Прямой эфир

Павловский дворец пополнили уникальные экспонаты, которые считались утраченными

Михаил Колокольцев
15 августа 2019, 14:19
Среди возвращенных предметов — фарфор свадебного сервиза великого князя Сергея Александровича, пасхальные яйца и загадочный карандашный рисунок.
Фото: 78.ru

Коллекцию музея-заповедника «Павловск» пополнили новые экспонаты. Предметы из уникального сервиза (подарок императора Николая I — своей матери), ювелирные изделия и другие вещи, связанные с царским двором. Многие годы они считались утерянными, но теперь — благодаря фонду «Возрождение традиций» — вернулись домой.

Гостей Павловского дворца и парка встречает император. Но Павел I прожил здесь недолго. На долгие годы хозяйкой резиденции стала его супруга — Мария Фёдоровна. Зная её утончённый вкус, члены семьи с трепетом относились к подаркам вдовствующей императрице. Этот сервиз — его называют золотым — Николай I подарил матери в 1828-м году.

— Здесь мы видим, что монограмма с буквой «М» под короной. Роспись золотом. Если мы посмотрим под корону, роспись по золоту с использованием агатового карандаша, — рассказывает главный хранитель ГМЗ «Павловск» Алексей Гузанов.

Сервиз состоял из 600 предметов. Но в годы становления советской власти его постигла судьба многих музейных ценностей: их продавали за рубеж ради пополнения валютных запасов.

— Сохранилось всего 288. Такие сервизы уникальны. Они не делались повторно. Всё в этих предметах соединяется: мемориальная значимость сервиза, качество фарфорового завода, — объясняет директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева.

Сейчас предметы из сервиза приходится буквально выслеживать на аукционах. Благодаря фонду «Возрождение традиций» в Павловск вернулись 11 тарелок тончайшей работы.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Это подарок. Когда мы смотрим целиком, это монументальная композиция. Предмет, который останется в памяти эпохи. Николай I и думал о том, чтобы не только доставить эстетическое удовольствие матушке, но и увековечить сыновнюю любовь, — говорит Алексей Гузанов.

Самое удивительное — это сохранность предметов. Сервиз использовался по прямому назначению, но в царской семье к нему относились как к произведению искусства. Здесь нет отреставрированных предметов. Всё в первоначальном виде.

Среди возвращённых экспонатов и фарфор свадебного сервиза великого князя Сергея Александровича, и пасхальные яйца, и загадочный карандашный рисунок. Великая княжна Мария Павловна когда-то скопировала его с неизвестной картины.

— По всему миру разбросаны осколки культуры царского двора, которые в известное время были утрачены. Это, безусловно, обладает не только для России ценностью, это общекультурная ценность. Вот эти работы на фарфоре, работы на картонах — это всё теперь присутствует в работах Павловска, — заявил основатель фонда «Возрождение традиций» Сергей Ролдугин.

Фонд «Возрождение традиций» помогает не только музеям двух столиц. Настоящий детектив развернулся в Иркутске. Нужно было найти антикварную мебель для усадьбы декабриста Волконского.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Этот диван планировал приобрести Эрмитаж. Но мы удивительным образом сумели приобрести первыми. Изготовлен из красного дерева, клёна и берёзы, — рассказывает заместитель директора по научной части Иркутского музея декабристов Надежда Мусабирова.

Такие экспонаты здесь — на вес золота. Сам двухэтажный особняк — чудом сохранившаяся усадьба князя Волконского. В легендарном фильме «Звезда пленительного счастья» его роль исполнил Олег Стриженов.

В Забайкалье у Волконских родился сын Михаил. Когда он подрос, родители обставили кабинет юноши по столичной моде. Та мебель утрачена. С приобретением аналогичных предметов помог фонд «Возрождение традиций».

— Иногда отчёты… по командировкам помимо самого Михаила Волконского составляли два писца. И вот этот стол чем замечателен — могут одновременно работать четыре человека. Выкатные панели. Стол двусторонний, — подчеркнула директор Иркутского музея декабристов Елена Добрынина.

Теперь усадьба Волконских — обязательный пункт туристической программы в Иркутске. Меценаты фонда «Возрождение традиций» уже помогли музеям Ярославля, Твери, Иваново получить настоящие жемчужины в свои коллекции. И это — только начало. Задача фонда — превратить провинциальные коллекции в центры культурной жизни регионов.