверить дальнобойщика — но он тут же, будто по мановению волшебной палочки, скрылся. Зато в его машине были обнаружены следы крови.

Останки девушки нашли позже в лесополосе неподалёку от трассы Орск — Челябинск. Андреева объявили в розыск — но до сих пор полиция не вышла на его след. Подозревают, что убивать и насиловать хрупких путешественниц он начал ещё в 2006 году.
Пока официально «на его счёт» записано только семь убийств. Но число жертв может быть в несколько раз больше.
Валерий Андреев в Петербурге: места, где якобы видели преступника
После того, как сообщение от молодой петербурженки появилось в группе во «ВКонтакте», посвящённой «Орскому маньяку», жители города начали массово вспоминать о встречах с ним. Мужчину, очень похожего на Валерия Андреева, якобы видели в ТРК «Норд». Там, по словам очевидцев, он предлагал купить книги этим летом.
Одна из жительниц города рассказала, что видела исключительно похожего пожилого человека в районе станции метро «Елизаровская». Как предполагают участники сообщества, он может часто посещать книжную ярмарку в ДК им. Крупской. Но это, опять-таки, только домыслы.

Ещё один петербуржец вспомнил, что видел Валерия Андреева ещё в 2013 году на Московском вокзале, где тот якобы попросил 50 рублей «на покушать». Другие заявили, будто видели маньяка в первой половине августа в Рыбацком, третьи — несколько лет назад в электричке.
Две сестры рассказали, что отследили «Орского маньяка» на пересечении Богатырского проспекта и Туристской, где тот, заметив слежку, трусливо от них сбежал. Имеют ли все эти истории отношение к правде? Или в Петербурге нарастает неоправданная истерия?
Полиция официального комментария СМИ пока дать не может — нет заявления от очевидицы первого эпизода с младенцем. А она заявила, будто это правоохранители запретили ей общаться с прессой. Обсудить происходящее мы решили с психиатром.
«Эпидемия слухов»
Врач-психиатр, доктор медицинских наук Равиль Назыров так прокомментировал происходящее:

— Существуют такие социальные реакции, которые обозначаются как «социальные эпидемии». Когда люди сталкиваются с трудными или опасными явлениями, то, конечно, они передают друг другу эту информацию. Информация эта искажается, несколько раз передают её с искажением — и, в итоге, получается некорректный миф или слухи, которые имеют тенденцию к самораспространению.
Своеобразную «истерию» вокруг якобы замеченного в городе «Орского маньяка» Равиль Назыров сравнил с напряжённой обстановкой, которая нависла над Петербургом после теракта в метрополитене. Как отметил психиатр, после трагедии телефоны доверия практически разрывались — люди видели террористов едва ли не в каждом встречном:
— Многие видели подобные угрозы везде, звонили, говорили, будто наблюдают минирование. Это просто была такая психологическая готовность — в нейтральных объектах замечать какие-то патологические формы, в том числе и людей, которые вызывают опасения.

Здесь, отметил эксперт, происходит нечто похожее:
— Очень может быть, что мы тут соприкасаемся просто с таким социальным процессом, когда любые события, особенно социально значимые, наносят травму большому количеству людей. И тогда они склонны видеть во многих явлениях, даже нейтральных, какие-то проблемы.
Тем не менее, врач не исключил и вероятность реальной опасности.
— Хотелось бы, чтобы люди из компетентных служб дали однозначный ответ: есть такая угроза или нет. Чем больше будет правдивой информации, тем меньше будет слухов, домыслов и всяких мифов.
«Жить с позиции обеспечения безопасности»
А если Валерий Андреев на самом деле в Петербурге? И готовится выбрать себе новую жертву? Что творится в голове такого человека?
— С одной стороны, это личностные отклонения, серьёзные личностные девиации, в которых серьёзным образом нарушена мотивационная сфера, искажены принципиальные личностные механизмы, которые отвечают за близость, удовольствия, сексуальные отношения. Удовольствия какого-то типа он может получать только через совершение агрессии в адрес другого человека. А на другом конце могут быть и другие, более тяжёлые психические расстройства, психозы, — рассказал психиатр.

Как вести себя, встретившись с маньяком в тёмном переулке? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Мы уже рассказывали, что человек с психическими отклонениями может быть совершенно непредсказуем. Равиль Назыров рекомендует не готовиться к опасной встрече, а «жить с позиции обеспечения безопасности жизни»:
— Не ходить по незнакомым пространствам в одиночестве, особенно я говорю про женщин, планировать свои маршруты с учётом времени дня, чтобы там находились другие люди, в сложных ситуациях идти с каким-то другим человеком, чтобы он был рядом. И, конечно, беречь детей — чтобы посторонние к ним не подходили.
Рекомендации классические — но ничего нового в мире, полном психически нестабильных и опасных людей, пока, к сожалению, не придумано. Берегите себя.




