Прямой эфир

Исторический облик Петербурга: реставраторов много, специалистов не хватает

Светлана Коваленко
28 мая 2019, 18:57
В Северной столице, недавно отметившей 316-й день рождения, насчитывается свыше 2000 организаций, которые могут заниматься реставрационными работами. Однако скандалы с памятниками после их восстановления не прекращаются.
Фото: globallookpress.com/ Serguei Fomine

Несмотря на масштабные объёмы ремонта, многие памятники в Петербурге продолжают стремительно «стареть». Между тем именно их уникальный исторический облик в сочетании с прилегающими окрестностями привлекает в Северную столицу туристов со всего мира. После красочного празднования 316-го дня рождения города, эксперты в эфире программы «Открытая студия» телеканала 78 обсудили, почему Петербург утрачивает свою известную на весь мир реставрационную школу и как так выходит, что над восстановлением памятников иногда трудятся те, у кого нет даже допуска к строительным работам. А в итоге город получает изуродованные Трёхколенный мост, изменённые до неузнаваемости решётки Спаса-на Крови, Летнего сада, побелевшие от соли плиты у Михайловского дворца и тому подобное.

Продолжение утрат

По словам заслуженного архитектора РФ Максима Атаянца, вопрос качества реставрации памятников стоит в городе очень серьёзно.

— Главный актив Петербурга — это его градостроительный облик. И сейчас есть огромный шанс этот актив потерять. Если срочно не принять серьёзных мер, то ситуация будет только ухудшаться. Из-за некачественной реставрации памятники будут видоизменяться, а потом люди даже просто перестанут видеть в этом проблему. При этом нельзя говорить только о памятниках и концентрироваться исключительно на них. Надо обращать внимание и на весь исторический контекст, который рядом, — уверен архитектор.

Ректор петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры Семён Михайловский напоминает, что на ремонт памятников в настоящее время выделяются серьёзные средства, которые почему-то уходят в сомнительные фирмы.

Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov

По его словам, во многих случаях объекты от изначального победителя конкурсов передаются субподрядчикам. Затем и возникают скандалы.

— А в итоге складывается ситуация, когда реставрационных фирм у нас много, а настоящих специалистов мало. В советское время действительно существовала школа реставрации. Петергоф, Царскосельский дворец, Павловский дворец — все это памятники, воссозданные в те далекие годы. И есть опасность сейчас, что это школа исчезнет, а нишу займут непрофессионалы.

Так, по оценкам экспертов, в настоящее время в городе насчитывается свыше 2000 реставрационных организаций. Однако солидными и теми, кто должен работать на объектах, чтобы их не утратить, можно назвать около 30-50 компаний.

Виноват 44-ФЗ?

Как считает архитектор-реставратор высшей категории, член Федерального научно-методического совета по охране и использованию культурного наследия России Марк Коляда, во многом существующая нерадостная ситуация в отрасли сложилась из-за федерального закона о госзакупках № 44-ФЗ. Этот документ, напомнил он, обязал проводить конкурсы на поставку услуг и товаров, в том числе, в сфере реставрации. Соответственно по тендерам выигрывают те, кто готов предложить более низкую цену.

Марк Коляда / Фото: Институт
Марк Коляда / Фото: Институт "Ленпроектреставрация" в facebook.com
— Я сам столкнулся со случаем, когда в погоне за контрактом один из участников конкурса предложил снизить цену на миллион рублей. Компания тендер выиграла, а потом поняла, что просто не сможет справиться с объектом. Тогда там приняли решение сэкономить на материалах и взять в рабочие тех, кто подвернётся — мигрантов. В итоге получается, что правильная технология не применяется, материалы заменены, а жизнь памятника из-за такой реставрации только заметно сокращается вместо её продления, — поделился Марк Коляда.

Как припомнил Максим Атаянц, в некоторых случаях (объекты он решил не называть), дело доходит до того, что субподрядчики нанимают людей без допуска даже к строительным работам. По его словам, всё объясняется экономикой. Легче довести объект до аварийности. Потом снести его и создать новодел. Так как реставрация обходится в 5-6 раз дороже, чем новое строительство.

При этом до линейных специалистов, занимающихся действительно реставрацией, доходит иногда не более 10-12% денег от заявленных в государственном контракте.

И менталитет?

Проблема с качеством реставрации возникает и из-за психологии современным горожан.

Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
— Современное общество не ощущает ценности старого. Сначала получается так, что петербуржцы из-за ужасных примеров перестают видеть разницу между нормально отреставрированными объектами и изуродованными. При этом работы выполняются всё хуже и хуже. Настоящая ложь возникает, когда памятник начинает выглядеть дрянью. А люди перестают это видеть. То есть болезнь перестает восприниматься как болезнь, — констатировал Максим Атаянц.

Он привёл пример восстановление ограды Летнего сада, ознаменовавшегося в своё время громким скандалом. Там для дешевизны и экономии средств вместо техники XVII века по соединению деталей взяли и лазером из листа металла вырезали конструкцию и на неё уже элементы украшений прикрепляли.

— В итоге получился суррогат, который выглядит мёртвым. Но человек, которому предстоит смотреть на это 10 лет, сочтёт, что так и надо, и так и было всегда, — пояснил свою мысль Максим Атаянц и добавил, что при той системе, которая сложилась, чем лучше специалист, тем меньше шансов, что его наймут для работы. Во-первых, его услуги стоят дорого. Кроме того, настоящий профессионал откажется «халтурить» по моральным соображениям.
Фото: globallookpress.com/ Daniil Ivanov
Фото: globallookpress.com/ Daniil Ivanov

О человеческом факторе в другом аспекте высказался художник-реставратор Кузьма-Одинцов. Он обратил внимание на качество проектных работ, которое согласовывает КГИОП.

— Такое ощущение, что чиновники бумаги вообще не проверяют, хотя это их прямая обязанность. У них нет никакой ответственности перед городом. А в итоге получается чудовищный новодел, — заключил он.

Деньги или порыв общественности?

Как отметил Марк Коляда, по существу сейчас стоит задача создать заново реставрационную отрасль и разработать для неё правила, обязательные для всех. Но на это нужны деньги, и не малые. Между тем, с тем же привлечением субподрядчиков можно было бы навести порядок, если бы чиновники просто выполняли свои обязанности: проверяли фактическое наличие заявленных в организациях «специалистов».

Фото: пресс-служба счетной палаты Российской Федерации
Фото: пресс-служба счетной палаты Российской Федерации

В то же время, как сошлись во мнениях эксперты, в советские времена сразу после Великой Отечественной войны существовал единый общественный порыв поскорее всё восстановить и привести в порядок. Пока такая потребность не появится у современных горожан, не помогут и деньги.