Именно в Кронштадте появился первый в мире настоящий ледокол современного типа. Произошло это знаменательное событие 155 лет назад, в 1864 году. Речь идёт о корабле под названием «Пайлот», принадлежавшем судовладельцу Михаилу Бритневу.
Изначально «Пайлот» был построен как обычный спасательный буксир, и прокладывать зимние пути во льдах вовсе не должен был. Но господин Бритнев не боялся экспериментировать, и весной 1864 года решил видоизменить буксир, срезав его нос под углом 20° к линии киля.
Новаторство кронштадтского судовладельца высоко оценил сам адмирал Макаров, отметив, что Бритнев и его маленький пароход сделали «то, что казалось невозможным»: расширили время навигации осенью и зимой на несколько недель.
Интересно, что «Пайлот» не сразу получил признание на родине. При этом, вскоре к нему пришли настоящие мировые слава и признание. В 1866 году было решено провести в Финском заливе испытания двух типов ледокольных судов — «косоносого» «Пайлота» и судна «Опыт», оснащённого специальными гирями для колки льда.
Соревнование безальтернативно выиграл «Пайлот»: его соперник со своими гирями просто застрял во льдах. Но почему-то было решено, что суда с приспособлениями для колки льда перспективнее, и чертежи кронштадтского ледокола отправились на полку.
Вторую жизнь они получили благодаря неприятностям, случившимся спустя пять лет в Гамбурге. Зимой 1770—1771 года замёрзла акватория Гамбургского порта, из-за чего судовладельцы были вынуждены простаивать и несли ощутимые убытки. Тогда власти Гамбурга купили у Бритнева чертежи его ледокола и построили собственные — по образу и подобию «Пайлота».
Немецкие ледоколы спасли ситуацию, и примеру Гамбурга вскоре последовали в Швеции, Дании и даже в США. К слову, считается, что именно «Пайлот» вдохновил адмирала Макарова построить легендарный арктический ледокол «Ермак».
Сам Кронштадт, по сути, можно назвать городом-«Фениксом». Крепость за время своего существования несколько раз терпела серьёзные катастрофы, разрушавшие значительную часть строений. Но, тем не менее, город раз за разом отстраивали, восстанавливали и возрождали вновь.
23 июля 1764 года, через 60 лет после основания, в Кронштадте случился страшный пожар, уничтоживший большую часть города. Из первых строений петровских времён остались невредимы и «дожили» до нашего времени только Петровский док, Опытный бассейн и часть укреплений форта Кроншлот.
После катастрофического пожара город начали отстраивать практически заново — по генеральному плану архитектора Чевакинского. Впрочем, и до этого эпохального пожара огонь охватывал Кронштадт довольно часто.
Через полстолетия, в 1824 году, город постигла беда совсем другого толка: в Кронштадте случилось сильнейшее наводнение. Речь о том самом эпохальном наводнении, страшнее которого не случалось за всю историю Петербурга и его окрестностей. Именно этому событию Пушкин в своё время посвятил поэму «Медный всадник».
Водная стихия уничтожила своим напором часть портовых построек и крепости, а также множество городских строений. Вот как описывалось это событие в «Кронштадтском вестнике» от 1885 года:
«В гаванях царил невообразимый хаос. Суда, брошенные на мель, образовали в нескольких местах сплошную кучу, из которой, казалось, и вывести их было невозможно, или это, по крайней мере, представляло гигантский труд. Деревянных укреплений на гаванских стенках не существовало более; они были снесены ещё до рассвета этого злосчастного дня с пушками и находившимися на них якорями и ядрами <….> Словом, бедствие, по своим тяжким последствиям и ценным результатам, было громадное».
Как отмечал в «Морском сборнике» № 7 за 1881 год К. Головин, в результате наводнения в Кронштадте погибло около 100 человек гражданского населения и «некоторое количество» военных, в основном — часовые, отказавшиеся покинуть свой пост. Были полностью разрушены 29 домов, а еще 196 домов стали непригодны для жилья. В целом же пострадало около 400 домов.
В гавани на якоре удержалось только 12 судов, а ещё 93 корабля были выброшены на мели и молы либо сбиты в угол гавани. В целом, ущерб от наводнения составил несколько миллионов рублей, что по тем временам было просто космической суммой.
После этого несчастья было решено капитально перестроить город-крепость. Был создан Комитет об устройстве Кронштадта, и в городе появились со временем Гостиный двор, военно-морской госпиталь, арсенал и многое другое.
Впервые в мире в Кронштадте появились не только ледоколы, но и водолазы. Водолазная школа была основана здесь в 1882 году указом Александра III — для подготовки квалифицированных специалистов, способных работать под водой.
Необходимость в таких кадрах возникла после окончания Крымской войны, когда множество судов оказались затопленными, а вместе с ними ко дну пошли и орудия. Орудия следовало поднять, а суда — убрать из фарватера. Этой работой и должны были заняться российские водолазы.
Отметим, что необходимость в таких кадрах возникла у Российского флота давно, но до этого данную функцию выполняли «вольные водолазы», которые стоили казне довольно дорого. При этом, сами такие «вольные стрелки» часто были во многом безграмотны, а своих учеников больше запугивали, чем учили.
Теперь же в стране появились профессионалы «для судовых надобностей и подводных минных работ». Между прочим, курировал первую Водолазную школу сам Великий князь Алексей Александрович.
В новой школе каждый водолаз должен был проходить обязательный медосмотр. Студенты спускались под воду не менее четырёх раз в месяц. Зимой погружения водолазов не прекращались — для этого в школе был создан специальный гидротанк глубиной 3,5 метра. А в 1896 году для зимних погружений появился семиметровый бассейн, оснащённый электрическим освещением.
За первые четыре года существования учебное заведение подготовило 200 водолазов нижних чинов и 40 офицеров. В советское время школа была эвакуирована, затем вернулась вновь в Петроград, а позже в Кронштадт, но в 1924 году окончательно переехала в Севастополь.