О том, что КГИОП готовит пакет корректировок в городской закон №820 о границах зон охраны объектов культурного наследия, рассказал глава ведомства Сергей Макаров ещё на пресс-конференции, посвященной Дню строителя-2019. Чиновник пояснил, что в поправках речь пойдёт о советской застройке, которая возводилась в Северной столице с 1917 по 1957 годы.
Такую застройку предлагается разделить на три категории. В первую войдут здания, которые необходимо сохранять в том виде, в котором они существуют. Ко второй отнесут дома, где возможны те или иные переустройства. В последнюю, третью категорию, попадут объекты, которые не представляют ценности для города и могут быть снесены, а на участках под ними предполагается создать новые скверы или возводить новые строения.
По словам Сергея Макарова, всего речь может пойти о 16 тысячах домов, для которых уже началась инвентаризация. К ней в настоящее время привлечены волонтёры. Задачей для них пока поставлено обследование нескольких десятков домов в центре.
Как сообщил чиновник, утвердить корректировки в документ предполагается в 2020 году, однако перед этим законопроект обязательно представят на общественных слушаниях. Вступить в силу поправки, которые, как заверил Сергей Макаров, в настоящее время активно обсуждаются в городском парламенте, должны с 1 января 2021 года.
— К этому времени все 16 тысяч объектов мы обследовать не успеем. Но в каких-то отдельных кварталах, в отдельных зонах, мы эту работу сможем провести и осуществить категорирование зданий с точки зрения их ценности для исторической застройки, — отметил он.
Кто конкретно будет принимать решение о судьбе зданий и по каким критериям их разделят на три группы, Сергей Макаров не пояснил.
Об «активно обсуждаемых поправках» депутат Законодательного собрания Петербурга Оксана Дмитриева услышала от 78.ru.
— Нет, я не в курсе того, что мы якобы обсуждаем такие предложения. Но я сразу могу сказать, что это очень лукавые инициативы, — подчеркнула она.
Оксана Дмитриева пояснила, что 1917 год выбран совсем не случайно. Дело в том, что тогда строительство в основном не велось, оно, в лучшем случае, возобновилось после 20-х годов прошлого века. При этом нередки ситуации, особенно они характерны для флигелей, когда к историческому зданию постройки до 1917 года что-то пристраивалось позднее, а все само строение в итоге получало датировку «1921», «1930» и т.д.
— В итоге, если не будет чёткой установки дат, а это сделать очень сложно, мы можем просто потерять многочисленные объекты культурного наследия. Поэтому такие предложения потенциально опасны и могут привести к катастрофическим последствиям для города, — уверена Оксана Дмитриева.
Ничего не слышал о корректировках в 820-й городской закон и депутат Борис Вишневский, впрочем, не исключивший, что документ могли обсуждать в ЗакСе, но узким кругом. Он отметил, что, действительно, не все здания периода 1917-1957 годов представляют ценность, однако этот вопрос очень деликатный.
Об инициативе КГИОП с большим трудом вспомнил заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик. Он отметил, что эта идея существовала у чиновников, однако он не знал, что предложения уже успели оформить именно в качестве поправок в 820-й городской закон.
— В таком законопроекте некое рациональное зерно, на мой взгляд, имеется. Есть объекты, которые действительно несут ценность для города, и их надо сохранить. Другое дело, что нужно чётко определиться с тем, кто и как проводит обследование. И очень аккуратно надо подойти к третьей группе под снос. Такие документы надо обязательно обсуждать на Совете и привлечь как можно больше экспертов, — констатировал он.
Здесь стоит отметить, что в настоящее время законодательством охраняются дома постройки до 1917 года. Их нельзя сносить ни в коем случае, допускается лишь разборка аварийных конструкций. Собственники объектов, возведённых позже 1917 года, вправе их демонтировать на своё усмотрение. Из-за чего регулярно вспыхивают градостроительные скандалы, когда вскрываются факты «переписки» дат постройки с более ранних на более поздние.
Между тем, вопрос о сносе зданий 50-х годов постройки в городе уже обсуждается. Так, например, в июле этого года Градсовет рассматривал проект строительства элитного жилья на месте Троицкого рынка, который предложили снести.