Что такое пятая и седьмая свободы воздуха, зачем они нужны петербуржцам? Появится ли в аэропорту Пулково бесплатная парковка рядом с терминалом и платные курилки? На эти и другие вопросы 78.ru ответил заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью управляющей компании аэропорта Пулково «Воздушные Ворота Северной Столицы» Денис Павшинский.
— Денис Игоревич, о планах получения режима «открытого неба» для Пулково говорят уже около пяти лет. В январе этого года инициативу «реанимировал» тогда ещё кандидат в вице-губернаторы Евгений Елин. Почему ВВСС совместно с городскими властями решили предпринять новую попытку?
— Вопросы расширения маршрутной сети аэропорта Пулково, в том числе международной, являются одним из приоритетов ВВСС. Также мы заинтересованы в создании новых доступных маршрутов для жителей Петербурга и СЗФО. Да, действительно, ВВСС несколько раз обращались с запросом на введение для аэропорта Пулково режима снятия ограничений на полёты иностранных авиакомпаний. Но наша недавняя инициатива уже встретила одобрение и поддержку со стороны правительства Петербурга, наших акционеров, и была услышана руководителем государства. И это с учётом планов по внедрению электронных виз может стать мощным стимулом для развития пассажиропотока в Пулково и привлечения туристического потока в Петербург. В первую очередь мы рассчитываем, что новым режимом захотят воспользоваться зарубежные перевозчики, которые в настоящее время продлевают свои маршруты из Юго-Восточной Азии в Европу и Северную Америку. Пока что в основном они используют для транзита аэропорты Европы. Сейчас по инициативе о режиме снятия ограничений мы ведём диалог с Минтрансом.
— Когда ждать ответа от ведомства, и о каких компаниях может пойти речь?
— Это сложный вопрос. В настоящее время мы только приступили к формированию списка направлений и авиакомпаний, которые заинтересованы в использовании режима открытого неба. Надо понимать, что у зарубежных перевозчиков самолёты не стоят и не ждут того момента, когда можно будет полететь в Петербург. Они все находятся в работе. Расписание формируется за полгода. В некоторых авиакомпаниях — и за год. Таким организациям требуется время, чтобы рассчитать свои силы и распределить ресурсы. Это и люди, и воздушные суда, и ресурсные возможности обслужить технику на маршруте. Кроме того, подобная работа связана с подписанием большого количества соглашений, договоров. Так что мы находимся сейчас в отправной точке процесса. О чём-то конкретном можно будет говорить, когда конкретные списки отправятся в Минтранс.
Привлечь мы хотим авиакомпании из Юго-Восточной Азии и европейские локоустеры. Пока называть конкретные организации я бы не хотел. Однако давайте поясним. Седьмая и пятая свободы воздуха — это коммерческие права авиакомпаний, которые предоставляются в том или ином государстве. Седьмая свобода воздуха даёт возможность авиакомпании совершать перелёты, минуя страну (не делая посадку), где она базируется и зарегистрирована. Такая свобода существует в Европе, где перевозчики зарегистрированы в своих государствах, но могут совершать перелёты между другими странами. Пятая свобода — здесь перевозчик имеет право совершать перелёт, начиная его из собственной страны регистрации, далее приземляясь в транзитной стране, далее вылетая в третье государство, и возвращаясь потом в страну регистрации по обратному маршруту.
— Что хорошего режим «открытого неба» может принести петербуржцам, а не только туристам, выгода которых очевидна? Как расширится география рейсов для горожан?
— В первую очередь для петербуржцев это будет расширение прямых перелётов и прямого сообщения с большим количеством пунктов и в Европейской части, и в Юго-Восточной Азии. Это создаст возможности более выгодных — более дешёвых— перелётов. Потому что мы рассчитываем, в первую очередь, на привлечение лоукостеров и увеличение пассажиропотока. Он должен вырасти в ближайшие два-три года примерно на 25% по сравнению с существующим. По итогам 2018 года аэропорт Пулково обслужил рекордные 18,1 млн пассажиров. За первые шесть месяцев 2019 года пассажиропоток составляет 8,8 млн пассажиров, на 10,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом никакого дискомфорта для горожан не будет, так как у нас запланирована вторая очередь развития аэропорта. Как известно, для неё в своё время готовился мастер-план. В него мы в принципе закладывали сценарий открытого неба и электронных виз, просто не знали, когда это может произойти. Теперь это случилось, и мастер-план, соответственно, нуждается в обновлении. Откорректированный вариант мы надеемся утвердить осенью этого года.
Также хотел бы дополнительно остановиться на электронных визах, второй составляющей, о которой мы теоретически задумывались. Они уже существуют в нашей стране. В настоящее время визы работают в дальневосточном регионе и в Калининграде. Аналогичный механизм будет вводиться по отработанной схеме и в Петербурге. Суть в том, что любой зарубежный гражданин, имеющий паспорт страны, для которой действуют электронные визы, может оформить документ в электронном виде и въехать на территорию РФ. Такие визы запустят в Петербурге с 1 октября 2019 году.
— Когда для Пулково может заработать «открытое небо»?
— Заработать открытое небо сможет, как только мы согласуем список направлений и авиакомпании, а соответствующие органы внесут изменения в международные документы. Впрочем, мы надеемся, что «открытое небо» станет реальностью уже в следующем году. Первые авиакомпании могут появиться уже в летнем расписании. Так как зимнее уже сформировано. Но вероятность того, что увидим кого-то и в зимнем расписании, тоже полностью мы не исключаем. Основной эффект мы рассчитываем получить в конце 2020 начале 2021 года.
— Очень многие петербуржцы выступают против платной парковки в Пулково. В пример они приводят железнодорожные вокзалы, где такого нет. Есть ли шанс, что когда-нибудь стоянка поблизости от терминала станет бесплатной?
— Всё, в чем заинтересованы горожане и туристы, аэропорт Пулково делает. Бесплатная парковка, напомню, существует более года. Она находится на Пулковском шоссе в трёх минутах езды до терминала. Эта парковка предусмотрена для тех, кто ожидает задержавшийся рейс или приехал в аэропорт заранее. Очевидно, что развитие самого аэропорта с учётом растущего трафика потребует серьёзной реконструкции, в том числе, и привокзальной площади. В мастер-плане предусмотрено расширение парковочных пространств в рамках второй очереди, а также подвоз пассажиров альтернативными видами транспорта — той же железной дорогой. Исходя из этих планов, мы будем рассматривать возможности. Но, как вы понимаете, территория аэропорта достаточно ограничена, а припарковаться у терминала захочет каждый, чтобы только ему было удобно.
— Недавно стало известно, что депутаты Госдумы хотят вернуть курилки в аэропорты и сделать пользование такими комнатами платным. Как вы относитесь к данной инициативе? В Шереметьево уже заявили, что плату брать не собираются.
— Говорить о появлении зон для курения в Пулково можно будет после того, как законопроект утвердят во втором чтении. Точнее, тогда уже речь может пойти о закупке оборудования. Стоит лишь порадоваться: несмотря на то, что курение — это вредная привычка, законодатели осознали необходимость такой инфраструктуры. Запрет привёл лишь к тому, что пассажиры курили в неположенных местах и создавали угрозу для других. Сейчас мы проводим техническое тестирование и предварительную установку оборудования, оцениваем различные варианты. Но если депутаты дадут «добро», то зоны для курения у нас появятся. Что касается платных зон для курения, то такого в планах у аэропорта Пулково нет.