Культура
18:355 апреля 2019

Историк моды и телеведущий Александр Васильев: «Современный театр – это помойка!»

Лицо передачи «Модный приговор», блестящий ведущий Александр Васильев привёз в Петербург выставку своих работ. В интервью 78.ru он рассказал о своей тесной связи с театром, а также поведал о модных тенденциях и раскрыл тайну голых щиколоток молодёжи.
Александр Васильев/ Фото: 78.ru

Театр как первая любовь

Александр Васильев широко известен в нашей стране как яркий и харизматичный ведущий передачи «Модный приговор» на Первом канале. Всегда эффектно одетый, он точно знает, что «подсудимому» не следует носить ни в коем случае, а что подчеркнёт фигуру и омолодит на десять лет.

Многие знают также, что Васильев – историк моды и владелец самой обширной частной коллекции русского костюма, в который вошли предметы гардероба многих знаменитостей прошлого. Среди самых известных экспонатов этой коллекции – шёлковый костюм Майи Плисецкой, подаренный ей самой Коко Шанель. Есть также наряды Галины Улановой, Любови Орловой, Людмилы Гурченко, переданные в его коллекцию лично звёздами.


Однако мало кому известно, что первая, главная и любимая специализация Александра Васильева – театральный художник. С 1981 года по настоящее время он занимается созданием эскизов костюмов для спектаклей. Отец Александра Васильева также был театральным художником, а мать – драматической актрисой.

Впервые Васильев попал в театр в возрасте 4 лет – мама привела маленького Сашу за кулисы, и мальчика был очарован. В 1981 году, в возрасте 23 лет он приступил к работе над своим первым спектаклем в Москве, а уже в 1982 уехал в Париж – где продолжил создавать необычные и яркие эскизы.

В Петербурге 5 апреля в галерее Arts Square Gallery на Итальянской улице открылась выставка театральных эскизов Александра Васильева. Здесь можно увидеть работы, сделанные маэстро для спектакля «Ромео и Джульетта», поставленного в 1997 году на сцене Королевского балета Фландрии, эскизы для «Дон Кихота» 1998 года (Национальный балет Мексики), работы для театров Франции, Великобритании, Японии…

– На протяжении долгих лет я занимался исключительно театральными костюмами и декорациями, – рассказал в интервью 78.ru Александр Васильев. – Как автор костюмов и декораций я создал около 120 спектаклей в 35 странах мира.

По словам художника, в разгар своей театральной карьеры он «выпускал» около семи спектаклей год – в качестве художника по костюмам. Как правило, это были исторические, музыкальные, оперные и балетные спектакли, где требовались по-настоящему интересные наряды.

#

Фото: 78.ru

#

Фото: 78.ru

#

Фото: 78.ru

«Мне не хочется делать из Карениной партийного работника»

Сам факт, что телекарьера Александра Васильева затмила в глазах людей его вклад в театральное дело, очень расстраивает маэстро. Но в наши дни полноценно работать по любимой специальности у него просто нет возможности.

– Я работал в больших государственных театрах разных стран в ту пору, когда были бюджеты на костюмы, – вспоминает он. – Сейчас эстетика театра сильно изменилась. Почти везде костюмы переходят на современность. Вместо того, чтобы одеть персонажей в исторические костюмы, им предлагают одежду из универмага. Вот как люди ходят на улицу, так они и выходят на сцену! Поэтому моя специальность театрального художника оказалась на сегодняшний момент не так востребована, как моя специальность телеведущего и историка моды.

«Осовременивание» театра Васильев считает одной из самых страшных ошибок, уничтожающих саму суть этого вида искусства. Наш собеседник признаётся: невозможность работать в театре так же продуктивно, как раньше – это «большая обида» для него:

– Никто не хочет истории на сцене. Все хотят, чтобы всё переиначилось на эпоху сегодняшнего дня. А эпоха сегодняшнего дня меня совершенно не интересует. Мне не интересно одевать Ромео и Джульетту в рваные джинсы, футболки и майки. Это просто не доставляет мне удовольствия. Мне не хочется сделать из Анны Карениной партийного работника в эпоху Сталина.
#

Фрагмент перфоманса "XX век. Бал"/ Художники по костюмам - Александр Васильев и Мария Данилова/ Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova

#

Фрагмент перфоманса "XX век. Бал"/ Художники по костюмам - Александр Васильев и Мария Данилова/ Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova

То, что в наши дни называют «современным театром», Александр Васильев вовсе не почитает за театр. Маэстро твёрдо уверен:

– Это не театр, это помойка! Вы считаете, когда на сцене стоят мусорные баки и люди вылезают оттуда – это театр? Это не театр, это профанация, мы не должны билеты на это покупать! Я просто горячий противник этого, не то что не сторонник. Я считаю, что это абсолютное разрушение всякой традиции. Для этого не надо учиться. Залезть в помойку может каждый.

Васильев признался – возможно, его мнение старомодно, но он от него не отступится. «Современный театр» он также жёстко обвиняет в неуважении к зрителю.

– Для меня спектакль – это невиданное действие. Я всё время хочу удивлять публику, как когда-то удивлял Дягилев, – заявил наш собеседник. – И я думаю, что мои костюмы обладали – возможно, это тщеславно, но я не стесняюсь – магией этого удивления.
#

Фото: 78.ru

#

Фото: 78.ru

#

Фото: 78.ru

#

Фото: 78.ru

#

Фото: 78.ru

Брежневская Москва vs Париж: курс на самостоятельность

Тем не менее, было время, когда в распоряжении маэстро были бюджеты и люди. Но переезд из Советского Союза в Париж в 1980-х заставил Васильева полностью поменять подход к работе.

– В России в ту пору, когда я работал – а это была эпоха Брежнева – были очень раздутые штаты. В каждом театре была красильщица, были бутафоры, аппликаторы, люди, которые занимались вышивкой, росписью, париками, обувью, гримом, портнихи, был мужской цех, женский цех, те, кто занимался стиркой, костюмеры, которые всё это хранили… На Западе все эти должности сокращены. Многое приходилось делать самому, – вспоминает наш собеседник.

Свои идеи приходилось порой реализовывать собственноручно в прямом смысле:

– Я к этому долго привыкал. Мне говорили: «Вот вы нарисовали такую сложную шляпку, вы её и сделайте. Вы придумали такую корону – вот сядьте сейчас и нанижите, если вы считаете, что это так легко». И, я делал. Очень многое приходилось делать руками.
Фото: globallookpress.com/ Anatoly Lomohov
Фото: globallookpress.com/ Anatoly Lomohov

Была у парижского театра и другая особенность.

– Я очень много работал на подборе, и я добился блистательных результатов, – рассказал Александр Васильев. – Подбор – это костюмы отыгранных спектаклей. Когда бюджет небольшой, прибегают к ним. В основном все дизайнеры очень строптивые, они говорят: «Я не полезу в старый гардероб искать замену плащу, который я нарисовал!» А я не боялся. Мне нужен был зелёный плащ – я бежал и искал, нет ли в другом спектакле, который больше не идёт, аналогичного зелёного плаща.

Этот способ обогатить гардероб актёров Александр Васильев использовал на Западе очень активно и продуктивно. К примеру, для своего «Лебединого озера» он в те времена брал костюмы пятидесятилетней давности. И это помогало колоссально экономить.

– Поэтому меня всегда приглашали вновь и вновь, – смеётся наш собеседник. – Говорили: «Васильев – экономный». А мне это нравится. Мне не нравится тратить чужие деньги, я не расточитель в этом смысле. Я считаю, что если уже есть сапоги, и они в хорошем виде, и они точно той конфигурации, которой вам нужны, то надо их использовать – и не надо шить новые.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Девять сотен примерок и один спектакль

Александр Васильев работал по всему миру, от США до Японии, от Швейцарии до Мексики. И, конечно, в первую очередь театры разных стран различаются затратами на постановки.

– Я застал потрясающее счастье – возможность работать в странах, где проблемы с бюджетом не стояло. Это, в первую очередь, Япония, которая тратила всегда сколько угодно на костюмы: в среднем театральный костюм в Японии стоит 10 000 евро. Это также Швейцария, самая богатая страна Европы, где мы ни в чем не испытывали нужды, и Германия, самая организованная страна, – поделился маэстро.

Все остальные страны экономят по максимуму:

– Экономили и в Италии, и во Франции, и в Испании, и даже в Великобритании. Довольно хорошие бюджеты были всегда в США. А вот страны Третьего мира: Мексика, Турция, Чили – в них были самые маленькие бюджеты. Но цены там были всегда такие низкие, а рабочие руки стоили так мало, что они были готовы делать то, что в других странах отказывались – например, сложные головные уборы.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Пошить костюмы на одну классическую постановку – работа поистине адская. Как рассказал Александр Васильев, требуется просто невероятное количество нарядов:

– Любая опера сегодня – это минимум 300 костюмов. Потому что в опере всегда хор 60 человек, и он переодевается в трёх актах. Это уже получается 180. Плюс миманс (артисты массовых сцен – прим. ред.), плюс основные исполнители. И, если вам интересен секрет любого театра – все солисты имеют три состава. Потому что одна заболела, другая не смогла, поэтому на каждую роль надо шить по три идентичных костюма, но разных размеров.

Для художника по костюмам это количество нужно умножить на три – и получится его примерный объём работы. Почему? Всё просто, объясняет Васильев:

– Каждый костюм требует трёх примерок. Первый этап – макет, то есть эскиз в ткани, часто хлопчатобумажный, чтобы понять длину, объём, форму крепления. Вторая примерка – уже из раскроенной ткани. Третья – последняя примерка, когда костюм почти готов. Мы подгоняем его по фигуре и комбинируем его с париком, масками, ювелирными украшениями. То есть, если вы делаете оперу, то вам нужно провести 900 примерок.
Фрагмент перфоманса
Фрагмент перфоманса "XX век. Бал"/ Художники по костюмам - Александр Васильев и Мария Данилова/ Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova

В среднем, художник театра делает от 15 до 20 примерок в день. Но утомляет не столько сама примерка:

– У вас язык на плече к концу рабочего дня, потому что каждый ещё высказывает своё мнение, плюс кто-то опоздал, не пришёл…

В этом плане Россия особенно отличается:

– Русские – самые строптивые. У них у всех своё мнение касательно костюма. Любая кордебалетница готова прийти и сказать, как она это видит. На Западе это полностью запрещено. Артист балета или артист оперы не имеет права произнести никакого слова против или за решение режиссёра. Если режиссёр или постановщик выбрал такое эстетическое решение, значит, будет так. А не потому, что она скажет: «Вы знаете, мне голубой не идёт, хочу зелёный». Но в России это принято. Любят у нас свободу и своевластие…
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Современные модные тенденции: шубы из Чебурашки, унисекс и оверсайз

Самый известный знаток моды в нашей стране рассказал также об основных модных тенденциях сегодняшнего дня. И они, по словам Александра Васильева, не слишком его радуют:

– Главная тенденция – унисекс. Если говорить о женской моде, то одно из центральных направлений – это мужские костюмы оверсайз, которые полностью закрывают женскую фигуру, с мужским типом брюк-бананов и со спортивной обувью, желательно 43 размера. Такая обувь называется ugly shoes. Она сделана так, что подмётка зрительно увеличивает женскую ногу. Это выглядит, на мой взгляд, дико уродливо, но публике нравится.

Если же говорить о модных цветах – опять популярны все цвета радуги. Разгуляться современным модникам есть где:

– Сейчас в тренде все оттенки жёлтого. Также все оттенки розового: цвет nude – телесный, коралловый и другие. Очень популярные оттенки оранжевого, зеленоватая гамма, синеватая гамма. И красный цвет. То есть в моде яркие, экстравагантные моноцвета. Также по-прежнему популярен анималистический принт.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Тенденция возвращения к жизни моды девяностых также не утихает. И речь не только о ярких спортивных костюмах. Самое время достать большое жестяное ведро и поставить его на плиту!

– В моде деним в состоянии stone washed – то, что называется по-русски «варёнка»,– рассказал модный эксперт.

Как и в сфере театра, в повседневной моде Александра Васильева печалит тенденция на полный отказ от натуральных тканей. В частности, в наши дни можно чётко проследить замещение меха, замши и натуральной кожи искусственными материалами – совершенно неравноценное, уверен специалист.

– Если говорить о верхней одежде, то сейчас в моде синтетика в виде свежеубитого Чебурашки. Чебурашковые шубы – самые популярные. Причём разных цветов: голубого, бордового цвета, нежно розового…

Моду не всегда легко объяснить. И далеко не каждая эпоха в этом сложном мире – эпоха красоты.

– Я не могу сказать, что это самый счастливый период в мире моды, но он такой, какой есть, и он ярко выражен, – развёл руками маэстро.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Объяснил Александр Васильев и странную любовь молодёжи к оголённым щиколоткам, прикрывать которые носками многие не готовы даже в сильный мороз. По мнению историка моды, это ни что иное, как влияние ислама – которого, конечно, никто не замечает.

– В следующем сезоне все женщины будут ходить в платочках, это тоже будет влияние ислама, но никто не будет об этом знать, – отметил маэстро.

Собственно моду оголять щиколотки он сравнил с модой начала двухтысячных на голый живот. Девушки в топиках и коротеньких шубках «грелись адреналином» даже в дикий мороз – и в сознании молодёжи, по сути, ничего не изменилось.

Костюмы звёзд: недальновидный Леонтьев и щедрая Пугачёва

Сейчас в мире по-прежнему идёт почти два десятка спектаклей, оформленных Александром Васильевым. Сам он уже не делает по семь спектаклей в год, тем не менее, совсем недавно создал 700 костюмов для постановки Анны Сигаловой «XX век. Бал».

Кроме того, в Национальном театре города Эссена в Германии под руководством Васильева ставится сейчас балет «Три сестры». Немецкой постановкой руководит давний друг маэстро – звезда Мариинского театра 1960-1970-х Валерий Панов.

Кроме того, Александр Васильев занимается и организацией выставок – ведь свою огромную коллекцию он вовсе не хочет скрывать от публики! Постоянная экспозиция есть в Москве в выставочном комплексе ВДНХ. Кроме того, в скором времени он представит полное собрание настоящих концертных костюмов Аллы Пугачёвой, подаренных ему звездой лично.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Как отметил Васильев, не все звёзды трепетно относятся к своим костюмам.

– Валерий Леонтьев сжёг недавно 150 костюмов из своего отработанного репертуара. А мне передал всего один! – сокрушается маэстро.

Но главная «женщина, которая поёт» нашей страны оказалась дальновидней:

– Пугачева всё сохранила – начиная с самого первого своего балахона! Вызвонила меня, пригласила в свой замок и передала все свои костюмы. Да, скоро будет выставка костюмов Аллы Пугачёвой. Она национальная героиня, её в нашей стране очень любят.

Если подходящая площадка найдётся в Петербурге – коллекцию нарядов примадонны увидят и жители нашего города. А пока можно полюбоваться на действительно нетривиальные театральные эскизы маэстро. Средняя стоимость одного рисунка – около 300 тысяч (да, работы продаются). Но рекорд был куда значимей: в Гонконге один из эскизов Александра Васильева был куплен за 200 тысяч долларов.

МодаКультура ЗвездыМузеиТеатрыИстория
Новости партнеров