Ёст Тёне — эксперт по скрипкам Страдивари международного уровня из Германии. Струнными инструментами, их изучением и продажей мистер Тёне занимается уже 30 лет. Сейчас, впрочем, его уже давно не интересуют обычные скрипки. В центре внимания немецкого бизнесмена и эксперта — исключительно инструменты, созданные великим мастером Антонио Страдивари. На их оценке и перепродаже он и сосредоточился в последние годы.
В Петербург Ёст Тёне привёз плод своих десятилетних трудов — созданную им «Энциклопедию инструментов Антонио Страдивари» в восьми томах, общим весом 50 килограмм. Книги мистер Тёне передал в дар петербургскому Музею театрального и музыкального искусства.
На презентацию своей работы гость из Германии явился не один — вместе с ним Шереметевский дворец посетил известный немецкий скрипач Миша Кибардин. Ещё одной «приглашённой гостьей» стала подлинная скрипка Страдивари, созданная мастером в 1699 году. На скрипке, имеющей имя «Ауэр Бенвенутти», Кибардин исполнил несколько композиций под аккомпанемент фортепиано.
«Энциклопедия инструментов Антонио Страдивари» — удивительная работа с лаковыми репродукциями инструментов в натуральную величину, в мельчайших деталях повторяющая внешний вид оригинальных скрипок и виолончелей мастера, вплоть до оттенков цвета.
Чтобы выпустить восьмитомник, мистер Тёне в течение десяти лет путешествовал по разным странам вместе с одним из лучших фотографов мира. Эксперт связывался с владельцами инструментов Страдивари и фотографировал скрипки в высоком качестве. Всего в энциклопедии представлены фотографии 300 инструментов мастера.
— Примерно половина инструментов была отфотографирована в Кёльне, в Германии, — рассказал в интервью 78.ru Ёст Тёне. — Для фотографирования остальных инструментов мы должны были путешествовать в различные страны: Италия, Америка, фотографировали скрипки в Смитсоновском институте, в Библиотеке Конгресса. Ездили и во многие другие страны, вплоть до Японии и Тайваня. Но очень большое количество инструментов в Европе, особенно в Германии и Швейцарии. И, конечно, в Италии.
Как отметили на презентации восьмитомника, цвета фотографий полностью соответствуют цветам реальных инструментов — их перед печатью тщательно проверял сам Ёст Тёне. Напечатана книга была в собственной типографии эксперта Jost Thoene Verlag, а переплеталась в единственной в Германии переплётной мастерской, работающей с такими размерами. Формат книг — 320 на 450 мм, что позволило автору напечатать в полную величину даже фото виолончелей Страдивари размером 960 мм на 450 мм.
— Это уникальная возможность — сделать такое издание, — признался в беседе мистер Тёне. — Моей задачей была максимально полная презентация инструментов Страдивари. Это особенно важно для мастеров скрипичного дела, которые могут один к одному увидеть инструменты и заметить все нюансы.
Впрочем, такая точность вовсе не значит, что книги Ёста — руководство для современных мастеров, пытающихся копировать уникальные работы мастера. В интервью мистер Тёне отметил, что скопировать Страдивари невозможно. Да это и не нужно сегодня:
— Нет никакого смысла копировать произведения искусства, которые были созданы 300 лет назад. Я хочу предостеречь и простимулировать скрипичных мастеров создавать свои шедевры. Сегодняшние залы, в которых мы даём концерты, требуют совершенно другой формы инструмента. Так как они другие, необходимо другое звучание, другие возможности.
Сам Антонио Страдивари родился в итальянском городке Кремона в 1644 году. Свои первые скрипки он начал изготавливать в 18 лет — и занимался этим искусством вплоть до своей смерти в 1737 году. За 93 года своей жизни, за 75 лет труда итальянец изготовил более тысячи инструментов.
К слову, Страдивари делал не только скрипки — на его счету есть и виолончели, и альты, и гитары, и даже одна арфа. До наших дней сохранились около 550 скрипок Страдивари. Несколько из них есть и в России.
Вплоть до начала XVIII века итальянский мастер искал собственную идеальную «скрипичную формулу». И только в начале 1700-х появляются лучшие, «золотые» инструменты Страдивари. Итальянец много экспериментировал и с формой самих скрипок, и с деревом, и с составом лака.
В итоге, в 60 лет он пришёл к выводу, что лучше всего для дек скрипок использовать ель определённого сорта. Но и сорт — это ещё не все, огромное значение имело время года, в которое спилено дерево, ведь по весне в нём могло быть слишком много соков, и древесина становилась слишком мягкой и непригодной для инструментов.
Многие эксперты уверены, что тайна скрипок Страдивари кроется в особой их форме. Отчасти это так — его скрипки более крупные и длинные по сравнению с классическими экземплярами. Это отметил и мистер Тёне — на примере скрипки «Ауэр Бенвенутти», на которой сыграл 29 апреля Миша Кибардин.
Кроме того, долгие годы мастер экспериментировал с толщиной дек, изменяя их в разных частях инструмента на доли миллиметров. Разная толщина давала разное звучание. Некоторые инструменты Страдивари имеют также иную форму отверстий-резонаторов, а отдельные экземпляры — и вовсе дополнительные отверстия, серьёзно изменяющие «голос» скрипки.
Важное значение имеет и лак — по мнению многих экспертов, эластичный лак на инструментах Страдивари влияет на резонанс. Его, по преданию, изготавливали из смолы редких видов деревьев, росших неподалёку от дома мастера. Сейчас же эти деревья вырублены, а секрет лака навечно утерян.
Некоторые считают, что значение имела также грунтовка, которую наносил мастер на древесину перед покрытием лаком, и различные составы, в которых вымачивал сырьё итальянец для спасения инструментов от жуков-древоточцев. Но всё это — до сих пор открытая тема. Истинные фанаты Страдивари уверены, что на самом деле мастер подписал договор с дьяволом, и в каждый из тысячи своих инструментов он заключил частичку своей души.
Скрипки Страдивари умеют петь на разные голоса. По утверждению некоторых специалистов, мастер изначально вкладывал в них тот или иной голос — звонкий детский или нежный женский. У Ёста Тёне есть своё экспертное мнение на этот счёт.
— Искусство Страдивари заключается в том, что он своими руками чувствовал дерево. И через своё высокое мастерство он знал, как можно каждый кусочек дерева обработать, чтобы это дерево начинало звучать, — объяснил мистер Тёне. — То есть каждая часть у каждого инструмента индивидуальна и немножко видоизменена.
Историки уверены, что Страдивари обладал идеальным слухом. И каждый свой инструмент он изначально мог «слышать».
— Особенность инструментов Страдивари в том, что он изначально мог представить, как будут звучать эти инструменты в больших залах, — рассказал наш собеседник. — Во времена Страдивари концертные залы были примерно такого же размера, как, например, здесь, в Шереметевском дворце. В наше время концертные залы стали огромными, но при этом инструменты Страдивари сохранили своё звучание.
Сам Ёст Тёне родился в семье известного музыканта и композитора — Карла Тёне, ученика скрипача-виртуоза Тибора Варга. С детства Ёст учился играть на струнных инструментах, и страсть к скрипкам сохранил навсегда. Скрипичным бизнесом он занялся ещё 30 лет назад, и довольно быстро бизнес увлечённого альтиста пошёл в гору: инструменты у него стали заказывать музыканты Берлинской и Венской филармоний, а также сольные исполнители.
Столкнувшись впервые со скрипкой Страдивари, Ёст Тёне влюбился в её «царское качество». И, конечно, на каждой из скрипок великого мастера, попадавшей в его руки для перепродажи, мистер Тёне пробовал играть сам. Как отметил эксперт, у него в сознании сложилась собственная система «иерархии» скрипок Страдивари в сравнении друг с другом.
— Многое зависит от того, где на инструменте в принципе играют, — подчеркнул в интервью Ёст Тёне. — Вы получаете в зависимости от этого абсолютно разные впечатления от возможности поиграть на этом инструменте.
Скрипки Страдивари как уникальные инструменты имеют не только неповторимые форму и звучание — каждая из них также со временем получила собственное имя. К примеру, самая дорогая из них называется «Леди Блант», в честь своей хозяйки — внучки лорда Байрона леди Анны Блант, которая владела скрипкой в течение 31 года. Эта скрипка в 2012 году была продана за рекордные 15 миллионов долларов.
Альт «Мендельсон» принадлежал в своё время Мендельсону, а скрипка «Le Brun» — Шарлю ле Брюну и самому Никколо Паганини. Однако, занимаясь изучением и фотографированием инструментов мастера, Ёст Тёне обнаружил, что некоторые из них до сих пор не получили имён. И эту оплошность он решил исправить, придумав имена для скрипок Страдивари самостоятельно.
— Из трёхсот инструментов я дал имена примерно сорока, — рассказал нам эксперт. — Чтобы было чёткое определение для общества. И чтобы более уважительно относиться к истории. Ведь музыканты, которые играли на этих скрипках, оставляют память о себе.
Конечно, одной скрипкой мастера могли пользоваться в разное время разные музыканты — в том числе очень талантливые и известные.
— Было очень сложно работать с историей инструментов, особенно русских, — признался Ёст Тёне. — Например, скрипка «Горский» получила название от имени музыканта Горского, который играл на ней и вошёл в историю.
«Русскими» в данном случае эксперт назвал скрипки Страдивари, чья музыкальная жизнь тесно связана с Россией. Их в энциклопедии, созданной энтузиастом, оказалось около 18.
В беседе с 78.ru Ёст Тёне признался, что во время работы над «Энциклопедией инструментов Антонио Страдивари» его очень поддерживала семья — жена и шестеро детей, и без их поддержки такой огромный труд он вряд ли смог бы завершить.
Как отметил мистер Тёне, помимо путешествий по всему миру ему пришлось привлекать для создания фотографий очень дорогое фотооборудование: каждая камера для таких съёмок стоит, по его словам, как автомобиль класса «люкс». При этом, финансировал немецкий эксперт создание книг из собственного кармана.
Но это — ещё не конец работы всей жизни знатока Страдивари. Ёст Тёне заявил, что он ещё достаточно молод, чтобы исследовать оставшуюся часть инструментов мастера:
— Я планирую выпустить ещё четыре части энциклопедии со 150 инструментами. Некоторые из этих инструментов мы уже отфотографировали и задокументировали, но сейчас еще ждём поддержки спонсора, который мог бы поддержать этот проект финансово. Для одного тома уже нашли спонсора — это немецкий промышленник.
А пока в Музее музыки на Фонтанке можно увидеть самое большое и полное на сегодня издание о волшебных инструментах Страдивари — с сотнями фотографий в полном размере, передающими внешний вид инструментов мастера в мельчайших деталях.